О смоленских березах и проклятых солдатах

17.10.2016

Уже многие российские СМИ написали о выходе на экраны Польши премьерного фильма режиссера Антония Краузе под названием «Смоленск» о трагедии 10 апреля 2010 года, произошедшей с президентским самолетом Леха Качиньского, который разбился при посадке в аэропорту Северный под Смоленском. Нет смысла пересказывать события того дня, обернувшегося трагедией для польского народа – вместе с президентом погибло 95 человек, в том числе высокопоставленные члены правительства и командования вооруженных сил Республики Польша. 

Обратим внимание на следующий факт. В Польше сменилась правящая партия в мае 2015 года. Партия «Закон и справедливость» (PiS – по-польск.) во главе с Ярославом Качиньским (брат-близнец погибшего Леха Качиньского) привела в результате выборов на президентское кресло молодого (тогда 44 года) Анджея Дуду. Поляки, как нация, очень политически эмоциональный народ. Когда у власти был премьер Дональд Туск и его «Гражданская Платформа» (PO по-польск.) -  цунами критики в адрес PiS будоражили польское политическое море. Сейчас «цунами» набрасывается уже на другой берег – на PO. Такой круговорот вокруг пальца почему-то ничему не учит польского обывателя, или тот, кто научен просто притаился - все поддаются всеобщей критиканской истерии в очередной раз. Каждая следующая смена команды игроков у руля страны должна, естественно, зарекомендовать себя яркими и жирными пропагандистскими мазками к портрету своей правящей партии.

Прежде всего и заметнее всего, такие маркетинговые действия по раскручиванию новой власти в глазах обывателя удаются в отношении исторических событий, особенно, где есть след восточного соседа Польши – России.

На премьере фильма в Большом Театре Варшавы (Teatr Wielki) собралась вся правящая политическая элита Польши, представленная в основном членами партии «Закон и Справедливость» (Prawo i sprawedliwość, PiS): Президент Анджей Дуда, практически весь кабинет министров во главе с премьером Беатой Шидло и, конечно, брат погибшего в авиакатастрофе президента - Ярослав Качиньски. Можно легко догадаться, чей политзаказ выполнила съемочная группа во главе с режиссером фильма Антонием Краузе и актрисой Беатой Фидо, сыгравшей главную героиню - журналистку Нину, а до этого замеченную только в эпизодических ролях польских сериалов. Беата Фидо за рамками экрана уже в реальной жизни числится ассистенткой депутата Европарламента от PiS и «о, совпадение!» кузена Я.Качиньского - Кароля Карского. И вот 14 сентября 2016 года «Газета Выборча» сообщила, что пани Беата в добавок стала сотрудницей офиса правления TVP - государственной телекомпании, снявшей «Смоленск».

Фильм на родине вызвал неоднозначные мнения и отзывы критики. Например, будучи известным своей неподкупностью критик Томаш Рачек назвал фильм «позорным пасквилем TVP».

Рачек заметил, что фильм ранит степенью своей художественной бездарности. «Это не дань памяти жертвам катастрофы, а это пасквиль TVP», - заявил критик.

Вместо сплочения нации вокруг трагедии, фильм наоборот, еще сильнее и глубже разделил общество: одни считают произошла катастрофа, другие - и в их числе авторы и заказчики фильма - покушение на жизнь президента Польши за его поддержку Грузии в войне против Северной Осетии и России в 2008 г. Сторонники заговора убеждены, что во всем виновата, необычайно крепкая береза, специально посаженная спецслужбами России перед приземлением самолета президента Польши на аэродроме Северный. «Жертвы катастрофы, а также мы – погруженные в траур и отчаяние по утрате самых близких – были игрушками в руках Туска (бывший премьер), Клиха, Копач (члены правительства Дональда Туска) ... С какой целью?» - говорит в беседе с порталом wPolityce.pl Эва Блащик, жена генерала Анджея Блащика, командующего Воздушными силами, погибшего в авиакатастрофе. К этому вопросу можно добавить и фамилии руководства партии PiS во главе страны сегодня, которая решила пересмотреть рапорт польской комиссии Туска и Миллера, по ее мнению, подогнанный под выводы российской стороны.

