Конфликт в Сирии – наиболее острая проблема, где сходятся интересы двух стран. Россия поддерживает законное правительство Башара Асада и заинтересована в сохранении своего влияния в Сирии, а значит и территориальной целостности страны. Израиль рассматривает единую Сирию как серьезного регионального противника и проводника интересов Ирана. Поэтому Израиль заинтересован в ослаблении Сирии и раздроблении страны. Исламское Государство и другие террористические группы рассматривается израильским руководством как меньшая угроза по сравнению с правительством Башара Асада и Ираном. Поэтому Израиль поддерживает с одной стороны боевиков так называемой «оппозиции», а с другой делает ставку на курдский фактор. Не секрет, что Израиль помогает сирийским курдам вооружением и засылает туда своих инструкторов. Еще один фактор, объясняющий антисирийскую позицию Израиля – оккупация им Голанских высот, которые международное сообщество признает частью Сирии. Это ключевая точка с геостратегической точки зрения (возможность контролировать подступы к Дамаску) и с геоэкономической (недавно найденные запасы нефти и газа).
Россия участвует в сирийской войне на стороне законного правительства против групп мятежников и ИГИЛ. Израиль – единственная страна, которая бомбит в Сирии не мятежников, и не ИГИЛ, а позиции правительственных войск и союзных им парамилитарных формирований.
Диаметрально противоположные позиции не мешают России и Израилю выстраивать механизм переговоров и консультаций для того, чтобы избежать прямого столкновения. Обе стороны действуют в парадигме классического реализма: максимизируют свои интересы с учетом позиции другой стороны. Ни Россия, ни Израиль не заинтересованы в прямом столкновении или серьезном конфликте из-за Сирии, так как каждая страна потеряла бы в этом случае важного внешнеполитического партнера, наличие которого расширяло бы свободу действий и веер возможностей в принятии внешнеполитических решений. Точно также Россия ранее вела себя по отношению к Турции. Прямо противоположные позиции по Сирии не мешали согласованию интересов и партнерству в других областях.
Одна из целей Нетаньяху в этом визите – обговорить в Путиным перспективы более активного участия Израиля в политическом и военном разрешении сирийского кризиса. Таким образом Израиль хотел бы гарантировать свои интересы в случае любого развития событий и купировать возможную угрозу выхода из-под израильского контроля исламских экстремистов в этой стране.
За это по сообщениям израильских источников сионистское государство готово повысить статус Москвы как ключевого переговорщика в разрешении израильско-палестинского конфликта. О том, что дело идет к этому свидетельствуют предложения заместителя министра иностранных дел России Михаила Богданова. 3 июня он предложил план по урегулированию палестино-израильского конфликта, напоминающий предложения, с которыми ранее выступал нынешний ультраправый министр обороны Израиля Авигдор Либерман. Суть его такова: обмен территориями между Израилем и будущим Палестинским государством: населенные арабами части Израиля в обмен на израильские поселения на Западном Берегу Иордана. Таким образом израильские поселения на Западном берегу Иордана останутся под суверенитетом сионистского государства. Этот план Богданов предложил на Международной конференции по палестино-израильскому урегулированию в Париже.