Новое перемирие в Сирии: В чьих интересах?
Россия и США приняли решение о прекращении огня в Сирии с 27 февраля 00 ч. 00мин. по сирийскому времени. Об этом заявил президент России Владимир Путин. По его словам об этом президенты двух стран договорились лично в телефонном разговоре, который состоялся по инициативе российской стороны. До этого времени все воюющие в Сирии группировки должны подтвердить российской или американской стороне свою приверженность прекращению огня.
Те, кто этого не сделает, будут расцениваться как легитимные цели для ударов российской авиации и сухопутных войск Сирии. Также под действие соглашения о перемирии не попадают группировки «Исламское государство», «Джебхат ан-Нусра» и другие формирования, признанные ООН террористическими.
Согласно имеющейся информации российские и американские военные должны в дальнейшем нанести на карты территории, занятые группировками, соблюдающими премирие. Наступление сирийской армии на эти районы вестись не будет.
Крах предыдущих переговоров
Достижению соглашения предшествовали долгие переговоры между главами внешнеполитических ведомств России и США. Попытки начать межсирийские переговоры в конце января не увенчались успехом. Так и не удалось согласовать список их участников. Союзники США – Турция, Катар, ОАЭ и Саудовская Аравия попытались легитимизировать откровенно террористические группировки «Армия ислама» и «Ахрар аш-шам». Кроме того ваххабитские монархии и Турция воспротивились участию курдов в мирных переговорах.
Новая стратегия США в Сирии
Военные успехи России в Сирии и победы сирийской армии подорвали прежнюю стратегию США в регионе. В условиях, когда военная победа Асада перестала быть чем-то невозможным, Соединенные Штаты стремятся скорее начать мирные переговоры, для того, чтобы победить Россию и Иран на дипломатическом поле. В наиболее уязвимом положении оказываются исламисты, противостоящие и Асаду и курдам и ИГИЛ. При их уничтожении западным лидерам придется либо поддержать Асада, либо объяснять своим народам, почему они решили работать с ИГИЛ.
Шантаж России
Блокада Алеппо сирийской армией и угроза полного закрытия границы с Турцией заставила Соединенные Штаты усилить давление на Россию. Турция и Саудовская Аравия приступили к шантажу России и Ирана, угрожая вторжением и поставкой боевикам современных комплексов ПВО. Израиль и Иордания также оказались встревожены приближением сирийской армии к своим границам. Возникла угроза того, что и боевики на юге страны окажутся отрезанными от баз и источников поддержки на территориях Иордании и Израиля. Москву в спешном порядке посетили представители этих стран.
Курдский фактор
При этом США продемонстрировали, что разногласия с Турцией по курдскому вопросу не являются столь серьезным фактором, который Россия могла бы использовать в своих интересах. Наоборот, в таком случае, США могли себе позволить спровоцировав столкновение России и Турции остаться над схваткой, дав обеим державам максимально ослабить друг друга.
Украинский фактор
Еще одним направлением давления США на Россияю стала Украина. В Киеве в конце минувшей недели радикалы инициировали новый «Майдан». Среди требования националистов – отставка действующей власти и возобновление войны на Донбассе. Украинские ультра-правые традиционно являются агентурой влияния США и курируются американскими спецслужбами.
В это же время по всей линии фронта в Новороссии произошла интенсификация боевых действий. Украинские военные снова вернулись к тактике полномасштабных обстрелов позиций ополченцев и мирного населения народных республик Донбасса. На линии фронта в ДНР идут стрелковые бои между украинскими войсками и ополченцами.
Очевидно, что возобновление боевых действий на Украине еще один аргумент, который используют США для того, чтобы надавить на Россию в Сирии.
Роль «шестой колонны»
Согласно имеющейся у нас информации и в России и Иране представители прозападной шестой колонны в течение последнего месяца неоднократно пытались оказать давление на высшее политическое руководство с целью согласия на прекращение военной операции. О мирных инициативах такого рода заявлялось каждую неделю, но всегда патриотам их удавалось спустить на тормозах. Таким образом, определенное время было выиграно. Его эффективно использовали российские, иранские и сирийские военные завершив блокаду Алеппо и интенсифицировав действия на южном направлении.