Кино в деле пиара и пропаганды очень нужный инструмент. Рассматривая отзывы и рецензии на фильм «Смоленск» в польской прессе, я обратил внимание на интенсивность (для польского, конечно, кинорынка) выхода фильмов об исторических эпизодах, по большей части неодинаково трактуемых в России и Польше. Сами польские кинокритики признают низкий режиссерский и актерский уровень фильмов.

Например, фильм "История Роя" о «героях свободной Польши» или, как принято их называть «проклятых солдатах» (żołnierze wyklęte). В точном переводе, кстати, смысл прозвища «героев» сильно меняется: не «проклятые», а «отлученные, отлученные от церкви», то есть намек на их преступность есть в самом прозвище, данном им своим же народом. Этот фильм также бездарен с художественной точки зрения по мнению популярного блогерского портала кинокритиков Sfilmowani. Вроде фильм должен был исполнить четкий очередной политзаказ властей на предание ауры святости «забытым героям свободной Польши» для всего народа. Но получился опять раздел пополам, как по живому. Для Восточной Польши, с большинством православного населения «проклятые солдаты» – кровавые убийцы мирного населения. История с фильмом вышла в итоге на столько курьезная, на сколько и горькая для свободного творчества в польском кино. Министр культуры и народного наследия профессор Петр Глиньски выступил официально с требованием сделать «Историю Роя» без конкурса одним из фильмов-победителей 41-го кинофестиваля в Гдыни. После такого заявления министра, директор фестиваля в Гдыни, один из лучших кинокритиков Польши, Михал Олещик объявил о своем уходе с поста директора фестиваля. Поляки, не смотря на рекламу фильма из кабинета министров, не особо рьяно проголосовали за историческое кинопроизведение купленными билетами: от момента премьеры в марте 2016 года фильм посмотрело 226 644 зрителей, тогда, как триллер «Питбуль» о польской полиции 1,428 миллионов.

Много разговоров было о недавно вышедшем фильме «Волынь». Производство этого фильма сдерживали постоянные финансовые проблемы. Фильм вышел на польские экраны 7 октября 2016 года. Многие критики и люди, участвовавшие в народном сборе денег для съемок фильма, с нетерпением ждали премьеры. Из рекламных тизеров фильма, что были в свободном доступе, можно было понять, что это в меньшей степени рекламный клип в духе «Истории Роя», а все в нем ближе к реальным фактам.

Видимо по этой причине тяжело обстояло дело с финансированием фильма, обвиняющего бандеровцев с УПА в терроре против поляков, русских и самих же украинцев.

Хочется верить, что не все, что касается исторического кинематографа подчинено PiS-овской пиар-машине.

Мой кинообзор не имел цели глубоко анализировать художественную или факторологическую составляющую картин, которые никогда не увидит российский зритель на широком экране. Я пытался показать, что власть в Польше вместо того, чтобы оставить историю для историков и аналитиков, пытается очередной раз при помощи инструмента манипулирования массовым сознанием, т.е. кино, укрепить в сознании своих граждан мысль, что за восточной границей сидит злой враг и постоянно творит заговоры против их свободной страны. О «проклятых солдатах» не было особо слышно на протяжении многих лет, никто специально не теребил старую рану польской истории. Но новые власти в лице PiS реанимировали забытых героев - «проклятых солдат» практически в буквальном смысле: в августе 2016 г торжественно и с трансляцией по всем центральным ТВ-каналам и по ТВ-экранам по всему Гданьску прошла панихида и перезахоронение «польских героев» по прозвищу «Инка» (Данута Щедзикувна) и «Загоньчик» (Феликс Селманович), расстрелянных в 1946 году. Событие собрало всю политическую элиту Польши и очередной раз поделило страну на двое. Кстати, Ярослав Качиньски таким же образом планирует устроить торжественное перезахоронение своего брата Леха Качиньского и его жены, погибших под Смоленском.

Политический маркетинг требует все новых инструментов и рекламных акций. Похороны по второму разу тоже нормально - считают в партии «Закон и справедливость». PiS всем.