Попытки дестабилизации в Азербайджане
Политика США, направленная на подчинение себе других государств, в том числе, через организацию там постановочных «цветных» революций, в полной мере относится к таким постсоветским странам, как Азербайджан, тем более, с учетом его важного геополитического положения между Россией и Ираном, и существенных нефтегазовых и транзитных ресурсов республики.
США и их европейские сателлиты все более явно обозначают свое недовольство Азербайджаном и, очевидно, намерены попытаться реализовать в нашей стране сценарий очередной "цветной революции" по рецептам небезызвестного Джина Шарпа, ранее опробованным с успехом в Белграде, Тбилиси и Киеве.
Запад не может не замечать того факта, что руководство Азербайджана осуществляет независимую политику и, при всей торговле нефтью и газом с Европой, не собирается политически встраиваться в западное сообщество под патронажем США. Расчеты на то, что трубопроводы Баку – Тбилиси - Джейхан и Баку – Тбилиси - Эрзурум накрепко привяжут Азербайджан к «западной колеснице» и сделают из него какое-то геополитическое подобие прибалтийских республик, Молдавии, или нынешней Украины, явно не оправдались. Страна проводит независимый курс, называемый «политикой баланса», с первостепенным учетом собственных национальных интересов.
Западу не могут импонировать и укрепляющиеся связи Азербайджана с Россией, в том числе активизация их военного и военно-технического сотрудничества. Так, недавно прошел дружеский визит кораблей Каспийской флотилии Военно-морского флота России в Баку, который совпал с торжествами по случаю 23-летия независимости Азербайджана. А незадолго до этого с официальным визитом в Азербайджане побывал министр обороны России Сергей Шойгу. Он обсудил с военно-политическим руководством Азербайджана вопросы, касающиеся дальнейшего развития военного и военно-технического сотрудничества, а также ряд актуальных вопросов обеспечения региональной и международной безопасности, перспективы укрепления взаимодействия на Каспии.
Военное сотрудничество России и Азербайджана на Каспии является стратегически важным. Согласно решениям президентов России и Азербайджана Владимира Путина и Ильхама Алиева, в 2015 году наши две страны проведут ряд совместных военно-морских учений. Будут отработаны действия по защите судоходства, обеспечению безопасности морской экономической деятельности и т. д. Существенным также является то, что Каспийский регион обладает большими запасами углеводородов, в то время, как влияние США и Европы на него ограничено. На саммите прикаспийских государств в Астрахани 29 сентября были выработаны меры обеспечения коллективной безопасности в Каспийском регионе при соблюдении принципа отсутствия на Каспии вооруженных сил, не принадлежащих прикаспийским государствам. А это кладет конец попыткам США протащить под тем или иным видом свое военное присутствие в регионе. И этот принцип разделяют руководители всех прикаспийских стран, в том числе и президент Азербайджана Ильхам Алиев. И это, конечно, не нравится США и НАТО.
Реформирование и перевооружение армии преимущественно на основе российского оружия, отказ от подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом и выстраивание отношений с НАТО на сугубо равноправной основе, без подчинения Азербайджана этому блоку и встраивания в его упряжку, стали отличительными чертами азербайджанской политики в последние годы. И все это на фоне очевидного сближения между Баку и Москвой означает, что попытки Запада дестабилизировать ситуацию в республике и организовать здесь «цветную революцию» продолжатся.
Любопытно, что накануне саммита прикаспийских стран США и контролируемые ими международные правозащитные организации начали кампанию давления на Азербайджан. Президент США Барак Обама, выступая 23 сентября на ежегодной сессии «Клинтоновской глобальной инициативы», назвал Азербайджан в числе стран, где «нарушаются фундаментальные свободы». В этот же «черный список» президента США попали Россия, Китай, Венесуэла и ряд других стран, не желающих подчиняться диктату Вашингтона. Заявив, что права человека и демократия являются фундаментальными принципами национальных интересов США, Обама заявил, что только уважающие эти принципы страны смогут поддерживать хорошие отношения с США.
С аналогичных позиций выступили и известные западные правозащитные организации. Так, Human Rights Watch обратилась к Совету Европы с призывом оказать давление на азербайджанские власти "с целью освобождения прозападных оппозиционеров". А организация «Международная инициатива прозрачности в добывающих отраслях», в которую входят многие нефтедобывающие страны, в том числе и Азербайджан, приняла решение направить в январе 2015 года в нашу страну досрочную оценочную миссию с целью мониторинга соблюдения Азербайджаном обязательств по обеспечению свободы деятельности бизнеса и неправительственных организаций.
В принципе, такая кампания, якобы, «в защиту демократии и прав человека» и «против авторитарного правления» в той или иной стране обычно является прологом для попыток осуществления там смены власти и насаждения нового карманного прозападного режима. Это происходило в ходе «цветных революций» в арабских странах, а также в СНГ, когда свергались легитимные политические режимы, которые Запад считал недостаточно послушными или невыгодными себе с геополитической точки зрения. Однако в отличие от Украины, где у западных эмиссаров все пошло, «как по маслу», в Азербайджане ситуация иная - более сложная для реализации здесь планов «цветной революции».
В планах переворота по лекалам вашингтонских стратегов большую роль играют спонсируемые Западом неправительственные организации (НПО). Эти структуры, а также близкие к ним прозападные партии, выступают в роли «пятой колонны», а ими и их информацией пользуются в целях дестабилизации обстановки в стране. Прозападные НПО и партии являются агентами большой политики США, прикрытой понятием «распространение ценностей демократии». В сущности, США и их союзники используют стандартную демагогию о «правах человека», «свободе гражданского общества» и «демократии» в целях дестабилизации обстановки в Азербайджане.
