2018: прогнозы западных аналитиков

19.01.2018

Традиционно в конце уходящего года и начале нового многие аналитические центры и политические институты дают свою оценку грядущим событиям на основе текущих тенденций. Представляется интересным проанализировать точку зрения Запада на этот счет, особенно с учетом того, что там (в основном, в США), существует методология параллельно планирования со ссылкой на существующие прогнозы. Иными словами, часто они бывают конъюнктурными в силу интересов определенных политических группировок и олигархических кругов. Поэтому, если какая тема особенно акцентируется, существует большая вероятность того, что под нее уже разрабатываются некие сценарии. Они могут представлять военные интервенции, организацию государственных переворотов, экономические санкции, создание новых соглашений, обвал цен и валютных курсов, искусственные эпидемии и управляемые миграции.

Конечно, существуют и объективные факторы, поэтому сопоставление реальных рисков и понимание интересов всех игроков поможет отделить зерна от плевел.

Итак, начнем с американских центров.

Согласно Стратфору угроза войны на Корейском полуострове будет сохраняться, а Соединенные Штаты, вероятно, попытаются избежать превентивного удара по инфраструктуре Северной Кореи, что вернет глобальную экономику в рецессию. Демонстрация Пхеньяном ядерных возможностей в следующем году приведет к началу новой и более нестабильной эре сдерживания.

Углубление сотрудничества между Китаем и Россией будет представлять стратегическую угрозу для Соединенных Штатов, побуждая Вашингтон попытаться проверить свои партнерские связи, укрепляя союзников на евразийских приграничных территориях. Гибкость великих держав будет все больше определять международную систему, поскольку Москва и Пекин уравновешивают друг друга, как и многие союзники США строят свои отношения с Вашингтоном по причине необходимости баланса.

Белый дом будет продвигать агрессивную повестку дня по линии торговли, которая нацелена на Китай, Мексику, Южную Корею и Японию. Возрастающий односторонний подход к торговле в Соединенных Штатах будет выявлять слабые стороны Всемирной торговой организации, но он не разрушит эту организацию, и торговые войны не будут начаты.

Достижения Северной Кореи в области ядерного оружия будут подпитывать политику жестких мер США в отношении Ирана, ставя под угрозу Совместный всеобъемлющий план действий. Поскольку Соединенные Штаты, Саудовская Аравия и Израиль создали коалицию против Ирана, прокси-конфликты по Ближнему Востоку будут усиливаться.

Но Иран будет настаивать на продолжении своей ядерной сделки с Западом. Россия, тем не менее, будет использовать напряженность в отношениях между Вашингтоном и Тегераном, а также свое преимущество на сирийском поле битвы, для расширения своего влияния на Ближнем Востоке за счет Соединенных Штатов.

Крупные нефтедобывающие компании надеются, что в 2018 году будет сбалансирован глобальный нефтяной рынок. Ограничение добычи входит в интересы как участников ОПЕК, так и стран, не входящих в эту организацию. Саудовская Аравия и Россия могут работать вместе, чтобы противостоять ожидаемому росту добычи сланцевой нефти в США.

Глава Китая Си Цзиньпин продолжит следующий этап реформ, направленный на перераспределение богатства. Несмотря на рост корпоративных долгов, который усугубит финансовое давление на северо-восточный пояс Китая в 2018 году, в Пекине есть инструменты, необходимые для предотвращения системного долгового кризиса.

Франция в следующем году окажется на равных условиях с Германией, поскольку она защищает интересы Южной Европы и обсуждает реформу еврозоны. Возможность появления нового евроскептического правительства в Италии повлечет за собой колебания на финансовых рынках, но страна не выйдет из зоны евро.

Популизм сохранится в Латинской Америке. Разочарование в отношении политического истеблишмента приведет к более конкурентному избирательному сезону в трех крупнейших странах Латинской Америки: Мексике, Бразилии и Колумбии. Если в Мексике будет избран популистский президент, Конгресс не позволит ему принять какие-либо радикальные изменения в политике. Между тем, у Бразилии и Аргентины будет мало возможностей, в рамках которых будут проводиться внутренние реформы и вестись переговоры по Общему рынку Юга (проект Mercosur).

Совет по международным отношениям (CFR) предполагает, что большинство событий 2017 г. перейдут и в 2018, однако будут и сюрпризы. Они предлагают внимательно следить за семи тенденциями.

