Российская молодежь воспитывается на американском кино
Режиссер, сценарист, продюсер, Народный артист Российской Федерации, заместитель председателя Комитета по культуре Владимир Бортко поделился своими взглядами на то, как должен развиваться современный отечественный кинематограф.
По оценке В. Бортко, настоящее российского кино достаточно печально. В 2013 году на экран было выпущено 60 отечественных картин, что составило 15,1% от общего количества фильмов в прокате. К 2015 году число российских фильмов выросло до 108, но только 8 из них окупились.
В России, пояснил В. Бортко, до сих пор не создана система, при которой затраты на производство отечественного фильма, а это порядка 3-5 млн. долларов, могли бы окупаться за счет проката.
«Практически весь показ у нас американский, - констатировал режиссер. - Серьезная американская компания, приходя в кинотеатр, обещает годовой пакет из 52 фильмов, где некассовые вещи окупаются кассовыми. При этом американские картины освобождены от НДС». Отсюда колоссальные прибыли, порядка миллиарда долларов в год. В кинопрокате господствуют дорогие блокбастеры, а качественное художественное кино, драму можно увидеть только на телеэкране и, как правило, в ночное время.
В результате на протяжении двадцати лет российская молодежь растет и воспитывается на американском кино, проникаясь американской идеологией.
Между тем, шесть млрд. рублей, которые выделяются государством на поддержку кино, при одновременной отмене НДС могли бы обеспечить ежегодно производство 52 отечественных фильмов. Государство должно поддерживать 52 фильма в год с тем, чтобы каждую неделю в каждом кинотеатре шла отечественная премьера. Имеет смысл финансировать и развивать крупные киностудии, как это было в советское время.
Западу наше кино не понять
Кто сегодня ходит в кино? Тоже интересно. Ходят в кино в основном начиная от 11-12 и до 35-36 лет. Что они хотят смотреть? Почему сейчас не снимают таких фильмов, как были советские фильмы, такие замечательные — про любовь и все остальное? Да просто потому, что они перекочевали на телевидение. Уже смысла нет показывать их в большом кинотеатре. Они смотрятся по телевизору гораздо лучше. А в кинотеатре должно быть другое — зрелище! Для чего они и делают IMAX и все остальное.
В фильме "Москва слезам не верит" говорят: "будет одно сплошное телевидение". Но остается еще театр. Театр никуда не девается, мы — очень театральная страна, одна из самых театральных в мире. Мы и Англия — это самые, пожалуй, столпы театрального искусства.. Театр, как был шесть тысяч лет, так он и будет. Просто, что нужно для театра? — Разложил коврик, вот — уже театр, пожалуйста, больше ничего не нужно. А для кино надо очень много. Кино — это зрелище, колоссальное зрелище, колоссальные деньги. Нужна также реклама.
В Америке была такая история в конце 50-х годов, когда у них появилось телевидение. В кинопрокате не знали, что делать. Думали, что все — конец. Пока не придумали широкий экран и блокбастеры.
И народ опять пошел смотреть. Но и это надоело. И что победило, переломило ситуацию? — Есть кино "Бездумный ездок". Дастин Хоффман их победил. Очень странно. — Тихий маленький какой-то еврей. Вообще непонятно, для кого все это. "Бездумный ездок" — это знаменитый кинофильм. Он был очень дешевый, стоил всего 48000 долларов, а собрал невероятное количество денег.
Еще хочу сказать, что резко отличает нас и их. Почему у нас не получается понять друг друга даже на простом человеческом уровне, да и не может получиться. У нас разные менталитеты абсолютно, стопроцентно разные. "Собачье сердце" — очень небольшая повесть, а на Западе она издана толстенным изданием. Практически каждое слово нуждается в комментарии. То же самое — "Мастер и Маргарита". Все надо объяснять. — Что такое коммунальная квартира? Попробуйте объяснить Америка вместе с Францией, Англией и Германией просто понятия не имеет, что это такое. Редактор крупного журнала Берлиоз, секретарь, очевидно, Cоюза писателей, живет вместе с директором варьете. Меня спрашивают: они — гомосексуалисты? — Нет. — А почему вместе живут?… Ну, как это объяснить? В чем дело-то? И таких вещей на каждом шагу навалом. Но это неважно, это уже следствие.
А основное — другое. Основное у них — протестантская этика, закон в основе. Там никто и разговаривать не будет, если закон нарушен. У нас — "ну, это же несправедливо!" И вот это желание справедливости — свойство нашего менталитета.
Знаменитая фраза из пьесы Островского: "как вас судить — по закону или по справедливости? — по справедливости, барин". Но справедливость — понятие очень широкое. И справедливость может покосившиеся заборы оправдать, обвалившаяся штукатурка — это все следствие справедливости…
Источник: pravda.ru