Новая военная стратегия США в Сирии
Из-за поражения террористических организаций, действующих на территории Сирии при поддержке США и монархий Персидского залива, Вашингтон вынужден начать реализацию новой стратегии. С одной стороны этому способствовали военные успехи российской авиации и сирийской армии. С другой стороны - категорическое отрицание Москвой возможности участия в переговорном процессе таких проамериканских террористических организаций как Джабат аль Нусра, Джейш аль-Фатх, Джабхат аль-Исламийя, Свободная Сирийская армия и др., действующих на севере Сирии в приграничных с Турцией и Ираком территориях.
Поскольку удары российской авиации наносились в основном по зонам, которые контролировали именно эти структуры, а не террористическая организация "Исламское государство", Запад всерьез испугался, что их планы будут разрушены в самое ближайшее время.
Поэтому американский спецназ в ночь на 23 января взял под контроль военный аэродром Рмеилан в северной провинции Хасака, контролировавшийся курдскими повстанцами. Сразу же после спецназа туда прибыли штурмовые вертолеты ВВС США. Пентагон планирует увеличить взлетно-посадочную полосу, для того, чтобы принимать военно-транспортные самолеты, доставляющие боеприпасы и амуницию. Данный логистический узел будет использоваться для поддержки боевиков, которых Вашингтон называет умеренной оппозицией.
Планы США шире предоставления помощи своим союзникам. Они состоят в организации постоянного присутствия для контроля важного стратегического узла между Сирией, Турцией и Ираком. Таким образом, если им удастся закрепиться, они смогут стимулировать как затяжной конфликт на севере Сирии, так и манипулировать прокси-акторами в Турции и Ираке. В дальнесрочной перспективе это может отразиться и на создании независимого Курдистана.
Но у США есть два потенциальных противника, которые могут помешать этим планам. Это Турция и Россия.
Интересы Турции
В 80 км. от базы Рмеилан находится пункт Камышли, который находится под контролем сирийской армии и может использоваться российскими войсками для контроля сирийско-турецкой границы. Ранее Турция выступила против российского присутствия у границы, так как это подрывало интересы Турции в регионе по контролю за коридором из Ирака, по которому ранее транспортировалась контрабандная нефть. Кроме того, Турция намеревалась непосредственно осуществить вторжение на данную территорию.
Ранее США спровоцировали Турцию нанести удар по российскому бомбардировщику. Изначальный план состоял в эскалации конфликта между Россией и Турцией вплоть до военной конфронтации. Однако Москва ответила неожиданно как для Турции, так и для США, введя экономические санкции и начав поддерживать курдскую оппозицию внутри Турции.
Показательно, что США официально поддерживают курдов в Сирии и Ираке, не беспокоясь о том, что передаваемое им оружие может использоваться на территории Турции. Кроме того, в Северном Ираке при посредничестве США туркмены объединились с курдскими отрядами Пешмерга для противодействия ИГИЛ. Аналогичный альянс США могут попытаться сделать и в северной Сирии. Поскольку Турция в рамках концепции пантюркизма считает своим долгом поддерживать туркменов Сирии и Ирака, это может вызвать противоречия между Анкарой и Вашингтоном. Кроме того, борьба курдов против действующего режима внутри Турции также может привести к обострению из-за поддержки со стороны США курдов.
Роль России
Никто не ожидал, что Россия активно вмешается в сирийский конфликт, так же как США не предполагали эффективность и интенсивность ударов российской авиации. Теперь потенциальной мишенью российских войск может стать какой-либо опорный пункт США в регионе, который будет принят за террористическую активность. Если остальные прозападные группировки будут взяты под крыло американских военных, это также может явиться поводом для бомбардировки, так как Москва не признает их в качестве политической оппозиции. Из-за этого США вынуждены будут предупреждать о своих действиях российский оперативный штаб в Сирии. Хотя и при таких условиях это не исключает непосредственного столкновения российского и американского спецназа.
Без авиационной поддержки шансы у американского спецназа будут невелики, так как специфика работы сил специального назначения США в полевых условиях нуждается в поддержке со стороны других видов войск и сетевой осведомленности. В отличие от американских войск, российские силы специального назначения более эффективны в автономном режиме. Потери американских военных могут вызвать широкие политические дебаты в США о правомерности применения американских войск. Хотя это может быть использовано для очередной демонизации России, тем не менее, вряд ли Вашингтон решится на открытый конфликт с Москвой. Парадоксальность ситуации в том, что официально цели США и России совпадают - это уничтожение ИГИЛ, хотя по другим вопросам есть серьезные разногласия.
Стратегическая корректировка
Тем не менее, США не являются той силой, против которой Россия официально ведет войну.
В отличие от "умеренной оппозиции" в лице различных бандформирований и группировок, которые поддерживают США и ЕС, ИГИЛ является актором, против которого ведут борьбу все участники боевых действий в Сирии и Ираке. ИГИЛ вынесен за рамки возможного переговорного процесса, так как признан всеми сторонами террористической организацией. В этой ситуации для России выгодно продление существования этой структуры в Сирии, так как она будет оправдывать военное присутствие и проведение операций.
Кроме того, для США будет неожиданным сюрпризом, если Анкара и Москва смогут решить разногласия и начнут координировать свою политику в Сирии. Хотя такое маловероятно в ближайшем будущем, при стечении обстоятельств и скрытой дипломатической работе это может вполне произойти через некоторое время.
Вместе с этим, Иран может начать более активно проводить свою политику в регионе, так как после снятия санкций его статус, роль и возможности значительно увеличатся. Корректировка действий между Москвой, Тегераном и Дамаском (при участии ливанской "Хизбаллы") не только значительно укрепят позиции Башара Асада и легитимного правительства Сирии, но и будут способствовать координации в выработке совместного стратегического плана России и Ирана для региона.