Вся правда о мигрантах
«Понаехали», раньше (при Союзе) это можно было услышать разве что в Москве. Сегодня – по всей России. Понаехавшими считают мигрантов. В большинстве это граждане государств Центральной Азии: Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия. Они всегда «на глазах»: в такси, на рынках, подметают улицы, строят дома. Не знают русского языка, окончили в лучшем случае школу, об уровне культуры вообще лучше промолчать. По мнению большинства: «забирают» самые лучшие рабочие места. «Масло в огонь» – сюжеты о многочисленных преступлениях. Попробуем разобраться, где правда, а что – вымысел.
По данным управления по вопросам миграции МВД России на территории нашего государства находится порядка 7 миллионов иностранных граждан. Информация главного информационно-аналитического центра МВД РФ сообщает, что за период с января по август 2021 года ими совершено 24,7 тыс. преступлений.
При населении России около 144 миллионов, нашими согражданами за тот же период совершено 1356,3 тыс.преступлений.
Если посчитать соотношение количества людей и совершаемых преступлений, получится, что (условно) каждый 106-й россиянин – преступник, а у мигрантов это только каждый 283-й. То есть россияне совершают в три раза больше преступлений, чем мигранты. Такова статистика.
О качественной составляющей. Условно мигрантов можно разделить на две категории: приехавших на постоянное место жительства (в том числе по государственной программе переселения соотечественников (далее–«соотечественники»)), и приехавших на заработки.
Сравнительная таблица мигрантов (2020 год) |
||
Страна |
Прибыли на ПМЖ (в том числе по программе переселения соотечественников) |
Прибыли в качестве трудовых мигрантов |
Казахстан |
около 16 000 |
около 80 000 |
Кыргызстан |
около 12 000 |
около 180 000 |
Узбекистан |
около: 1 800 |
около 500 000 |
Таджикистан |
около: 3 600 |
около 300 000 |
Из них: с высшим образованием 37 % |
Из них: с высшим образованием – 1,8 % |
средне-профессиональным – 26 % |
средне-профессиональным – 0,6 % * |
Трудоспособного возраста – 77 % |
- |
Детей до 18 лет 20 % |
- |
*Данные взяты исходя из соотношений на работу от общего их количества, выданных квалифицированным и высококвалифицированным специалистам
Заметьте, «соотечественники» отличаются от трудовых мигрантов в лучшую сторону как минимум по уровню образования. Если их было бы такое же количество, как и последних, то Россию ждал вы качественный скачек вперед. Получается, что мигранты не такие уж и «необразованные».
Как «забирают» наши кровные рабочие места… Это разговор о безработице и дефиците кадров (последнее должно компенсироваться первым).
Уровень безработицы сейчас колеблется на отметке 6 % (4,8 млн. граждан). Если учесть, что далеко не все потерявшие работу заявляют о своем статусе на бирже (обычно в 3-4 раза меньше), то проблема гораздо масштабнее. Например основатель Superjob Алексей Захаров оценивает общее число безработных в 15 млн. человек.
Дефицит кадров только в строительной отрасли составляет около миллиона человек. Если учитывать всю экономику, то не хватает около двух миллионов. То вакансии и потребность есть. Почему же тогда россияне испытывают проблемы с трудоустройством ? Первая причина – низкая заработная плата.
В этом есть доля правды. Действительно, в большинстве мигранты зарабатывают больше коренного населения. В апреле-мае прошлого года социологи РАНХиГС провели анкетный опрос трудовых мигрантов из Киргизии, Узбекистана, а также местного населения в социальных сетях «ВКонтакте» и Instagram. Опрос проводился по всей России (с отдельными данными по Москве) на русском, киргизском и узбекском языках. Опрошено 977 анкет местных респондентов, 587 – киргизских мигрантов и 510 – узбекских мигрантов.
В целом, медианная зарплата местного населения составила 17 000 руб., мигрантов – 25 000 руб., а средняя соответственно – 21 867 и 28 978 руб. По Москве медианная зарплата местного населения составляет 25 000 руб., тогда как мигрантов – 33 000 руб. (разница – 8 000 руб.). Данная тенденция (по данным этого же исследования) прослеживаются еще с 2018 года.
Теперь к причинам такого неравноправия: во-первых, мигранты работают гораздо больше, чем местные, а во-вторых, проживают в основном в крупных городах, где заработки гораздо выше, чем в провинции.
