Подъем французских правых и франк КФА
20.11.2013
В последние недели французская и международная прессы были забиты статьями о возрождении партии «Национальный фронт» во Франции во главе с Марин Ле Пен. На недавно прошедших региональных выборах во Франции в Бриньоле, партия получила более 54 процентов голосов. Эта тенденция касательно правых захлестнула Францию и стала лейтмотивом политического экстремизма по всей Европе.
В преддверии выборов в Европейский парламент в конце этого года правые силы вытеснили или угрожали вытеснением традиционным партиям власти во Франции и по всей Европе. В ходе опроса, проведенного в середине октября 2013 года еженедельной престижной газетой Le Nouvel Observateur стало известно, что избиратели отдали предпочтение французскому Национальному фронту - 24 процента голосов, по сравнению с 22 процентами за консерваторов и 19 процентами за правящих социалистов. Национальный фронт ушёл с "окраин" системы политических партий, чтобы занять место ближе к центру. Он обратил свое внимание на расизм, отрицание Холокоста и нативизм, прошёл под эгидой анти-иммиграционной политики в сочетании с широким популистским воззванием против политики Европейского союза по "затягиванию поясов".
Подъем правых по всей Европе
Это явление распространяется повсеместно там, где политика жесткой экономии рассматривается как враждебная для социального обеспечения. В Голландии анти-иммигрантская Партия Свободы под предводительством Герта Вилдерса снискала такой же успех, как и Национальный фронт во Франции и лидирует в опросах общественного мнения на европейских выборах. В Австрии в сентябре анти-иммигрантская Австрийская Партия Свободы во главе с Хайнцем-Кристианом Штрахе выиграла с 20 процентами голосов и почти перекрыла кислород правящей коалиции из двух главных партий: правоцентристской и левоцентристской партий. В Великобритании родилась партия Скептиков, Партия независимости Соединённого королевства, возглавляемая Найджелом Фараджа, которая призывает к выходу из Европейского союза в целом, занимает серьезные позиции в опросах общественного мнения и позиционирует себя как законную третью партию страны. Партия независимости Соединённого королевства сдвинула либерал-демократов на четвертую позицию, выступая в качестве национальной партии, и угрожает по количеству голосов лейбористской и консервативной партиям на Европейских выборах и, возможно, на 2015 всеобщих выборах.
Даже в Германии другая евроскептическая партия «альтернатива для Германии» во главе с Берндом Луке, Фрауке Петри и Конрадом Адамом проиграли в Бундестаге на десятые доли процента на всеобщих выборах в прошлом месяце. Она действовала лучше, чем Свободная Демократическая партия, которая ранее была в коалиции с Меркель. В других странах Европы наблюдается резкий рост евроскептических партий, а также вновь взбодрившихся анти-иммигрантских и расистских партий, такой как Золотая Заря в Греции. Есть аналогичные неофашистские группировки во многих европейских странах, и они присоединились к региональным движениям за независимость в таких странах, как Шотландия, Баске или Каталония. Традиционная двухпартийная борьба между сторонами капиталистов и лейбористов трещит по швам, так как кажется, что они не способны или не желают иметь дело с проблемами нижних и средних классов, за исключением чрезмерной строгости к сокращению расстояния между правителями и управляемыми. Оппозиционные партии евроскептиков превратились в анти - Евро, анти-иммигрантские и националистические партии, которые ставят эти темы на передний план в своих кампаниях.
Покинет ли Франция Еврозону?
Это не сулит ничего хорошего для Европы и ее социально - политической сплоченности. Это также сильно повлияет на Африку, если Франция выйдет из еврозоны или если при всё более тяжелом финансовом кризисе крах французской банковской системы продолжится. В 2012 году профессор Жак Сапир опубликовал важное экономическое исследование (Жак Сапир, Следует ли нам оставить евро?, Издатель Seuil,12/01/2012, 204 страниц), которое было включено в экономическую политику французского Народного фронта. Это исследование сообщает, что Франция, Италия и Испания извлекут пользу от выхода из еврозоны, так как это махом восстановит трудовую конкурентоспособность, утраченную во время многолетней депрессии. Их рабочее предположение, что дисбалансы Север-Юг в еврозоне уже миновали точку невозврата. Попытка обратить их через дефляцию и сокращение заработной платы должна повлечь за собой массовую безработицу и потерю промышленного ядра. Поэтому ответом служит выход из Евро, восстановление национальной валюты и создание более гибкой связи между валютами,чем «змея» старой европейской валюты привыкла предоставлять.
Последствия выхода из еврозоны для франкоязычных государств
Является ли правильным это или нет – спорный вопрос в данный момент, но концепция, что Франция, в частности, способна выйти из еврозоны представляет большой интерес для франкоязычных государств, в основном из-за франков КФА, однажды прикреплённые к французскому франку, в настоящее время они привязаны к евро и косвенно связаны с судьбой французского центрального банка.
На самом деле существуют два отдельных оборота франков КФА (франков финансового сотрудничества – изначально аббревиатура расшифровывалась как франк африканских колоний Франции). Первым является тот, что обращается в рамках Западно - африканского экономического и валютного союза (WAEMU), который состоит из восьми стран Западной Африки (Бенин, Буркина-Фасо, Гвинее-Бисау, Кот-д'Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал и Того). Второй исходит из Центрально - африканского экономического и валютного сообщества (CEMAC), который состоит из шести стран Центральной Африки (Камерун, Центральноафриканская Республика, Чад, Конго- Браззавиль, Экваториальной Гвинеи и Габона), это разделение соответствует доколониальным AOF (Французской западной Африке) и AEF (Французская экваториальная Африка), за исключением того, что Гвинея - Бисау была ранее португальской, а Экваториальная Гвинея испанской).
