Икономия Бога определяет экономику человека
Господь промыслом держит все мироздание в равновесии, в каждой части его. Для пребывания в гармонии с миром человеку необходимо в свободном выборе следовать законам, установленным Творцом. Нарушения законов влекут за собой нестроения и разрушения не только самого человека, но и поставленной от него в зависимость твари (см. Рим. 8:20). Человек есть часть органического творения. Богом человеку дан дар управлять, но не властвовать (Быт. 1:28).
Икономия Бога определяет экономику человека.
Бог-Промыслитель правит миром, сотворив его из ничего. Попечение это непрерывно, неустанно и неизмеримо. Нет ничего случайного или невозможного для Бога, случайностей в жизни нет и быть не может. Господу ведомы не только действия человека, но и его будущие мысли (Пс. 138:4). Каждое обстоятельство в истории и жизни отдельного человека имеет высший духовный смысл и даровано Богом для исполнения вечной цели познания Бога.
У Бога нет забытых людей. От взора Бога не сокрыто ничего — ни великое, ни малое, даже волосы на голове сочтены (Мф. 10:31). Не только новые открытия, изобретения, но и последующее применение их предвидит Творец. Для Господа не являются тайной ни суммы депозитов, ни цели, на которые будут средства направлены, ни результаты замыслов человеческих. Человек не ведает, как будет, — Бог ведает. Провидением Бог видит все до того, как что-либо произойдет явно для человека и для мира. Бог вне времени, оно не существует для Бога, для Него все является свершившимся.
Не Бог пребывает в бытии человека, а человек существует в бытии Бога. Господь правит судьбами с недоступной, неприкосновенной высоты, не зависящей от действий и демонских, и человеческих. Мои мысли — не ваши мысли, не ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших (Ис. 55:8,9). Действие Создателя пребывает со своим собственным свойством и значением, каково бы ни было действие человеческое. Так говорит Господь: Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю (Ис. 46:10). Все вершится в полном объеме по Его замыслу и Его плану, доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф. 5:18).
Какой бы план ни задумал человек, Господь определяет его успешность. Первые шаги могут быть попущены по замыслу человека, но впоследствии, ступни его, исполнение и завершение дел будут направлены к исполнению замысла Творца.
По своей икономии Бог направляет историю мира для спасения душ. Промыслом Господь присутствует и действует в среде событий, совершаемых людьми, как тончайший дух, не завися от них и действуя на их судьбы. Дух, наполняющий вселенную и все, что за пределами вселенной, и не объемлемый вселенной.
Мир устроен по закону любви
Разнообразные, столь несхожие между собой, части мира соединил Господь любовью, по закону любви устроен мир и человек: ибо Господь есть любовь (1 Ин. 4:7–8).
«Целый мир, состоящий из разнородных частей, связал Он каким-то неразрывным союзом любви в единое общение и в одну гармонию; так что части, по положению своему весьма удаленные одна от другой, кажутся соединенными посредством симпатии», — помогает нам святитель Василий Великий.
Все, что созидается без любви, временно и разрушается, как дом, построенный на песке. В любви своей земля отдает сокровища человеку. Возделывая ее с любовью, получает человек богатый урожай. В любви солнце согревает и освещает планету. В любви нет места спорам и насилию. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки, – учит Господь (Мф. 22:37–40). В любви человек отдает, не осуждая и прося ничего взамен: любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1Кор. 13:4–7).
Дом, наполненный любовью, способен выстоять в невзгодах. Любовь Божия пребывает везде, и даже во враждебных, казалось бы, человеку событиях: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас (Мф. 5:44). Следуя заповедям, человек не противится спасительной любви Господа.