1. Попытки Ирана достичь региональной гегемонии. Хотя новая Стратегия национальной безопасности США обещает «нейтрализовать иранское злостное влияние», CFR настаивает на давлении через Совместный всеобъемлющий план действий (JCPOA). Пока не понятно, насколько далеко Белый дом будет готов пойти в давлении на Тегеран, поскольку Европа выступает против блокады Ирана, а Белый дом серьезно занят Северной Кореей. Но в CFR уверены, что Иран будет использовать свое преимущество везде, где только сможет (Сирия, Ливан, Ирак и Йемен - как минимум).

2. Ядерные амбиции Северной Кореи. CFR признаются, что нужно что-то делать. Возможно, через дипломатическое решение, но это почти наверняка потребует признания Северной Кореи в качестве ядерной державы. Раньше это делалось. Но вместе с этим намекают, что убийство Ким чен Ына, переворот или народное восстание могли бы изменить ситуацию. Они пишут, что "нынешний уровень напряженности создает вероятность того, что война начнется не путем расчета, а путем просчета".

3. Кризис в Венесуэле. CFR возлагает вину непосредственно на президента Николаса Мадуро (еще одна цель для устранения?). "Предположение Трампа о том, что может потребоваться военное вмешательство США, вызвало упреки со всей Латинской Америки и, вероятно, предоставило Мадуро необходимую пропагандистскую победу. В целом, Мадуро вряд ли уйдет, если венесуэльцы не заставят его уйти" - указано в материале.

4. Усилия Трампа по трансформации торговли. Президент Трамп жалуется на «ужасные» торговые сделки Америки, заключенные с середины 1980-х годов, на чем он построил свою президентскую кампанию в 2016 году. Требования Трампа о пересмотре НАФТА выглядят неприемлемыми для Канады и Мексики. Меры Белого дома, названные «экономической агрессией», могут создать значительные потрясения за рубежом и дома. Никто не знает, как далеко могут быть предприняты такие действия. Уже известно, что некоторые экспортные сектора США пострадают. Между тем, торговые инициативы Трампа не будут фиксировать то, что вызывает беспокойство: американский зияющий торговый дефицит. Соединенные Штаты испытывают дефицит, потому что американцы потребляют гораздо больше, чем экономят. Торговые сделки не изменят это. Хуже того, налоговый законопроект, который был одобрен, скорее всего, сделает торговый дефицит более значительным.

5. Амбиции Китая за рубежом. Настойчивая внешняя политика Си будет, вероятно, сочетать мягкую и жесткую силу для оказания существенной помощи странам всей Азии под знаменем инициативы "Один пояс, один путь". Южно-Китайское море будет и дальше превращаться в китайское озеро. Страны Юго-Восточной Азии будут пристально следить за тем, как Китай становится региональным гегемоном и что будут делать США.

6. Расследование Мюллера. Не только американские наблюдают за тем, что происходит со следствием, проводимым специальным прокурором Робертом Мюллером. Иностранные столицы также. Президент Трамп назвал расследование «охотой на ведьм» и отвергает утверждения о том, что его люди вступили в сговор с Россией. В максимально возможной степени расследование могло бы привести США к беспрецедентному конституционному кризису.

7. Демократия находится в осаде. СFR предлагает изучить рейтинги, которые делает Freedom House - уровень глобальной свободы снижается уже более десятилетия. Проблема заключается не только в том, что новые демократии, такие как Таиланд и Турция, вернулись к авторитарному правлению, хотя это достаточно плохо. Многие западные демократии также борются. ЕС угрожает лишить права голоса Польши в учреждениях ЕС, потому что Варшава приняла антидемократические законы, в то время как Испания сталкивается с сепаратистским движением в Каталонии. Центристские политические партии по всей Европе теряют голоса. Соединенные Штаты по-прежнему имеют надежную двухпартийную систему, но ее демократия также кажется далекой от лучших времен. Конгресс изо всех сил пытается выполнять основную функцию, финансируя правительство, Трамп регулярно нарушает давние демократические нормы, а многие американцы неблагоприятно относятся к членам противоположной стороны. Поэтому неудивительно, что некоторые видят в Соединенных Штатах «ошибочную демократию».

Более того, был разработан Preventive Priorities Survey: 2018, где отмечены регионы с Однако нужно учитывать, что в тренде этой организации присутствует неустанная критика политики Дональда Трампа, поскольку Совет по международным отношениям представляет группу либерал-глобалистов.

