Цикличность в экономике
Учеными наблюдаются циклы в развитии экономик стран, взлеты сменяются падениями с последующей стагнацией. Исследованию ученых был подвергнут непродолжительный период в 150 лет и выявлены колебания, которые назвали циклами. Причины колебаний, имеющих цикл в десятилетия, экономисты увидели в несоответствии сроков получаемых кредитов и способности промышленности их возвращать, или в значительных технологических открытиях. Более частые колебания приписали миграционным людским волнам. Циклы же в три-четыре года отнесли к запаздыванию реакции производителей на кратковременный избыток товаров в регионе. Это объяснение принято наукой как достаточное.
Однако наука не объясняет, почему сроки кредитования не соответствуют периоду освоения нового оборудования; почему одни «значительные» технологические открытия влияют на цикличность, а другие нет; что движет миграционными движениями народов?
Цикличность экономики человека если и присутствует, то причина ее иная. Господь-Бог, по домостроительству Своему, содействует человеку в мирских делах. Покуда человек живет в гармонии с мирозданием, не вредя природе собственного бытия, благодать Божия щедро разливается, наполняя житницы трудящихся. Богатый урожай на полях, изобилие рыбы в водоемах помогают делать запасы, перерабатывать плоды земли на фабриках и заводах.
Пока человек в нужде, он смирен и излишествам не предается, ежедневно трудясь для пропитания, и видится себе праведным. С ростом достатка, проявляются в человеке сокрытые в сердце страсти, о которых и сам не ведал. Господь, ведая сердце, попускает какое то время вершиться делу по воле человека, чтобы обнаружился в том свободный выбор. Дается человеку самому увидеть себя, кто он есть на самом деле. Удержится он в соблюдении заповедей Господа или поддастся страстям, разрушая былую гармонию? Грех, разрастаясь, ставит человека под зависимость от дьявола и тем самым уменьшается способность человека принимать благодать Божию. Дьявол же стремится приземлить, увлечь земным, способствует росту гордыни в человеке. По мере роста комфорта и сытости, забывают многие о Боге, устремляясь к распределению земного, прекращают исполнять законы собственного бытия. Устремляются многие собирать и спорить за сокровища на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут (ср. Мф. 6:19). Усиливают противопоставление себя природе.
Только по воле Божией происходит возрастание или снижение достатка людей. Как достатком распорядится человек, будет ли богатеть «в Бога» или удовлетворять своим страстям, зависит от самого человека. И Господь сменяет периоды благодати на периоды томления для воспитания человека. Посему-то небо заключилось и не дает росы, и земля не дает своих произведений (ср. Агг. 1:10). Будут сеять много, а собирать мало (ср. Агг. 1:6). Господь придавит, как давит колесница, груженная снопами, и у проворного не станет силы бежать, и крепкий не удержит крепости своей (Ам. 2:13,14). Все созданное человеком не по воле Господа, фабрика ли, завод ли, разрушится: если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его (Пс. 126:1).
Как в притче «О блудном сыне», расточает человек дарованное имение свое, чистоту души, и начинает погружаться в грехи (пасти свиней), так тут же голод приходит в край тот грешный. Чтобы оголодав плотью, вспомнил человек об Отце милосердном, покаялся, «пришел в себя». Тогда и Отец небесный может щедро излить блага (Лк 15, 11-32). Как тьма уходит с появлением света, так и бедность и нужда исчезают с благостью Творца. Бог в добром помогает, а в худом — враги. И если Господь отступит Своею помощью, то этот мрак затуманит последнюю искорку, память Божию, и тогда душа попадет под власть своих страстей и бесов.
Святитель Каллист (†1363) наставляет: «Сын, который не был упражняем (в подъятии трудного), не на пользу себе получает богатство из дома отца своего. Посему Бог сперва искушает и томит, а потом обнаруживает дар благодати». Чтобы окончательно не затемнила душа в себе Образ Благого, смиряется человек нищетой. Изобилие денег обращает многих к распутству, и Господь направляет оскудение как средство смирения, от зла сребролюбия (ср. 1Тим. 6:10). Нищета уцеломудрила многих, имевших греховные стремления. Господь хочет спасения каждому человеку и радуется покаянию грешника. В притче «О блудном сыне» Отец обнимает вернувшегося сына и устраивает в его честь пир: этот сын был мертв и ожил, пропадал и нашелся, – нашелся и ожил для Отца (ср. Лк. 15:20,32).