Каждая из этих двух групп выпускает собственные франки КФА. Франк КФА WAEMU выдается ВСЕАО (Центральный банк государств Западной Африки) и франк КФА CEMAC выдается BEAC (Центральный банк государств Центральной Африки). Эти валюты изначально искусственно поддерживались на уровне 100 КФА для каждого французского франка, но, после того, как Франция присоединилась к еврозоне Европейского сообщества по фиксированному курсу 6,65957 французских франков за один евро, курс КФА к евро был установлен на уровне КФА 665,957 к каждому евро, поддержание 100 к 1. Важно отметить, что обязанность гарантировать конвертируемость КФА к евро принадлежит Казначейству Франции.
Проводить такую денежно-кредитную политику, регулирующую такие разнообразные объединения стран несложно, потому что её, по сути, разрабатывают при французском казначействе, без ссылки на какие-либо центральные фискальные органы любой из WAEMU или CEMAC государств. В соответствии с условиями соглашения, которое приняли эти банки и КФА Центрального банка, каждая африканская страна обязана сохранить по крайней мере 65 % своих валютных резервов в "операциях со счетами", хранящихся в французском казначействе, а также другие 20 процентов для покрытия финансовых обязательств.
Центральные банки КФА также накладывают ограничение на кредит, предоставляемый каждой стране – участнице эквивалентный 20 процентам от государственных доходов этой страны в предыдущем году. Несмотря на то, что BEAC и BCEAO имеют овердрафт с французским казначейством, просадки на овердрафты – предмет, на который даёт согласие французское казначейство. Окончательное слово поступает от французского казначейства, которое инвестировало валютные резервы африканских стран от своего имени на Парижской фондовой бирже в Евро.
Французский контроль экономики африканских стран
Короче говоря, более 80 процентов валютных резервов этих африканских стран хранятся в «операциях со счетами», контролируемые французским казначейством. Два КФА банка - африканские по названию, но не имеют никакой собственной денежно-кредитной политики. Эти страны сами не знают, и им не сказали, сколько от общего фонда иностранных резервов, содержащегося во французском казначействе, принадлежит им как группе или индивидуально. Предполагается, что заработки от инвестирования этих средств фондов во французском казначействе добавлены к общему фонду, но ни один учет не предоставляет в какие-либо банки стран подробной информации о любых таких изменениях. Ограниченной группе высокопоставленных должностных лиц Казначейства Франции, знающих о суммах в «операциях со счетами», где эти средства инвестируются, есть ли прибыль от этих инвестиций; запрещается разглашать эти сведения банкам КФА или центральным банкам африканских государств.
Проблема в том, что французы заложили через Казначейство Франции большую часть африканских резервов, содержащихся на имя казначейства. У Франции закончились деньги. Она имеет огромный государственный и банковский долг. Она имеет наиболее высокую незащищённость по отношению как к греческому, так и итальянскому долгам (среди прочих), и она приступила к еще одному плану жесткой экономии. Ее кредитный рейтинг снова находится под угрозой, и предстоящие стресс-тесты по европейским банкам со стороны ECB покажут серьезную и рискованную недокапитализацию среди французских банков. Огромные расходы на проведение войн в Ливии, Мали и Центрально - африканской Республике исчерпали большую часть оборонного бюджета. Он был в состоянии поддерживать себя до сих пор, по причине того, что он был подушкой денежных средств, отданных на хранение Казначейству Франции африканскими государствами с 1960 года. Многое из них хранится в акциях обеих сторон на имя французского казначейства и в облигациях, значение которых были смещены и используются для обеспечения значительного количества французских ценных бумаг.
Франкоязычные страны должны проснуться
Франкоязычные африканские государства неохотно начинают осознавать, что они могут никогда не увидеть снова свои накопленные активы, поскольку они были переданы в залог французским казначейством в качестве французского вклада нескольким европейским программам спасения. Представители французского казначейства считают, что если Франция поменяет своё отношение к евро, то она освободится от 40 процентов французского долга и продлит жизнь французского казначейства. Он не рассчитал, что будет с франками КФА.
Тем не менее, изменения в отношениях Франции с евро будут иметь разрушительные последствия для франкоязычных стран Африки, чьи валюты привязаны к евро и условно поддерживаются французами, которые, возможно, планируют выход из еврозоны. Это не удивительно, что французский Национальный фронт и другие националистические или евроскептические партии Европы не обращали никакого внимания на последствия "Frexit" для Африки. С ядром из расистских, антииммигрантских идеологий по своей сути они тратят очень мало своего времени, беспокоясь об Африке. Французское правительство несет за это прямую ответственность, но будет действовать только в случае, если франкоязычные страны Африки заставят провести такое обсуждение.
Удобная система francafrique, которая позволяет африканским президентам быть счастливыми и богатыми и которая вознаграждает французские компании и политические партии за их усилия сохранить африканские президентские кружки богатыми не переживет такой поворот. Только от франкоязычных африканцев зависит, будут ли они требовать от своих лидеров сохранить то, что осталось из валютных резервов во Франции и начать строить планы на случай краха евро.
Перевод Ольги Кабайкиной.