Бывший глава по национальной разведке США Майкл Демпси не стал следовать общим тенденциям, а попытался вычислить так называемых черных лебедей на 2018 г. Т.е. это те вызовы и кризисы, на которые до настоящего момента США не обращали особого внимания. Вооруженный конфликт в Йемене, нестабильность в Венесуэле, Демократической Республике Конго, Нигерии, Пакистане, Египте и Ливане - данные страны Демпси предлагает рассматривать в увязке с миграцией и возможными эпидемиями. А еще особое беспокойство вызывает слишком близкое размещение американских военных к местам, где находятся "потенциально враждебные силы". Т.е. это русские, иранцы и сами сирийцы в Сирии, а также китайцы в Южно-китайском море. Если пребывание у границ Китая Демпси оправдывает важностью сохранения свободы навигации, то военные США в Сирии упоминаются лишь как "помогающие курдским группировкам, которые оппозиционны сирийскому режиму". Еще автору "пришла на ум ситуация на Украине и индо-пакистанской границе". Странно, что нарковойна в Мексике, которая была развязана по инициативе Белого дома более 10 лет назад на ум не пришла. Тем более, что Мексика рядом, а упомянутые страны далеки от американских границ. Да и все эти «черные лебеди» на самом деле не такие уж и черные — просто Вашингтон часто любит закрывать глаза на многие проблемы, которые их напрямую не касаются.

Другой известный силовик Ричард Кларк, занимающий ныне пост директора Института по Ближнему Востоку, также не обошел вниманием Иран, значительно усугубив возможность эскалации, в том числе, отметив высокую вероятность нанесения Израилем ударов по агентуре Ирана в Ливане и Сирии (Хизбалла и шиитское ополчение), что может спровоцировать втягивание других стран региона и США. Из других угроз - ухудшение ситуации в Йемене, реорганизация Аль-Каиды и распространение вредоносных вирусных программ.

Пожалуй, данный сценарий можно считать один из наиболее адекватных, особенно потому, что Кларк вспомнил и о киберпространстве, в связи с которым в последний год было много полемических дискуссий.

Атлантический Совет в свете 100-летия 14 пунктов Вудро Вильсона дал их трактовку применительно к нынешней международной обстановке. Вывод прост и однозначен: "Чтобы найти американское величие, нам нужно только посмотреть, что Вильсон предпринял 100 лет назад: построение порядка, основанного на правилах, где будут процветать Соединенные Штаты и другие демократии".

А вот консервативный Институт Брукингза в 2018 г. предлагает обратить внимание на внутренние аспекты американской политики, а точнее, что будет происходить в Конгрессе. После 19 января республиканцы и демократы должны договориться о федеральном бюджете и его распределении, особенно расходах на страховую медицину и ветеранов. Далее должен решаться вопрос с инфраструктурой страны, и соответствующий закон обещал подписать Трамп.

Подобный интерес (к внутренней политике США) разделяют Институт Катона, Институт Гудзона, Институт Аспена, Американский Институт Предпринимательства и Корпорация РЭНД. Раньше все эти мозговые центры больше внимание уделяли международным делам, что показывает о наличии серьезных проблем, раз уж ресурсов и времени хватает только на домашние вопросы.

Международная кризисная группа (МКГ) в своем прогнозе на 2018 г. отмечает, что США испытывают перенапряжение, "влияние США ослабевает, когда власть распространяется на восток и юг, создавая более многополярный мир, в котором вооруженные негосударственные субъекты играют гораздо большую роль". По этой причине происходит как милитаризация внешней политики, так и спад многосторонних связей, которые пыталась создать администрация Барака Обамы. У МКГ такие же страхи, как и упомянутых ранее центров — война на Корейском полуострове, конфронтация с Ираном, эскалация палестино-израильского конфликта, Сирия, Украина и Венесуэла. Однако также упомянут кризис в Мьянме/Бангладеш (мусульмане-рохинья), зона Сахель, Афганистан и Йемен.

Либертарианский институт опубликовал заметку Зака Соренсона, посвященную будущим событиям 2018 г., в которой указано, что "2018 (и года, следующие за ним) будут очень плохими для нас. Для человечества"...  Cреди тревожных размышлений, которые включают и вероятность ядерной войны, автор упоминает кризис капитализма Маркса и деградацию американской культуры. Но он также отмечает, что несмотря на квазикальвинистскую перспективу либерализма, который, словно свет на холме, был притягательным во многих аспектах, либерализм прав не во всем. "Я даже не знаю, прав ли либерализм вообще".

Мало кто среди либерально настроенных мыслителей в США способен на такую самокритику. И такое откровение симптоматично, так как за растущим пессимизмом начинает пробиваться осознание собственных ошибок.