Воля человека ограничена им самим. Во всем остальном действует воля Божия
Воля человеческая действует под влиянием двух побуждений: корыстолюбия и любви. Она имеет в себе столько силы, сколько Бог попустил ей иметь, заранее предвидя ее будущее произволение и действие. Человек после падения потерял свободу делать добро — осталась лишь свобода избирать добро, предпочесть добро, желать делать добро (см. Ин. 15:5). Решение человека способно воздействовать на другого лишь с той силою, что полезна душе другого, и ни на йоту более. Большего Господь не попустит. Человек убеждается в невозможности исполнения многих своих замыслов, сталкиваясь с противоположной волей других людей и противных, непреодолимых обстоятельств. Ибо все в мире есть: похоть плоти, похоть очей и гордыня (см. 1 Ин. 2:16), как для одного, так и для другого. В остальном же действует Божия воля. И бесы не могут искушать человека более, чем попустит им Господь, и бесы веруют, но трепещут (см. Иак. 2:19). Если не дóлжно произойти событию, то не быть ему, оно не произойдет. Бог преградит дорогу спешащему, придавит как давит колесница, нагруженная снопами (Ам. 2:13). Не позволит ему пройти, кругом разорит, положив на путь тьму (Иов 19:8). Все что попытается человек сделать – развеется (Аг. 1:9). Отнимутся силы и возможности творить злое: и у проворного не станет силы бежать, и крепкий не удержит крепости своей (Ам. 2:13,14).
Своим выбором человек приносит пользу или вредит лишь себе. На другого человека его замысел распространится только в полезном, для спасения души другого объеме — и не более. Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его (Пр. 16:9). Это верно и для человека, и для компании, и для государства. Бог не ограничивает свободу выбора, но силу действия определяет Сам — как Творец не только этого человека и народа, но и другого.
Человек волен принять любое решение, но воплотится в жизнь только определенное Господом, не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам свои (Пр. 19:21). Если неопытному суждено пройти часть пути без преград, все, что может ему помешать, развеется как пар на ветру. Не в искусных решениях причина, а в помощи Всевышнего: ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «Не бойся, Я помогаю тебе» (Ис. 41:13). Люди отмечают единичные успехи в бизнесе, но забывают множество неудачных дел. И если Господь разрушает, то не дано человеку силой своей восстановить разрушенное: что Он разрушит, то не построится; кого Он заключит, тот не высвободится (Иов 12:14).
Человек получает поддержку в делах своих, внимая воле Божией, — поддержку невидимую, но действенную: и мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1 Ин. 2:17).
Люди не могут обойтись друг без друга. Никто не может заработать что-либо для себя, не сделав что-либо для другого
Соединив мир любовью, Господь зависимыми друг от друга соделал части его. Творец пожелал связать свободных людей через потребности, связал работу одного для собственной пользы и работу для пользы других. Не только бедные нуждаются в богатых, но и богатые в бедных, и даже в еще большей степени. Святитель Иоанн Златоуст в трактате «О любви» рассуждал: «Поэтому земледелец сеет не столько, сколько хватило бы для него, а работает на благо многих; и купец готовит не столько, сколько достаточно было для него одного, но и для многих других… Ибо раз люди не в состоянии работать на благо ближнего иначе как по принуждению, то Бог не допускает прийти к собственной выгоде иначе как пройдя по пути принесения пользы другим».
Любовь воссоздает, сближает и соединяет людей. Не имея в себе должной любви, удерживаются люди потребностями, чтобы посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получали приращение для созидания самого себя в любви (Еф. 4:16).
Наши души зависимы от Творца, и кто способен принять в себя любви больше, принимает от Духа больше, а который меньше, тому меньше. Так производится возвращение каждого к целому, через любовь, даруемую Духом. Но каждый принимает ее по собственному согласию с волей Божией. Так устроено, если люди не связаны между собой любовью.
Завершая рассуждения этой статьи, отметим важные положения, которые раскрываются человеку из Священного Писания и Священного Предания:
- Икономия Бога определяет экономику человека.
- Мир устроен по закону любви
- Воля человека ограничена им самим. Во всем остальном действует воля Божия
- Люди не могут обойтись друг без друга. Никто не может заработать что-либо для себя, не сделав что-либо для другого
Далее будут освещены слова о богатстве мира сего, влиянии его на человека и близких ему людей, об экономических понятиях как цена, труд, экономические теории. Шаг за шагом открывая для себя мир, сотворенный Богом, открытый нам Священным Писанием и Священным Преданием.