Многовекторная дипломатия Азербайджана

13.02.2021
Основные направления и приоритеты внешней политики Азербайджана

Азербайджан вскоре отметит 30-летие своей независимости и суверенитета, однако внешнеполитические приоритеты страны с начала 1990-х годов практически не изменились, то есть восстановление территориальной целостности, укрепление независимости страны, развитие прочных региональных экономических партнерств, а также многосторонняя политика, остаются первостепенными во внешнеполитической стратегии страны.

Будучи небольшой страной, расположенной на стыке бывших крупных империй, цивилизаций и региональных и глобальных центров силы, Азербайджан признает, что его внешнеполитические цели не могут быть достигнуты в одиночку. Несмотря на наличие значительных запасов нефти и газа, способствующих экономическому развитию, инвестициям в инфраструктуру и модернизации оборонного потенциала, размеры Азербайджана и продолжающийся конфликт с соседней Арменией означают, что он также должен искать альянсы, строить рамки регионального сотрудничества и продвигать себя по всему миру. Между тем риски усиливаются продолжающейся глобальной конкуренцией за углеводородные ресурсы Каспийского моря, а также амбициями региональных держав сохранить влияние в этом стратегическом месте. В этих условиях Азербайджан выработал ряд важных внешнеполитических приоритетов, определяющих его интеграцию в мировое сообщество[1].

Первоочередной задачей является воздержание от вступления в военные союзы и сохранение де-факто нейтралитета в регионе.

Азербайджан не присоединился к возглавляемой Россией Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и был одной из первых бывших республик Советского Союза, освободившихся от российских военных войск и баз. Точно так же Азербайджан не питает никаких стремлений стать членом НАТО, в отличие от региональных партнеров Грузии и Украины. Вместо этого он фокусируется на практическом и прагматичном сотрудничестве с НАТО и ее членами в рамках программы "Партнерство во имя мира". Сотрудничество включает в себя проекты по разминированию, миротворческие операции в Афганистане и Ираке, общественную дипломатию и образовательные программы, а также взаимодействие по другим несекретным вопросам. Страна выстроила аналогичное военное сотрудничество с Израилем, Беларусью, Украиной, Пакистаном и многими другими странами. Сохранение военного нейтралитета де-факто помогает обеспечить безопасность Азербайджана и смягчает потенциальное давление и риски со стороны региональных держав[2].

Во-вторых, Азербайджан активно участвует в существующих рамках регионального сотрудничества, а иногда предлагает создать новые многосторонние институты и платформы[3]. Он способствовал активному взаимодействию и сотрудничеству с Организацией Объединенных Наций и ее специализированными учреждениями; Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе; Европейским Союзом и его институтами, включая Европейский парламент и Совет Европы; Содружеством Независимых Государств; Организацией Исламского сотрудничества; Организацией экономического сотрудничества и многими другими.

В 2011 году Азербайджан был избран непостоянным членом Совета Безопасности ООН – важная возможность заручиться поддержкой международного сообщества в решении своих внешнеполитических задач[4].

Азербайджан также является одним из основателей нескольких новых региональных организаций, включая ГУАМ и Тюркский Совет, а также неформальных трехсторонних структур сотрудничества, таких как Азербайджан-Грузия-Турция, Азербайджан-Иран-Турция и Азербайджан-Турция-Пакистан. Многостороннее сотрудничество имеет место не только в политическом или военном плане, но и по экономическим вопросам и вопросам связи. Это подтверждается транзитным коридором Север-Юг с участием Ирана и России, региональным железнодорожным проектом БТК с участием Грузии и Турции и газопроводом TAP с участием балканских стран и Италии. В 2019 году Азербайджан стал председателем Движения неприсоединения – еще одно важное внешнеполитическое достижение. Имея более 120 членов, организация обладает сильным голосом на международной арене[5].

