ЕС рвется в Индо-Тихоокеанский регион
16 сентября Европейская Комиссия опубликовала Стратегию ЕС по сотрудничеству в Индо-Тихоокеанском регионе. Ранее, 19 апреля ЕС уже заявил о своем интересе к этому направлению, отметив, что сообщество заинтересовано укрепить свое вовлечение в Индо-Тихоокеанское пространство, в связи с чем будут разработаны подходы и принципы для взаимодействия.
Рациональные факторы
В документе сказано, что будущее ЕС и Индо-Тихоокеанского региона неразрывно связано, учитывая взаимозависимость экономик и общие глобальные вызовы. В регион входят семь членов G20 - Австралия, Китай, Индия, Индонезия, Япония, Республика Корея и Южно-Африканская Республика, а также Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), которая становится все более важным партнером ЕС. В регионе проживает три пятых населения мира, производится 60% мирового ВВП, на его долю приходится две трети общемирового объема до пандемии экономический рост и находится на переднем крае цифровой экономики. Самые отдаленные регионы ЕС и заморские страны и территории, конституционно связанные с его государствами-членами, являются важной частью подхода ЕС к Индо-Тихоокеанскому региону.
Также брюссельские бюрократы включили в Стратегию и зеленую повестку, указав в первом пункте, что "Индо-Тихоокеанский регион является как важным источником глобальных экологических проблем, так и потенциальным бенефициаром их решения. Доля региона в глобальных выбросах углекислого газа выросла с 37% до 57% с 2000 года, и на регион будет приходиться более 70% роста мирового спроса на энергию к 2030 году. Ожидается, что изменение климата еще больше усилит давление на морское биоразнообразие, природные ресурсы и рыбные запасы, что приведет к изменениям в динамике экосистем. Индо-Тихоокеанский регион включает в себя ряд горячих точек морского биоразнообразия, такие как Коралловый треугольник, на который приходится 76% всех видов кораллов в мире и который поддерживает 120 миллионов человек, живущих в этом районе. Только на Южно-Китайское море приходится около 12% мирового улова рыбы и там находится более половины рыболовных судов мира. Поэтому регион жизненно важен для смягчения последствий изменения климата и защиты хрупкого экологического баланса нашей планеты".
Далее следует уже явный выпад в отношении Китая.
"В последние годы геополитическая динамика в Индо-Тихоокеанском регионе привела к обострению конкуренции, включая напряженность вокруг спорных территорий и морских зон. Там есть произошло значительное наращивание военной мощи, в том числе Китаем, при этом доля Индо-Тихоокеанского региона в глобальных военных расходах увеличилась с 20% от общемирового объема в 2009 году до 28% в 2019 году. Демонстрация силы и усиление напряженности в региональных горячих точках, таких как на Юге и Востоке Китайского моря и в Тайваньском проливе могут оказать непосредственное влияние на европейскую безопасность и процветание. Также наблюдается рост гибридных угроз, в том числе в области кибербезопасности. Демократические принципы и права человека также находятся под угрозой со стороны авторитарных режимов в регионе, ставя под угрозу стабильность региона. Аналогичным образом, усилия по созданию глобальных равных условий, основанных на прозрачных правилах торговли, все больше подрываются несправедливой торговой практикой и экономическим принуждением. Эти события усиливают напряженность в торговых, производственно-сбытовых и производственно-сбытовых цепочках. Пандемия COVID-19 проверила устойчивость экономик, еще больше выявила взаимозависимость партнеров ЕС и Индо-Тихоокеанского региона и подчеркнула, что обе стороны приобретают устойчивость благодаря открытому, диверсифицированному и неискаженному доступу к мировым рынкам. Наконец, продолжающийся кризис в Афганистане также демонстрирует прямое влияние, которое события в регионе оказывают на безопасность Европы".
Западноцентристский либерализм
Опираясь на эти факторы в ЕС заявляют о необходимости усилить свое сотрудничество с партнерами региона, чтобы "продвигать международный порядок, основанный на правилах". Этой фразой бюрократы из ЕС дают понять, что они следуют в фарватере Вашингтона, где постоянно указывают на некий международный порядок, основанный не на законах и соглашениях, а на правилах, которые коллективный Запад пытается навязать остальному миру.
Это и будет теми принципами, на которых ЕС будет строить свою долгосрочную стратегию в Азии.
