Moscow-city VS Москва златоглавая: перспективы столичного урбанизма
Культура русской провинции (окраины) есть культура консервативная, цивилизация в виде культуры столичной проникает в неё с трудом и с большим запозданием.
Онтология провинции - это народная культура, растущая из древних пластов народной жизни, формируемая тысячелетней историей. Столичная же культура – высшее выражение национальной культуры, но к концу индустриальной эпохи национальное всё больше и больше отступать перед её стремлением к мировому космополитизму.
Москва сегодня - главный проводник космополитической культуры, один из крупнейших мегаполисов мира, который впитывает в себя все, что рождает современный мир, адаптирует под те социальные условия, которые существуют в России.
Москва, как и любой другой город вообще являлся средой, где формировалась социальная идентичность - ремесленник, торговец, рабочий. Сегодня же, в обществе нового типа, классы заменяются социально и политически не дифференцированными «информационными сообществами», этот тип общества претендует распространить себя на территории окраины России, стать эталонным обществом для всей странны – в этом и заключается основная роль Москвы, как проводника глобализации.
Современная Москва-мегаполис образует неустойчивые сообщества, благодаря медиасреде, таким образом формируется сетевое общество, регулируемое информационными ресурсами, а роль регуляции традиционных институтов значительно ослаблена, либо вообще не имеет влияния на обширные слои населения. Современная Москва-мегаполис - это эксперимент глобалистов для распространения этого образа жизни, этого типа общества на всю страну, Москва - это традиционный политический авторитет для остальной страны, но сегодня статус Москвы меняется.
Москва долгое время не была включена в мировую финансово-экономическую систему, но по мере продвижения к рыночной экономике, стремительно стала превращаться в мегаполис со всеми внешними атрибутами: офисы транснациональных корпораций, международные банки и вездесущая реклама. Главный российский мегаполис сегодня претендует на центр мировой торговли, притягивает огромную массу разноязычных людей, но всё же остаётся мировой провинцией, так как все ведущие роли уже распределены между мировыми мегаполисами западных стран.
Такие эксперты, как О. И. Ведина и К. Е. Аксёнов говорят об отрыве Москвы от национальной городской системы и включении столицы в мировую урбосистему. Также эксперты говорят о разрушении традиционной городской иерархии, которая базируется на радиально-концентрической модели, формировавшейся на протяжении нескольких веков. В столице России формируется глобальный центр, «возвышающийся» над остальным городским пространством и существующий относительно независимо от города [Вендина, Аксенов 2009]. Сегодня Москва делится на «старую» - исторически сложившуюся - и «новую» с развитой сетью современных капиталистических элементов постиндустриального рынка.
Также мы замечаем борьбу за секуляризацию городского пространства, при привлечении экологического дискурса. Это достаточно популярный инструмент глобалистов, в форме противодействия строительству церквей и борьбой со «старой» Москвой (златоглавой), за превращение Москвы в сплошной Moscow-city.
Возвращаясь к смыслу названия статьи, можно утверждать, что именно перспектива взаимоотношения Москвы с окраинами зависит от того, какая Москва победит в этом противоборстве - Moscow-city или Москва златоглавая. Москва – столица российского государства или Москва – мировой город?
Очевидно, модернизация по мировым стандартам (социальная, техническая, экономическая) всей России дело дорогое, долгое, и вряд ли в полной мере осуществимое, поэтому конфликт между Москвой – глобальным городом - и окраинами произойдёт в активной фазе. В вялотекущем состоянии он уже идёт, выступления с лозунгами «Хватит кормить Москву!» и проявления местечкового национализма это подтверждают.
Конфликт между Москвой-мегаполисом и традиционной окраиной происходит как на почве экономического разрыва, так и на ментальной почве.
Сегодня Российская элита заявляет амбиции на историческую преемственность, на деле же стремится в глобальный мир, укрепляя мегаполисы, подгоняя под мировые стандарты условия существования в крупных городах, тем самым отрываясь от населения, проживающего в деревнях, сёлах и малых городах.
Базовая теория, на которую опираются ученые, анализирующие развитие мегаполисов, это так называемый подход «центр – периферия». Центр - мегаполис необходим для того чтобы создавать инновации, а для этого они стягивают ресурсы из периферии: человеческие, финансовые, культурные.
Данный подход вполне объясняет довольно скромное внимание российских властей к провинциальным регионам и повышенное внимание к обустройству и развитию мегаполисов.
Москва теряет сегодня объединяющую роль матери городов русских и идеологическую роль Третьего Рима из-за секуляризации и вестернизации городского пространства, и кроме всего прочего, имеет риск послужить катализатором политической дезинтеграции Российского государства.
Алексей Кудрин считает, что должны быть 10-15 городов-агломераций для экономического роста страны. Что будет с теми территориями, которые будут не заняты мегаполисами и со стратегическим присутствием России на остальной России, Алексей Леонидович не уточняет.
Прогрессисты представляют будущий мир, как мир космополисов, такой подход уничтожает всякий народ и превращает в безликого человека мира, безымянного объекта информационных потоков.
Ярко отражает текущую ситуацию слова Освальда Шпенглера в своём знаменитом произведении.
О. Шпенглер («Закат Европы») так говорил о появлении мегаполисов: «Вместо мира — город, некая точка, в которой сосредотачивается вся жизнь далеких стран, между тем как оставшаяся часть отсыхает; вместо являющего многообразие форм, сросшегося с землею народа — новый кочевник, паразит, обитатель большого города, чистый, оторванный от традиций, возникающий в бесформенно флюктуирующей массе человек фактов, иррелигиозный, интеллигентный, бесплодный, исполненный глубокой антипатии к крестьянству.»
Что же можно сделать для выхода из кризиса?
Во-первых, необходимо бороться за традиционную идеологическую функцию российской столицы – Москвы – третьего Рима, это означает, что Москва должна остаться суверенным и авторитетным центром Евразийской империи.
Необходимо прекратить втягивание Москвы в иерархию мировых городов, конечно для этого необходим экономический суверенитет, но это тема для отдельной статьи.
Так же следует критически отнестись к планам децентрализованной перестройки Москвы, так как это является переносом идей постмодерна градостроительную архитектуру столицы.
Что всё это значит? А это значит, что нам для сохранения своей цивилизации просто необходима другая политика хозяйственного развития – политика поддержки малых городов, сёл и деревень, их достойного экономического и нравственного состояния – следует признать, что забота власти — это не инвестиции и благоприятный финансовый климат, а все народы населяющие нашу страну.
Во избежание уничтожения идентичности населения нашей страны, а через это и уничтожения суверенитета, необходимо менять региональную политику, начинать возрождать экономическое и нравственное состояние регионов, способствовать расселению мегаполисов, превращать города не в среду жизни, а в среду функции – административной и производственной, возрождая сельское хозяйство и реальное производство. Нужно понять, что мегаполис — это не судьба, никакой то универсальный путь, а концепт, который мы слепо копируем и пытаемся внедрить в наше общество, тем самым разрушая его.
Развитие малоэтажного строительства также позволит препятствовать безграничному росту Москвы и других мегаполисов, уберёт нагромождения постоянно растущих жилых многоэтажек, снизит нагрузку на инфраструктуру и позволит сильно не концентрироваться населению страны в столице и других мегаполисах.
Вот такую альтернативу безграничной урбанизации должны поддерживать мы – русские патриоты.