Иранский логос

13.09.2016

Здравствуйте, вы смотрите программу «Директива Дугина».

Суть кризиса современности состоит в том, что Запад приравнял свою систему ценностей к универсальной, а свой путь развития провозгласил всеобщим и обязательным для всех народов, цивилизаций и культур. Это ложь и подмена, призванная лишь оправдать хищный эгоизм и колониальный империализм Запада. Ценностных систем много, и в каждой цивилизации, в каждой религии и у каждого народа эти ценности свои – как похожие на западные, так и совсем особые.

Чтобы еще более обосновать и далее развить этот тезис о множественности цивилизаций, который защищали немецкие романтики, русские славянофилы, особенно Данилевский, а также Гердер, Шпенглер, Тойнби, Клод Леви-Стросс, русские евразийцы и Лев Гумилев и большинство культурных и социальных антропологов – я последние годы работаю над серией книг «Ноомахии», в каждой из которых стараюсь описать уникальный Логос того или иного народа, той или иной культуры.

Сейчас из типографии только что вышел очередной труд «Ноомахии» – «Иранский Логос». Мы привыкли смотреть на Иран глазами его противников греков, позже римлян и, собственно, европейцев. Так мы ничего в нем не увидим. Надо дать возможность иранскому Логосу заявить о самом себе свободно и беспрепятственно. Только так мы приблизимся к иранской культуре, которая в противном случае останется для нас закрытой.

Книга «Иранский Логос» имеет подзаголовок «Световая Война и Культура Ожидания». В этом вся суть иранской идентичности. Быть иранцем – значит видеть мир как поле битвы сынов Света с могуществами Тьмы. Только эта война и даёт смысл жизни. На этом основана иранская религия, иранская культура, иранская поэзия, иранская история. Погружаясь в исследование базовых идей, я обнаружил, что Свет как религиозная и философская концепция – это именно иранская черта. Нам кажется, что поклоняться свету, любить свет, представлять себе Бога как бесконечный умозрительный Свет – это нечто само собой разумеющееся. А оказывается не так. Везде, где Свет становится в центре внимания – в культуре греков, семитов, иудеев, христиан или мусульман – всякий раз неизменно обнаруживается иранский след. При этом Свет обретает всё свое значение именно в войне с Тьмой. Свет есть свет только тогда, когда есть Тьма. Иначе мы не могли бы сказать о нем, что это свет. А значит, свет всегда несет в самом себе войну с Тьмой. Световая война первичнее, чем просто Свет. «И свет зажегся во тьме, и тьма не объяла его». Эта фраза из Евангелия от Иоанна может считаться резюме всей иранской традиции

Второе определение иранского Логоса – Культура Ожидания. Эту формулу – фарханги интизор по-персидски – подсказал мне в Куме один современный иранский аятолла. Это ключ к иранскому мировоззрению – как шиитскому, так и более древнему зороастрийскому. Иранцы ждут вполне конкретного события – прихода Спасителя Саошьянта, Последнего Царя, который возродит Империю Света. Ни в одной древней религии тема конца времен, воскресения мертвых и прихода Господина мира не описана так подробно и так связно. Световая война длится с переменным успехом. Вначале побеждают армии Света. Затем инициатива переходит к сынам Тьмы. И мир погружается во мрак. Тогда армии Света оказываются в положении партизан. Их земли оккупированы темным могуществом, и они вынуждены скрываться и атаковать под покровом тайны. Тогда-то и начинается великое ожидание. Ожидание тайного светового царя, который скрыт в эпоху торжества мрака, но должен появиться в конце времен. Ожидания иранцев — это ожидание светового Предводителя, армией которого считает себя каждый настоящий иранец. Он ждёт своего царя и в этой жизни, и в следующей. Ожидание даёт жизни иранца смысл.

Принято считать, что линейное время, время, текущее к своему концу, придумали иудеи где-то в середине первого тысячелетия до Рождества Христова. Если внимательно присмотреться к истории и географии, где идея времени зарождалась, мы увидим Империю Ахеменидов, под властью которых и жили евреи после Вавилонского пленения. Вот откуда культура ожидания в иудаизме и, соответственно, в христианстве. Это работает Иранский Логос.

Итак, кроме идеи Света иранцы принесли в Средиземноморскую культуру еще одну фундаментальную идею – идею времени. Само линейное время является линейным потому, что оно обращено к приходу Спасителя. Оно рождается из культуры ожидания. Ожидание не протекает во времени, ожидание рождает само время. Поэтому иранцам мы обязаны гораздо большим, чем обычно принято считать. Чтобы убедиться в этом, надо только отбросить евроцентристский расизм и в целом европейскую спесь.

Всего доброго, вы смотрели «Директиву Дугина» об Иранском Логосе.

Беспристрастное и открытое исследование культур и цивилизаций, как европейских, так и неевропейских, абсолютно необходимо нам, русским, в поисках нашей идентичности. Если мы не поймем богатство и разнообразие окружающих культур, мы не сможем обрести свой собственный Логос и не можем по достоинству оценить глубину падения Логоса Запада, который пытается увлечь нас за собой в бездну.

 

Смотрите архив передач - http://tsargrad.tv/