Наконец, Азербайджан активно работает на двусторонней основе со многими странами для координации политических вопросов и развития экономических возможностей, в том числе в области торговли и инвестиций. Всего 15 лет назад Азербайджан имел около 25 иностранных дипломатических представительств, в том числе постоянные представительства при международных организациях. Сегодня это число приближается к 85.

В отличие от своих соседей, Азербайджан уделяет больше внимания Ближнему Востоку, признавая пользу укрепления прочных связей с исламскими странами на более широком Ближнем Востоке[6].

Одним из важных факторов в этом является, конечно, общая религия ислама. Азербайджан является активным членом Организации исламского сотрудничества (ОИС) и часто проводит заседания комитета высокого уровня. Именно при поддержке членов ОИС Азербайджан смог добиться своего выдвижения в Совет Безопасности ООН. Азербайджан дорожит своим религиозным наследием и считает, что связи с исламским миром, особенно с Ближним Востоком, предоставляют ценные инструменты и возможности для продвижения своих внешнеполитических и экономических целей. Свидетельством солидарности, которую он испытывает с исламскими народами, стало проведение Азербайджаном в 2017 году 4-х Исламских игр[7]. Президент Ильхам Алиев также недавно учредил стипендиальную программу для студентов из исламских стран, обучающихся в Баку.

Хотя общее исламское наследие, как правило, предоставляет возможности, оно также создает некоторые проблемы и риски. В частности, светский Азербайджан был обеспокоен экспортом радикальной религиозной идеологии, литературы и усилением экстремистских сект, связанных с некоторыми религиозными кругами на Ближнем Востоке.

Государственные органы тщательно следят за этой ситуацией, стремясь обеспечить, чтобы религиозные организации, школы и другие группы в Азербайджане придерживались умеренного ислама и не получали поддержки со стороны базирующихся на Ближнем Востоке радикальных образований. В то же время экспорт терроризма также является вызовом для азербайджанских правоохранительных органов. Продолжающиеся войны в Сирии и Ираке побудили некоторых радикально настроенных молодых людей в Азербайджане пройти военную подготовку в террористических организациях, что повысило риск терактов у себя дома.

Три ближневосточные державы, в частности, предлагают возможности и поддержку Азербайджану: Турция, Иран и Саудовская Аравия. Азербайджану до сих пор удавалось балансировать отношения с этими странами, часто избегая напряженности вокруг таких чувствительных вопросов, как отношения с Израилем, война в Сирии или конкурирующие региональные энергетические проекты[8].

Турция с момента обретения Независимости является главным региональным союзником и стратегическим партнером Азербайджана.

Прочные языковые и культурные связи поддерживаются региональными энергетическими проектами, такими как нефте-и газопроводы, новые региональные железные дороги и проекты подключения, военное и гуманитарное сотрудничество, а также двусторонние инвестиции в ненефтяной сектор. Лидеры обеих стран выработали четкое понимание приоритетов друг друга и полагаются друг на друга в региональном сотрудничестве и совместной координации вокруг приоритетных политических инициатив. Азербайджан также рассматривает Турцию как стратегический баланс в управлении потенциальными угрозами со стороны других агрессивных соседей.

Отношения между Ираном и Азербайджаном были холодными в 1990-е годы, когда светский Азербайджан был обеспокоен экспортом Исламской революции, а Иран с подозрением относился к израильско-американо-азербайджанским военным связям. Однако за последнее десятилетие – и особенно после прихода к власти президента Хасана Роухани – отношения значительно улучшились. Эти связи сосредоточены на взаимных экономических, торговых, транзитных и коммуникационных вопросах. Обе страны регулярно проводят экономические форумы, участвуют в совместных инфраструктурных и инвестиционных проектах. Азербайджан ясно дал понять, что не намерен предоставлять свою территорию для антииранской военной деятельности, в то время как Иран, похоже, сократил свою поддержку радикальным исламским группировкам внутри Азербайджана. Тем не менее вопрос о культурных правах 30 миллионов этнических азербайджанцев на севере Ирана, а также продолжающаяся поддержка Ираном Армении продолжают оказывать влияние на двусторонние отношения.