Заявлено, что ЕС будут:
- Укреплять и защищать международный порядок, основанный на правилах, путем поощрения всеобъемлющего и эффективного многостороннего сотрудничества, основанного на общих ценностях и принципах, включая приверженность уважению демократии, прав человека и верховенства закона; - Содействовать созданию равных условий для игры и открытой и справедливой среды для торговли и инвестиций; - Способствовать достижению Целей устойчивого развития (ЦУР), решению проблем изменения климата и ухудшения состояния окружающей среды на суше и в океане, а также поддерживать устойчивое и инклюзивное социально-экономическое развитие; - Участвовать в двустороннем и многостороннем сотрудничестве с партнерами для достижения целей Парижского соглашения об изменении климата и Конвенции о биологическом разнообразии (КБР); - Продолжать свое давнее многостороннее и региональное сотрудничество с Организацией Объединенных Наций и Бреттон-Вудскими учреждениями, а также региональными организациями, такими как АСЕАН и Африканский союз в Западной части Индийского океана;
- Поддерживать действительно инклюзивное формирование политики и сотрудничество, в которых учитываются мнения гражданского общества, частного сектора, социальных партнеров и других ключевых заинтересованных сторон; - Устанавливать взаимовыгодные торгово-экономические отношения с регионом, которые способствуют инклюзивному экономическому росту и стабильности, а также способствуют и облегчают коммуникации; - Участвовать в регионе в качестве партнера в наших усилиях по повышению осведомленности о влиянии глобальных демографических тенденций.
Практическая реализация
Если брать предыдущий опыт ЕС по многосторонним соглашениям, вероятно, что будет сделан упор на тарифное регулирование по товарам и услугам, включая Общую схему преференций, которая уже действует для ряда стран. С ЕС в рамках соглашения GSP+ (в котром делается упор на устойчивое развитие и управление) уже сотрудничают Пакистан, Шри-Ланка и Филиппины. ЕС не скрывает намерения заключить торговые сделки с Австралией и Новой Зеландией, которые согласно цивилизационной схеме Самуэла Хантингтона относятся к западному блоку. На особом счету и Индия, переговоры с которой уже были начаты в этом году. 9 июня 2021 г. Европейский парламент и Совет Европы учредили инициативу The Neighbourhood, Development and International Cooperation Instrument (NDICI) – Global Europe, которая имеет выраженную экологическую повестку и вписывается в географию Индо-Тихоокеанского региона.
Кроме того ЕС намерен заключить соглашения по цифровому партнерству с ключевыми игроками, такими как Япония, Южная Корея и Сингапур. С ними предполагается отработать изначальную модель и потом распространить на остальные страны.
В сфере образования будет применена программа Erasmus+. Что касается безопасности, то опыт ВМС стран ЕС EU NAVFOR в различных миссиях, будет расширен с Индийского океана в Тихий. ЕС попытается закрепить присутствие в южной части Тихого океана под видом борьбы с пиратами, контрабандистами и наркотрафиком. Также в ЕС есть проект "Сотрудничество по улучшению безопасности в Азии и с Азией (Enhancing Security Cooperation in and with Asia, ESIWA), где пилотными партнерами являются Индия, Индонезия, Япония, Корея, Сингапур и Вьетнам. Военные эксперты из стран ЕС уже размещены в Индонезии и Вьетнаме.
В списке планируемых действий ЕС указана необходимость завершения переговоров с Австралией, Индонезией и Новой Зеландией по вопросам торговли, проведение переговоров по инвестициям с Индией, завершение переговоров со странами Восточной Африки, возможное возобновление торговых переговоров с Малайзией, Филиппинами и Таиландом и, в конечном итоге, переговоры о торговом соглашении между регионами с АСЕАН. Значатся возможные соглашения с Малайзией, Таиландом и Мальдивами, а также заключение зеленых альянсов и соглашений. Австралия, Новая Зеландия,
Сингапур, Корея и Япония указаны как страны со схожим мышлением, которых можно подключить к программе Horizon Europe. Япония и Индия отмечены как важные партнеры в деле установления связей с регионом. Наконец, сказано, о необходимости "изучить пути обеспечения расширенного развертывания военно-морских сил государствами-членами ЕС для содействия защите морских линий коммуникаций и свободы судоходства в Индо-Тихоокеанском регионе при одновременном повышении потенциала партнеров в Индо-Тихоокеанском регионе по обеспечению безопасности на море".
Поскольку среди указанных и потенциальных партнеров Китай практически не фигурирует (лишь упоминается в рамках необходимости уменьшения выбросов углекислого газа и в качестве субъекта конфликтов), можно сделать вывод, что ЕС будет усиливать свое присутствие явно в противовес КНР, особенно если учитывать обозначенную ставку на "международный порядок, основанный на правилах" и желание разместить военно-морские силы для обеспечения свободы судоходства. Подобные действия со стороны США пока только привели к росту напряжения и увеличению рисков в Южно-Китайской море и вокруг Тайваня. ЕС явно хочет наступить на те же грабли.
Наконец, в новой стратегии явно чувствуется дух неоколониализма, пусть даже он и завуалирован фразами о сотрудничестве и равенстве.