Мифы “Восточного партнерства”. Что не так?

14.01.2020
Программе “Восточное партнерство” созданной Европейским Союзом для сближения с постсоветскими странами, в прошлом году, исполнилось 10 лет. Главной идеей данной программы является евроинтеграция - термин созданный в институтах и школах политики западных стран. С евроинтеграцией ассоциируются сначала безвизовый режим со странами Евросюза, затем вступление в ЕС и в НАТО. Однако стоит понять чем "Восточное Партнерство" по сути своей не является.
 
Итак, подписание странами ассоциативного соглашения с ЕС является вспомогательным действием на пути их вступление в Евросоюз. Это есть самый большой миф относительно данной программы. Инициатива “Восточное партнерство” обеспечивает всеобъемлющую основу для сотрудничества с государствами-членами Европейского Союза. При этом каждая страна может свободно выбирать уровень амбиций и целей, к которым она стремится в своих отношениях с Европейским союзом, но соглашение не является инструментом для будущего вступления и документ ни в коем случае этого не обещает. К примеру, Турция ведет переговоры о вступлении в Европейский Союз с момента как подала заявку на вступление в Европейское экономическое сообщество (предшественник ЕС) в 1987 году и в 1999 году на Хельсинкском саммите Совета Европы была официально признана кандидатом на полноправное членство. Как показало время, на этом этапе все и осталось.
 
Во-вторых, предположение о том, что вступив в ЕС или в НАТО территориальные споры страны решатся - ошибочно. Наличие территориальных проблем и в общем конфликтов между странами полностью блокирует их вступление в ЕС, а это практически все государства которым предлагается “Восточное Партнерство”. Если вспомнить Грецию и Северную Македонию, то конфликт между этими странами заморозил процесс вступления в Евросоюз и НАТО на целое поколение. Поэтому можно смело утверждать, что на данном этапе Грузия, Армения, Украина, Молдова с неразрешенными территориальными конфликтами могут не рассчитывать на членство в ЕС и НАТО. Европейские политики и дипломаты предпочитают обходить тему национальных конфликтов.  
 
Тем не менее, отношения ЕС с Азербайджаном складываются несколько иначе. Не имея ассоциативного соглашения, Баку сотрудничает с Брюсселем в нефтегазовых и энергетических проектах. Брюссель оценивает Азербайджан как лидера южно-кавказского региона и это позволяет Баку не принимать евроинтеграцию, а напротив быть самостоятельным актором и строить равноправное стратегическое партнерство с ЕС. Касательно же нагорно-карабахского армяно-азербайджанского конфликта, позиция ЕС заключена в документе под названием “Приоритеты партнерства” подписанного в 2018 году, которая выражает поддержку территориальной целостности Азербайджана. В то же время, успешно развивается торгово-экономическое и военное сотрудничество между Азербайджаном и Россией. Азербайджан является основным торговым партнером России среди стран СНГ – не членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а в данный момент единственным союзником РФ на Кавказе.    
 
В-третьих, проблема безработицы в стране не решается подписанием соглашения об ассоциации с ЕС. Европейский Союз имеет действующие соглашения с Грузией, Республикой Молдова и Украиной, которые позволяют гражданам этих стран путешествовать в зону Шенгена с целью туризма, в гости к родственникам или друзьям или в бизнес целях, но не для работы. Следовательно, это не понижает уровень безработицы, а только увеличивает число нелегально работающих на территории ЕС, иными словами - преступивших закон. Для чего правительствам делать “нелегалов” из своих же граждан?
 
Более того, евроинтеграция становится непривлекательной в связи с ростом националистических настроений и числа “правых” политиков в правительствах стран ЕС, а также недоверие к своей же организации в лице Брекзит.
 
Вполне реальной становиться вероятность того, что если премьеру Борису Джонсону удастся вывести Великобританию из ЕС 31 января, то через какой то период за ней последуют и другие страны. Мысль о том, что какое либо государство покидает пространство союза подрывает основы и доверие к организации как со стороны других государств-членов ЕС, так и потенциальных “восточных партнеров”. Тем самым ЕС подталкивает своих же страны на поиски самостоятельной политики.
 
В целом, политическая добродетель состоит из готовности людей обрести хорошую жизнь в обществе, ориентированном на общее благо. Иными словами, развитие, процветание и высокий уровень жизни зависят от желания, воли и действий самих же народов.