Саудовская Аравия и другие страны Персидского залива рассматриваются Азербайджаном прежде всего как экономические и торговые партнеры. Совсем недавно правительство заключило контракт с двумя крупными энергетическими компаниями Персидского залива на разработку крупномасштабных проектов в области возобновляемых источников энергии в Азербайджане. Поездки из стран Персидского залива за последние пять лет резко возросли после заключения упрощенных визовых соглашений с арабскими странами. Примечательно, что Азербайджан поддерживал прочные отношения с Саудовской Аравией даже тогда, когда отношения между Саудовской Аравией и Ираном испортились.

Наконец, следует отметить, что Азербайджан является одной из немногих мусульманских стран, которые поддерживают активное сотрудничество и политический диалог с Израилем[9]. Товарооборот между двумя странами растет из года в год, преимущественно в области обороны, информационных технологий, здравоохранения, сельского хозяйства и образования. Народы Азербайджана и Израиля также имеют прочные личные отношения, движимые энергичными диаспорскими общинами в обеих странах.

Таким образом, Азербайджан стремится к тому, чтобы его рассматривали как надежного партнера для регионального сотрудничества и партнерства. Это, вероятно, усилит отношения с ближневосточными странами вокруг инвестиционных возможностей и совместных предприятий, особенно в ненефтяном секторе. Иранская фармацевтическая промышленность и автопроизводители уже вовлечены в этот процесс, а азербайджанская государственная нефтяная компания SOCAR инвестировала средства в нефтехимический и нефтеперерабатывающий секторы Турции. В то же время необходимо сотрудничество в области безопасности и борьбы с терроризмом, гуманитарных вызовов и потенциальных возможностей выхода частного сектора Азербайджана на внешние рынки. Имея в виду важность прочных связей со странами ЕС и СНГ, Азербайджан будет делать акцент на сбалансированном внешнеполитическом подходе, а роль Ближнего Востока будет продолжать возрастать.


[1] Azerbaijan’s Foreign Policy: Between East and West // Istituto Affari Internazionali URL: https://www.iai.it/sites/default/files/iaiwp1305.pdf (дата обращения: 08.02.2021).

[2] Azerbaijan In The International Arena // Administrative Department of the President of the Republic of Azerbaijan URL: https://files.preslib.az/projects/azerbaijan/eng/gl8.pdf (дата обращения: 08.02.2021).

[3] Azerbaijan’s foreign policy priorities and the role of the Middle East // Middle East Institute URL: https://www.mei.edu/publications/azerbaijans-foreign-policy-priorities-and-role-middle-east (дата обращения: 08.02.2021).

[4] Выступление Азербайджана на 59-й сессии ГА ООН // ООН URL: https://www.un.org/ru/ga/59/plenary/azerb.pdf (дата обращения: 08.02.2021).

[5] В Баку начинается 18-й саммит Движения неприсоединения // ТАСС URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/7043418 (дата обращения: 08.02.2021).

[6] Ближний Восток В Фокусе Политической Аналитики // ИМИ МГИМО URL: https://mgimo.ru/upload/iblock/d9b/blizhnij-vostok-v-fokuse-politicheskoj-analitiki.pdf (дата обращения: 08.02.2021).

[7] 2017 год – Год исламской солидарности в Азербайджане // Aviamost.ae URL: https://www.aviamost.ae/ru/2017-год-–-год-исламской-солидарности-в-азербайджане (дата обращения: 08.02.2021).

[8] Russia in the Middle East: Jack of All Trades, Master of None // Carnegie Endowment for International Peace Middle East Center URL: https://carnegieendowment.org/2019/10/31/russia-in-middle-east-jack-of-all-trades-master-of-none-pub-80233 (дата обращения: 08.02.2021).

[9] Why Azerbaijan is closer to Israel than Iran // BBC News URL: https://www.bbc.com/news/world-europe-19063885 (дата обращения: 08.02.2021).