Евразию и "Шелковый путь" обсудят в Давосе

На второй день Всемирного экономического форума в Давосе одной из главных  заявлена "Евразия и современный шелковый путь". При посредничестве бывшего сингапурского дипломата Кишра Махбубуни в качестве модератора на секции будут выступать ведущий бизнесмен из ОАЭ Султан Ахмет бин Сулайем, премьер-министр Казахстана Карим Массимов, председатель правления ВТБ Андрей Костин и премьер-министр Грузии Гиорги Кирикашвили. За дипломатической риторикой о новых возможностях и развитии многосторонних связей будет крыться битва за влияние в Евразии между потенциальными соперниками и партнерами.

Три варианта Шелкового пути

Первоначально идея проекта "Нового шелкового пути" активно лоббировалась в США. Через установление двусторонних партнерских соглашений со странами Центральной Азии и инвестиций в совместные инфраструктурные проекты Вашингтон намеревался установить свой контроль над Южной Евразией. В связи с многочисленными противоречиями между странами достичь задуманного не удалось.

Попытки стран ЕС укрепить свое влияние в Центральной Азии и реализовать там транспортные проекты также не увенчались особым успехом, хотя (при участии США) был реализован один крупный проект «TRACECA» (транспортный коридор Европа — Кавказ — Азия). Значительную роль в его организации сыграли Азербайджан и Казахстан.

Китай начал заниматься этим позже США и ЕС, предложив альтернативу в качестве программы «Экономический пояс Шелковый путь». Пекин действовал более деликатно, делая упор на экономический эффект, и не оказывая какого либо давления или влияния по политическим вопросам.
Китай планировал три маршрута:
- Китай - Центральная Азия - Россия - Европа.
- Китай - Центральная и Западная Азия. 
- Китай - Юго-Восточная Азия - Южная Азия.

Конкуренция

Маршрут через Россию в Европу представляется наиболее оптимальным, так как для европейского направления является самым коротким, а Беларусь и Казахстан входят в ЕАЭС, что снимает вопрос дополнительных договоров и границ. Но окончательный маршрут еще не согласован. В июле 2015 г. иа саммитах БРИКС и ШОС в Уфе было заявлено, что ЕАЭС и Китайский Шелковый путь будут взаимно интегрированы. Предполагалось, что детальные переговоры по этому вопросу начнутся в начале 2016 г.

На данном этапе Пекин наиболее детально проработал второй маршрут: Казахстан – Азербайджан - Грузия – Турция, по которому за пять суток уже прошел поезд Nomadexpress. Конкуренты и оппоненты России тут же заявили, что Москва является не надежным партнером и Китай предпочитает работать с другими странами. 

Третью ветку планируется пустить через Иран. Но этот маршрут также пока прорабатывается. С учетом присутствия КНР в Пакистане и снятия санкций с Ирана, скорее всего, в ближайшее время будут заключены договора между Китаем и Ираном.

Согласно прогнозам, в рамках китайского проекта ожидается 21 трлн долларов товарооборота в год, что может увеличить долю КНР в мировом ВВП до 50 %. Поскольку КНР является крупным мировым экспортером, то интерес к транспортно-логистическим узлам, включая возможность участия на правах оператора, проявляют ряд акторов, в том числе монархии Персидского залива.