Переговоры по Сирии: неизбежный тупик
18 декабря в Нью-Йорке состоялась международная конференция по Сирии. В ней приняли участие представители более чем 20 государств. В том числе министры иностранных дел России, Ирана и США. Основным итогом конференции стал план мирного урегулирования, который предложили одобрить Совету Безопасности ООН. На следующий день Совет Безопасности единогласно принял данные предложения.
Планвключает в себя следующие пункты:
1. Проведение в январе 2016 года мирных переговоров с участием сторон сирийского конфликта.
2. Формирование переходного правительства в течении 6 месяцев.
3. Проведение не позднее чем через 18 месяцев свободных демократических выборов.
Договорённости названы историческим, хотя остаются серьезные разногласия между Россией и Ираном с одной стороны и США и монархиями Персидского залива с другой.
Проблема 1. Участники переговоров
Не опубликован список участников будущих переговоров. Если с официальным Дамаском все ясно, то кто будет представлять сирийскую оппозицию, не понятно. До сих пор не составлен тех, кого все участники конфликта считают террористами. Соединенные Штаты настаивают на включение в переговорный процесс всех вооруженных группировок кроме ИГИЛ и Фронта ан-Нусры. Не менее опасные и радикальные группировки типа Ахрар аш-Шам или «Фронта Завоевания» не считаются ими террористическими. Таким образом США поддерживают стремление Саудовской Аравии легитимировать эти группировки как участников переговорного процесса. Россия и Иран выступают против, но будут вынуждены пойти на уступки.
Проблема 2. Будущее Ассада
Американо-ваххабитский блок вместе с подконтрольной сирийской оппозицией выступил за устранение Башара Ассада и смену режима в Сирии. Россия и Иран выступают против. Смена режима будет означать дипломатическое и военное поражение обоих государств и может привести к непредсказуемым последсвиям внутри стран. Для Ирана это будет означать еще и крах геополитической стратегии по формированию шиитского коридора с выходом к Средиземноморью.
Россия будет продолжать проводить военную операцию в Сирии, пока Башар Ассад будет жив и дееспособен. Иран продолжит войну даже в случае устранения Ассада, попытавшись консолидировать местных шиитов.
Проблема 3. Несуществующий сирийский народ
Все стороны конфликта теоретически исходят из презумции существования единого сирийского народа –политической нации, которая и должна определять будущее страны. На деле, если такая нация и существовала до войны, то теперь ее нет.
Во-первых, в ходе войны возросло отчуждение между крупными-этнорелигиозными группами. Меньшинства- алавиты, христиане, курд выступают против того, чтобы их судьбу решало радикализированное суннитское большинство.
Во-вторых, Сирия в ее нынешнем виде представляет собой лоскутное одеяло зон влияния различных группировок. Значительная часть населения покинула страну. На ее территории не существует единой политической системы. Не возникнет она и в результате выборов, на которые прямое силовое давление окажут местные полевые командиры. Восстановление единства политической нации не возможно без формирования однородного и безопасного политического пространства. В противном случае любые выборы только закрепят раздробленность и создадут предпосылки для нового витка гражданской войны как это было в Ливии. Формирование единого политического пространства невозможно монополизации права на легитимное насилие за один силовым центром, что невозможно без разоружения группировок,Последнее же не предполагается в ближайшей перспективе.
Прогноз
Вероятность того, что переговорный процесс может привести к восстановлении в Сирии единой государственной системы в этих условиях близка к нулю. Страна обречена на продолжение гражданской войны, которая периодически будет прерываться всплесками «переговорного процесса».