Икономия Бога определяет экономику человека

07.12.2016

Господь промыслом держит все мироздание в равновесии, в каждой части его. Для пребывания в гармонии с миром человеку необходимо в свободном выборе следовать законам, установленным Творцом. Нарушения законов влекут за собой нестроения и разрушения не только самого человека, но и поставленной от него в зависимость твари (см. Рим. 8:20). Человек есть часть органического творения. Богом человеку дан дар управлять, но не властвовать (Быт. 1:28).

Икономия Бога определяет экономику человека. 

Бог-Промыслитель правит миром, сотворив его из ничего. Попечение это непрерывно, неустанно и неизмеримо. Нет ничего случайного или невозможного для Бога, случайностей в жизни нет и быть не может. Господу ведомы не только действия человека, но и его будущие мысли (Пс. 138:4). Каждое обстоятельство в истории и жизни отдельного человека имеет высший духовный смысл и даровано Богом для исполнения вечной цели познания Бога.

У Бога нет забытых людей. От взора Бога не сокрыто ничего — ни великое, ни малое, даже волосы на голове сочтены (Мф. 10:31). Не только новые открытия, изобретения, но и последующее применение их предвидит Творец. Для Господа не являются тайной ни суммы депозитов, ни цели, на которые будут средства направлены, ни результаты замыслов человеческих. Человек не ведает, как будет, — Бог ведает. Провидением Бог видит все до того, как что-либо произойдет явно для человека и для мира. Бог вне времени, оно не существует для Бога, для Него все является свершившимся.

Не Бог пребывает в бытии человека, а человек существует в бытии Бога. Господь правит судьбами с недоступной, неприкосновенной высоты, не зависящей от действий и демонских, и человеческих. Мои мысли — не ваши мысли, не ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших (Ис. 55:8,9). Действие Создателя пребывает со своим собственным свойством и значением, каково бы ни было действие человеческое. Так говорит Господь: Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю (Ис. 46:10). Все вершится в полном объеме по Его замыслу и Его плану, доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф. 5:18).

Какой бы план ни задумал человек, Господь определяет его успешность. Первые шаги могут быть попущены по замыслу человека, но впоследствии, ступни его, исполнение и завершение дел будут направлены к исполнению замысла Творца.

По своей икономии Бог направляет историю мира для спасения душ. Промыслом Господь присутствует и действует в среде событий, совершаемых людьми, как тончайший дух, не завися от них и действуя на их судьбы. Дух, наполняющий вселенную и все, что за пределами вселенной, и не объемлемый вселенной.

Мир устроен по закону любви

Разнообразные, столь несхожие между собой, части мира соединил Господь любовью, по закону любви устроен мир и человек: ибо Господь есть любовь (1 Ин. 4:7–8).

«Целый мир, состоящий из разнородных частей, связал Он каким-то неразрывным союзом любви в единое общение и в одну гармонию; так что части, по положению своему весьма удаленные одна от другой, кажутся соединенными посредством симпатии», — помогает нам святитель Василий Великий. 

Все, что созидается без любви, временно и разрушается, как дом, построенный на песке. В любви своей земля отдает сокровища человеку. Возделывая ее с любовью, получает человек богатый урожай. В любви солнце согревает и освещает планету. В любви нет места спорам и насилию. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь;  вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки, – учит Господь (Мф. 22:37–40). В любви человек отдает, не осуждая и прося ничего взамен: любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1Кор. 13:4–7).

Дом, наполненный любовью, способен выстоять в невзгодах. Любовь Божия пребывает везде, и даже во враждебных, казалось бы, человеку событиях: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас (Мф. 5:44). Следуя заповедям, человек не противится спасительной любви Господа. 