Финансируемая извне «цветная» оппозиция, которая сегодня призывает людей выходить на митинги под лозунгами «демократии и защиты прав человека», осуществила уже в 1992 году прозападный государственный переворот под вывеской «Народного фронта Азербайджана» и силой захватила власть, сделав президентом так называемого «национального демократа» и непримиримого русофоба Абульфаза Эльчибея. «Народный фронт» и прочие «национальные демократы» удержали власть всего лишь в течение одного года, доведя страну до состояния глубочайшего кризиса в экономике, внутренней и внешней политике. Однако теперь именно эти силы, прочно севшие на «иглу» западного спонсирования и директив, являются основным отрядом оппозиции в Азербайджане.
Следует отметить непрозрачность деятельности НПО, финансируемых по линии Госдепартамента США. Там бытует коррупция, а в их бюджетах доминируют государственные средства. При этом финансирование деятельности различных НПО, формирующих «пятую колонну» в Азербайджане, в целом, изначально исходит от правительства США в лице Госдепартамента. Госдепартамент выдает деньги основной организации по продвижению демократии — Агентству США по международному развитию (USAID). USAID в свою очередь финансирует Национальный фонд демократии (NED), который в свою очередь выделяет средства таким организаторам «цветных революций» как Международный республиканский институт (IRI) и Национальный демократический институт (NDI). Помимо этого, USAID и Национальный фонд демократии непосредственно сами также финансируют местные НПО и представительства иностранных организаций в Азербайджане. То есть, деньги налогоплательщиков США тратятся на то, чтобы осуществить «цветную революцию» в других странах или же заставить их правительства выполнять все требования американской администрации.
Следует, однако, отметить, что власти Азербайджана накопили достаточно большой опыт противодействия технологиям «цветной революции». Так, они успешно подавили такие попытки на фоне внеочередных президентских выборов октября 2003 г. и парламентских выборов ноября 2005 года.
В 2003 г. правая прозападная оппозиция хотела воспользоваться кончиной президента Гейдара Алиева и захватить власть с помощью массовых уличных протестов под заранее заявленными лозунгами «неминуемой фальсификации внеочередных президентских выборов». Партии «Народный фронт», «Мусават» и другие прозападные партии и НПО заранее объявили, что победа кандидата от оппозиции, лидера «Мусават» Исы Гамбара «неизбежна, но будет украдена властью у народа». И сразу после голосования они устроили массовые протесты, вылившиеся в массовые беспорядки в Баку, с насилием против органов охраны правопорядка.
Однако расчет прозападной оппозиции и ее «евроатлантических» вдохновителей оказался неверным. Так, правящая элита не раскололась, а, наоборот, при виде угрозы, сплотилась вокруг нового президента Ильхама Алиева. Перебежчиков в «цветной» лагерь не оказалось, а власть проявила решительность и жесткость в подавлении массовых беспорядков, в отличие от того, что имело место в Белграде, Тбилиси и Киеве. Поэтому, не были соблюдены два важных условия победы «цветной» революции – разброд и шатания в правящей элите и нерешительность власти перед лицом натиска улицы.
Вторая серьезная попытка организации «цветной революции» была предпринята в ноябре 2005 г., на фоне парламентских выборов. Здесь тоже прозападная оппозиция в лице партий «Мусават», «Народный фронт», и других, а также ряда НПО, заранее объявила о неминуемой фальсификации выборов, на которых, «разумеется, должна победить оппозиция». Но здесь ситуация несколько отличалась от 2003 г. Так, внутри власти на тот момент появились определенные фигуры, набравшие вес в качестве автономных «центров притяжения», с претензией на «собственную игру». Прозападная оппозиция решила воспользоваться этим фактором для провоцирования раскола в правящей элите. Однако власть просчитала эту возможность и нанесла упреждающий удар. Буквально за 10 дней до выборов эти чиновники были уволены, а некоторые из них арестованы по обвинению в коррупции. Удар был в самую точку, тем более что общественное мнение, действительно, считало этих чиновников одними из самых коррумпированных.
То есть, власть, решительно и не рассусоливая, нанесла упреждающий удар по тем своим представителям, которых она резонно заподозрила в намерении «перебежать» на сторону «цветной революции». Вдобавок, увольнение и арест наиболее коррумпированных чиновников как раз перед выборами были положительно восприняты в обществе и вызвали симпатии населения к действующей власти.
Власть также решительно подавила попытку оппозиции устроить массовые беспорядки в Баку сразу после парламентских выборов. Здесь не было проявлено какого-либо слабоволия или колебаний.
Тем самым, было подтверждено, что технологии «цветной революции» срабатывают только при слабости, безволии и нерешительности власти и при наличии разброда и перебежчиков в ее лагере. В Азербайджане это не сработало, как не сработал и другой расчет «цветных» сил и их западных патронов – что власть убоится судьбы своих авуаров и недвижимости за рубежом (в странах, находящихся в сфере влияния США) и возможных санкций США и Европы против них. События в Азербайджане показали, что, если власть ставит во главу угла борьбу за собственное выживание и подавление «цветной революции», судьба авуаров и недвижимости за рубежом отходит для нее на задний план.
Нет сомнения, что попытки Запада подчинить себе Азербайджан с помощью технологий «цветной революции» будут иметь место и в дальнейшем. Независимая «политика баланса», проводимая Азербайджаном, и его все возрастающее сотрудничество с Россией будут неизбежно вызывать попытки вмешательства в дела страны со стороны Запада и его «пятой колонны». Однако перспективы успешной реализации западных планов «цветной революции» в Азербайджане крайне малы. Кроме вышеназванных причин этого, здесь еще важен фактор весьма низкой популярности прозападных оппозиционеров в народе со времен их бесславного правления в 1992-1993 гг.