Преподобный Иосиф Исихаст (†1959) поведал в монашеском духовном опыте, как приходит Божия благодать: в течение трех или четырех лет подряд дается она. Благодать как дар умудряет и защищает человека от бесов, не могущих долго воевать с человеком, находящимся под защитой Божественной. Когда же человек снова достаточно вкусит благодати, Бог сразу уходит. Как благодать отходит, человек оказывается во власти бесов по страстям своим. Не ведая мудрости Святого Бога, человек страдает, плачет, ища ее, а злой бес тайно сеет отраву, как когда-то Еве. И человек, не видя сетей, которые древнее зло ему плетет, ибо он неопытен в брани, обманывается в своих ожиданиях, принимая ложь за истину. Это происходит и по Божьему попущению, чтобы человек научился смирению. И прилагает страдалец посты к постам, стояние и бдение, молитвы и прошения, полагая, что ими привлекается Божия благодать. А искушения всячески его огорчают, чтобы он еще больше просил со слезами божественной помощи, — таково домостроительство Божьего промысла для его воспитания. И Господь вновь подает благодать, а человек, как младенец по разуму и ведению, начинает привыкать и смелеть, думая, что она уже дана ему как плата за его труды. Мало-помалу благодати становится все больше и больше. Чтобы человек умудрился и не оставался бы всегда младенцем, Господь разными путями исцеляет наши души. И отступает благодать, чтобы в большей силе восстановить в человеке чувство, что все доброе, бывающее с ним, есть плод Божией благодати, чтобы ценили Божии дары и не опускали рук, прилагая все силы на пути Божьем. Благодать Божия всегда с человеком, покуда в свободной воле он пребывает на стороне добра.
Цель Божественного домостроительства – обоженние человека, а средство – аскетика, добровольное ограничение собственных желаний, исполнение законов природы – заповедей Божьих. Чтобы очистился человек от всякой страсти и с чистой молитвой обратился к Господу. Преподобный Макарий Египетский назидает нам: «Лишаются же благодати и гибнут (люди) по двум причинам: или потому, что не переносят терпеливо постигших скорбей, или потому, что, усладившись греховными удовольствиями, предаются им».
О попущенном Господом человеку техническом пути развития, когда ресурсы земли направляются на благоустройство быта земного, святитель Игнатий (Брянчанинов) (†1867) рассуждал: «Даруя нам земные блага, Бог таинственно вещает: “Человеки! временный приют ваш снабжен разнообразными, бесчисленными благами, пленяющими, восхищающими и взор, и сердце, удовлетворяющими до преизбытка потребностям вашим: заключайте из этого о благах, которыми снабжено ваше вечное жилище. Поймите бесконечную, непостижимую благость Божию к вам и, почтив земные блага благочестивым разумением и созерцанием их, не поступите безрассудно: не поработите себя ими, не погубите себя ими. Пользуясь ими сколько нужно и должно, всеми силами устремитесь к приобретению благ небесных”». Попускает Господь человеку познавать тайны природы: пользуйся, человек, землей, малой частью Творения. Когда же отдает человек всего себя удовольствию плотскому, умаляется благодать. «Когда совсем охладеет любовь, тогда невозможно оставаться Божественной благодати и отеческому попечению», — наставляет святитель Григорий Палама.
Апостол Павел указывал на сребролюбие как корень зол для человека: ср. (1Тим. 6:10). Резко возросшая в последние века система ростовщичества (банкинга), усугубила разобщенность людей. Усилилась амплитуда колебаний, попущенных Господом. Банковский процент, пронизавший весь состав экономики человека, настойчиво понуждает безостановочно вскапывать землю, перекачивать ресурсы, производить бесчисленное множество товаров и услуг. Отвергнув авторитет Бога, человек оказался беззащитен от искушения лукавого, преклонив колени перед денежным процентным идолом. Сооружение экономики стало основываться не на камне веры в Бога, а на песке обещаний лукавого, приводящих к нарастающим потрясениям. Царства мира и слава их передаются в руки поклонившихся (ср. Мф. 4:1-11).
Творцом человеку дарована свобода воли, но для падшего, противящегося воле Божьей, свободная воля становится пагубной. Там, где присутствует человеческое своеволие, совращенное и поврежденное, распространена и несправедливость. Падший человек требует все больше свободы и ускоряет разрушение самой среды обитания. Тогда вся природа восстает против человека, отдавая ему терния и волчцы. Это те широкие врата и пространный путь (Мф. 7:13), который ведет человека к вечному общению с дьяволами и дьяволоподобными людьми.