Почему коррупцию стоит узаконить

Фото: Pixabay
Фото: Pixabay
26.03.2019

            Когда мы говорим о коррупции, то чаще всего подразумеваем действия должностного лица описанные в п.1 ст.1 ФЗ – 273 «О противодействии коррупции»: « а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

            Данное определение коррупции применительно к современной России представляется устаревшей и не отвечающей современным вызовам.

            Под понятием коррупция, по смыслу закона, понимаются действия обособленного лица, тогда как коррупция на данный момент представляется явлением достаточно системным и взаимосвязанным. Механизмы противодействия единичным формам проявления коррупции отработаны правоохранительными органами и по сути милицейские методы борьбы с коррупцией достигли своего результата. Коррупционеры одиночки полностью вытеснены с этого рынка, а их место занимают представители финансово-промышленных  групп, которые действуют в определенных интересах и менее подвержены рискам репрессий.

            То есть, происходит процесс монополизации коррупции, и в этой ситуации странно выглядит бездействие ФАС, которая призвана обеспечивать равную конкурентную среду.

            Чаще всего с коррупцией мы сталкиваемся, когда реализуем свои законные права и интересы, при этом коррупция помогает достичь желаемого результата гораздо быстрее, то есть несет по сути некую положительную нагрузку. И как только начинается борьба с коррупцией, то ни за деньги, ни без денег, вопрос не решить. Чиновник включает специальную логику защиты- ничего не делать, ибо под лежачий камень вода не течет. 

            Поэтому современные методы борьбы с коррупцией по сути ее закаляют, но не искореняют.

            Да и пора признать, что искоренить коррупцию, впрочем как и проституцию нельзя. Этого не удалось еще ни одному правителю и ни одному государству. Этого не смог сделать даже Сталин, и сегодня с этой проблемой сталкивается Китай, несмотря на драконовские санкции.

            Если смотреть вглубь истории, проституцию также можно признать одной из первых форм проявления коррупции.          Женщина, злоупотребляя своими полномочиями, наделенными от природы на получение и доставление положительных эмоций мужчине, извлекает из этого материальную выгоду.

            Таким образом, в основе коррупции всегда лежит корыстный мотив, что по современным ценностям достаточно приемлемая модель поведения. Корыстный мотив легким движением руки превращается в коррупцию, когда ставится подпись на документе от которого кому- то станет хорошо.  

            Исходя из того, что коррупция так или иначе несет и положительную нагрузку, а законодательные методы борьбы с коррупцией имеют побочные эффекты, коррупцию следует легализовать.

            Одной из таких форм легализации могло бы стать создание министерства по делам коррупции. А что, у нас же есть министерство министерство по делам Дальнего Востока, министерство по делам национальностей.

            Зато можно будет брать взятки на законных основаниях, и тарифы тоже будут утверждены соответствующим органом. 

            Положительный эффект от деятельности министерства по делам коррупции будет колоссальным. Сегодня, для того, чтобы дать взятку, эти деньги надо откуда- то взять, то есть обналичить под определенный процент, притом не маленький. А если представить, что коррупционные платежи станут законными, со своими ОКВЭДами и назначением платежа, то отпадет необходимость прятать деньги и платить за обналичку. При этом, коррупционера от уплаты подоходного налога никто не освобождал.

            Благодаря помощи со стороны министерства по делам коррупции будут созданы новые предприятия, предприниматели смогут быстро и без проволочек оформлять и подписывать различные исходные и разрешительные документы, на согласование которых уходят зачастую годы.

            В обязанности министерства будет также входить правильность постановки коррупционного требования. А обращение граждан будет именоваться «Коррупционный запрос на оказание коррупционной помощи».

            При таком подходе достаточно было бы всего одной статьи в уголовном кодексе, которая предусматривала бы ответственность за дачу/получение взятки в обход созданного министерства с максимально жесткой санкцией.

            Конечно можно было бы пойти по пути создания биржи коррупционеров, но этот путь также чреват монополизацией рынка.

            Только такие методы будут эффективны в трансформации коррупционного потенциала на благо развития нашего государства.