Бывший председатель Morgan Stanley Asia и главный экономист компании Стефан Роах отмечает, что в 2018 г. будет проверка на прочность нынешнего консенсуса в отношении рынков. Может произойти такое явление как шок (особенно при риске военного конфликта) или торговая война (между США и Китаем), но не исключен коллапс очередного пузыря (скорее всего, Биткоина).
Кроме того, Роах указывает, что реальная экономика искусственно поддерживалась искаженными ценами, а попытки их нормализации приведут к еще большей зависимости. Ну и добавил, что происходят "тектонические сдвиги на глобальном макроэкономическом уровне".

Джонатан Хилман из Вашингтонского Центра стратегических и международных исследований сделал "выжимку" из различных "предсказаний" и комментариев в отношении 2018 г.  "Вероятно, будет много довольно безумных вещей", "паралич, который мы не можем продиагностировать, охватил нашу машинную цивилизацию", - лишь наиболее яркие.

Но помимо субъективных оценок есть и объективная статистика.

По данным опроса Gallup восемь из десяти американцев считает, что 2018 будет годом проблем и сильного международного беспорядка", а 49% считает что власть США в мире снизится. Лишь 19% верит в то, что 2018 г. будет мирным, а в отношении экономики американцы менее оптимистичны, чем ранее.

Если сравнить выводы американских центров с их британскими коллегами, то разница будет показательной.

Королевский Институт Объединенных Служб (RUSI, Великобритания) в контексте вызовов глобальной безопасности, в первую очередь, обеспокоен как будет идти Брексит, и лишь на втором месте - роль США в мировой политике. Для Вашингтона выводы не очень благоприятны. RUSI отмечает отсутствие американского лидерства в деле утверждения либерализма и предрекает конец президентства Трампа в 2018 г. А вот ситуация в Сирии изменилась благодаря России и Ирану, которые будут укреплять свое влияние в регионе.

Другой британский мозговой центр - Королевский Институт по Международным делам Chatham House в прогнозах на 2018 остановился на европейском политическом театре, предрекая продоложение роста популизма и национализма в странах ЕС. "Политические системы Европы никогда не были настолько неустойчивыми, с рекордными уровнями перехода голосов и потерей поддержки мейнстрима, в то время как ценности, разделенные между националистами и космополитами, становятся столь же важными, как традиционное разделение между левыми и правыми".

Отмечается важность политики идентичности в ЕС и даже дается совет евробюрократам по борьбе с популистами - для того, чтобы победить таких конкурентов, нужно понять причины народного гнева - а это беженцы, границы и безопасность (точнее, ее отсутствие - прим. авт.).

По Брексит даны пессимистичные выводы из-за экономических расходов, т.к. они оказались больше, чем предполагалось. По этой причине неудовлетворенность консерваторами в правительстве будет расти, а противоречия между ними обостряться.

Наконец, Международный институт стратегических исследований, который кроме Лондона также имеет офисы в Вашингтоне, Сингапуре и Бахрейне, вообще не дал каких-либо оценок на 2018 г. Только рутинный анализ военного баланса и оценка растущих возможностей Ирана в регионе Ближнего Востока.

Впрочем, вопросы Брексита волнуют не только британцев. Один из ведущих аналитических центров ЕС из Брюсселя Bruegel также выделил в приоритеты 2018 г. переговоры между Лондоном и ЕС по подписанию новых договоров. Германский институт по вопросам безопасности и международным делам (SWP) аналогично британским центрам больше интересовался приземленными темами. Последние публикации института посвящены реформированию еврозоны, Брекситу, вопросам изменения климата и газовым отношениям между Россией и Германией.

Это показывает, что общая трансатлантическая фокусировка у США, Британии и ЕС отсутствует. Стратегическое видение различно, следовательно, курсы внешней политики, теоретически, также будут различными.

Из прогнозов видно, что общий контур, который наметили американские геополитики и стратеги, будет затрагивать Россию, Китай, Иран, Сирию, Северную Корею, Венесуэлу. Не зависимо от идеологических установок основная доминанта возможной внешнеполитической линии США прочитывается относительно легко. Также будут осуществляться попытки принудить европейских и ближневосточных сателлитов Вашингтона проводить волю США. Но существенное отличие интересов основных партнеров США в Европе может преподнести Белому дому дополнительные сюрпризы. А при усугубляющихся внутренних проблемах в США и предстоящими выборами в Конгресс многие страны как в ЕС, так и в других регионах попытаются проводить более самостоятельную политику, при этом стараясь не идти на прямую конфронтацию.