Воля человека ограничена им самим. Во всем остальном действует воля Божия

Воля человеческая действует под влиянием двух побуждений: корыстолюбия и любви. Она имеет в себе столько силы, сколько Бог попустил ей иметь, заранее предвидя ее будущее произволение и действие. Человек после падения потерял свободу делать добро — осталась лишь свобода избирать добро, предпочесть добро, желать делать добро (см. Ин. 15:5). Решение человека способно воздействовать на другого лишь с той силою, что полезна душе другого, и ни на йоту более. Большего Господь не попустит. Человек убеждается в невозможности исполнения многих своих замыслов, сталкиваясь с противоположной волей других людей и противных, непреодолимых обстоятельств. Ибо все в мире есть: похоть плоти, похоть очей и гордыня (см. 1 Ин. 2:16), как для одного, так и для другого. В остальном же действует Божия воля. И бесы не могут искушать человека более, чем попустит им Господь, и бесы веруют, но трепещут (см. Иак. 2:19). Если не дóлжно произойти событию, то не быть ему, оно не произойдет. Бог преградит дорогу спешащему, придавит  как давит колесница, нагруженная снопами (Ам. 2:13). Не позволит ему пройти, кругом разорит, положив на путь тьму (Иов 19:8). Все что попытается человек сделать – развеется (Аг. 1:9). Отнимутся силы и возможности творить злое: и у проворного не станет силы бежать, и крепкий не удержит крепости своей (Ам. 2:13,14).

Своим выбором человек приносит пользу или вредит лишь себе. На другого человека его замысел распространится только в полезном, для спасения души другого объеме — и не более. Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его (Пр. 16:9). Это верно и для человека, и для компании, и для государства. Бог не ограничивает свободу выбора, но силу действия определяет Сам — как Творец не только этого человека и народа, но и другого. 

Человек волен принять любое решение, но воплотится в жизнь только определенное Господом, не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам свои (Пр. 19:21). Если неопытному суждено пройти часть пути без преград, все, что может ему помешать, развеется как пар на ветру. Не в искусных решениях причина, а в помощи Всевышнего: ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «Не бойся, Я помогаю тебе» (Ис. 41:13). Люди отмечают единичные успехи в бизнесе, но забывают множество неудачных дел. И если Господь разрушает, то не дано человеку силой своей восстановить разрушенное: что Он разрушит, то не построится; кого Он заключит, тот не высвободится (Иов 12:14).

Человек получает поддержку в делах своих, внимая воле Божией, — поддержку невидимую, но действенную: и мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1 Ин. 2:17).

Люди не могут обойтись друг без друга. Никто не может заработать что-либо для себя, не сделав что-либо для другого 

Соединив мир любовью, Господь зависимыми друг от друга соделал части его. Творец пожелал связать свободных людей через потребности, связал работу одного для собственной пользы и работу для пользы других. Не только бедные нуждаются в богатых, но и богатые в бедных, и даже в еще большей степени. Святитель Иоанн Златоуст в трактате «О любви» рассуждал: «Поэтому земледелец сеет не столько, сколько хватило бы для него, а работает на благо многих; и купец готовит не столько, сколько достаточно было для него одного, но и для многих других… Ибо раз люди не в состоянии работать на благо ближнего иначе как по принуждению, то Бог не допускает прийти к собственной выгоде иначе как пройдя по пути принесения пользы другим». 

Любовь воссоздает, сближает и соединяет людей. Не имея в себе должной любви, удерживаются люди потребностями, чтобы посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получали приращение для созидания самого себя в любви (Еф. 4:16).

Наши души зависимы от Творца, и кто способен принять в себя любви больше, принимает от Духа больше, а который меньше, тому меньше. Так производится возвращение каждого к целому, через любовь, даруемую Духом. Но каждый принимает ее по собственному согласию с волей Божией. Так устроено, если люди не связаны между собой любовью. 

Завершая рассуждения этой статьи, отметим важные положения, которые раскрываются человеку из Священного Писания и Священного Предания: 

  1. Икономия Бога определяет экономику человека. 
  2. Мир устроен по закону любви
  3. Воля человека ограничена им самим. Во всем остальном действует воля Божия
  4. Люди не могут обойтись друг без друга. Никто не может заработать что-либо для себя, не сделав что-либо для другого 

Далее будут освещены слова о богатстве мира сего, влиянии его на человека и близких ему людей, об экономических понятиях как цена, труд, экономические теории. Шаг за шагом открывая для себя мир, сотворенный Богом, открытый нам Священным Писанием и Священным Преданием.