Компромиссный вариант
Новое соглашение с США демонстрирует с одной стороны компромисс между этими двумя тенденциями. Перемирие сдвинуто на начало марта, как Россия и предлагала изначально. США не удалось добиться немедленной остановки боевых действий против террористов. Тем не менее, ни оппозиционные Ассаду проамериканские исламисты, ни ИГИЛ не разбиты окончательно. У военных формально остается всего лишь неделя для зачистки проамериканских боевиков.
Перемирие и интересы России
Заявление о перемирии оттягивает перспективы турецкого и саудовского вторжения в Сирию. В то же время ВВС России оставляют за собой право на проведение операций против «террористов» и после 27 марта. Тот факт, что единого согласованного всеми сторонами конфликта списка террористических организаций действующих в Сирии до сих пор нет, и его создание затягивается , дает россиянам, иранцам и официальному Дамаску возможность продолжения боевых действий под предлогом борьбы с террористами. Тем более, что конкретные оппозиционные группировки, против которых ведут боевые действия присягали как откровенно террористическим структурам, так и входили в состав проамериканских зонтичных коалиций. Боевики Сирийской свободной армии воюют в провинции Алеппо например вместе с ИГИЛовцами и террористами из «Ан-Нусры». Отличить террориста от не террориста, когда дело касается конкретного полевого командира попросту невозможно.
Перемирие и интересы США
В то же время любое перемирие в условиях незаконченной военной операции может быть использовано для усиления боевиков. Антиассадовсие формирования получат время для передышки, оружие, деньги, смогут пополнить свой личный состав. Кроме того перемирие фактически закрепит существующую территориальную раздробленность Сирии по линиям контроля основных группировок. Втягивание в политический процесс противников Ассада может в перспективе ослабить геополитические позиции России и Ирана в Сирии.
Бесперспективные выборы
Стремясь укрепить свои позиции, официальный Дамаск объявил о проведении парламентских выборов 17 апреля. Проамериканская оппозиция уже объявила о том, что не будет в них участвовать. Их легитимность в глазах самих западных стран близка к нулевой. В то же время проведение выборов как таковых не способствует завершению конфликта. Единственный выход – победа одной из сторон вооруженным путем.
Как мы уже отмечали ранее:
Сирия в ее нынешнем виде представляет собой лоскутное одеяло зон влияния различных группировок. Значительная часть населения покинула страну. На ее территории не существует единой политической системы. Не возникнет она и в результате выборов, на которые прямое силовое давление окажут местные полевые командиры. Восстановление единства политической нации не возможно без формирования однородного и безопасного политического пространства. В противном случае любые выборы только закрепят раздробленность и создадут предпосылки для нового витка гражданской войны, как это было в Ливии. Формирование единого политического пространства невозможно монополизации права на легитимное насилие за один силовым центром, что невозможно без разоружения группировок, Последнее же не предполагается в ближайшей перспективе.
Возврат к реализму
Договоренности между Россией и США демонстрируют, что в условиях провала ООНовского формата переговоров по Сирии и США и Россия готовы вернуться к старой доброй реалисткой политике прямых договоренностей между великими державами. Показательно, что судьбу Сирии решали без длительных консультаций с официальным Дамаском и сирийской оппозицией, поставив их перед необходимостью начала переговоров. Главный вопрос, насколько риторика возврата к реализму и прямых договоренностей с Россией, что подчеркивает ее статус великой державы, будет использована для ослабления России в дипломатической игре. В прошлом веке наиболее искусным проводником такой политики был Г. Киссинджер. Способно ли американское руководство в нынешних условиях продолжить его курс и готова ли Россия заплатить своими национальными интересами за «партнерство» с США, главный вопрос, который возникает в связи с перспективой новых переговоров по Сирии.