В-третьих, для бизнеса мигранты обходятся значительно дешевле. Большинство из них работает нелегально. Соответственно предприятие не выплачивает за него НДФЛ (13 %), пенсионные, социальные и медицинские взносы (30 %). Ценовые преимущества дополняются тем, что в случае нелегального трудоустройства предприятие вообще не несет перед ними никакой ответственности. Не имея на руках трудового договора, выходцы из стран СНГ никаких требований и претензий к руководству фирмы предъявлять не могут. С юридической точки зрения они вообще в этой фирме не работают.
Вторая причина того, что россияне не трудоустраиваются в том, что, к сожалению, наши граждане традиционно не хотят работать на таких работах как сфера ЖКХ, стройки, АПК. Во время первой волны пандемии, когда многие мигранты уехали на родину, даже при увеличении зарплаты на эти объекты сложно было привлекать сотрудников – россиян.
Третья причина: в некоторых областях требуется не только и не столько рабочая сила, сколько квалификация, которой недостает российским соискателям.
Могу добавить, что в деревнях и селах стараются нанимать азиатов и по другой причине: местные, получив аванс, уходят в длительный запой. Строители узбеки, таджики, киргизы себе этого позволить не могут. У них другая цель: заработать быстрее, больше и отправить деньги на свою родину семье.
В некоторых отраслях такое нежелание местных работать привело к тому, что от 40 до 60 % кадров составляли мигранты. Получилась такая «мигрантозависимость», от которой уйти очень сложно. Сейчас это пытаются сделать власти Москвы. Ранее такую попытку предпринял Питер. Так, одно из предприятий агропрома, повысило зарплату на 10–20 % (обычно в этой сфере в Ленобласти платили по 40 000 руб.) Но найти желающих из числа местного населения они не смогли. Больше повышать фонд оплаты труда предприятие не в состоянии – возрастет себестоимость продукции, возникнут сложности со сбытом. После прочитанного, надеюсь, и у Вас появилось понимание развенчания мифа о «забранных местах».
Хотелось бы поднять и тему соотечественников. Их, по различным причинам, приезжает не так много.
Количество русских, проживающих в странах Центральной Азии |
|||
Страна |
2017 |
2020 |
|
Казахстан |
3 630 000 |
3 478 000 |
- 152 000 |
Кыргызстан |
356 000 |
341 000 |
- 15 000 |
Узбекистан |
750 000 |
720 000 |
- 30 000 |
Таджикистан |
35 000 |
32 000 |
- 3 000 |
Ресурс в странах Центральной Азии составляет около 4 770 000 человек. При этом русские и так уезжают из обозначенных стран. Причины разные. При создании условий для переезда в Россию, качественно новом подходе в обустройстве и использовании переселенцев, это могло бы стать очень хорошим подспорьем для решения демографических вопросов, повышения «качества» населения.
Скорее всего это мы и увидим, когда накалится ситуация в регионе (Афганистан, межэтнические распри). Первые предвестники в виде эмиссаров экстремистов как в самом Центральноазиатском регионе, так и внутри России уже замечены.
Мигранты как у нас, так и в ближнем зарубежье (тот же Казахстан) часто показываются крайне нежелательными элементами, в том числе криминализируются в СМИ. Именно об этом говорила на пресс-конференции начальник Главного управления по вопросам миграции МВД России Валентина Казакова. Кому то очень нужно «раскачать» национальные вопросы.
Как Вы видите, при этом, фактических оснований считать мигрантов (и соотечественников в их числе) опасными, ненужными и нежелательными на территории России – нет.
Но предпринять определенные меры необходимо.
В частности:
-
Если в ближайшее время не «переселить» русских, не создать гарантированно стабильную ситуацию в Цетральноазиатском регионе, то можно ждать волны беженцев, аналогичной той, какая была после Украинских майданов.
-
Организовать превентивную фильтрацию прибывающих на предмет распространения экстремизма, в том числе религиозного. Особое внимание обратить на Приволжье, Урал, территории, с населением, исповедующим Ислам.
-
Ввести количественные ограничения на работы мигрантов в «мигрантозависимых» сферах. В том числе, обеспечить преимущественный прием на работу коренного населения.
-
Ввести жесткий контроль за нелегальным трудоустройством/оплатой труда через систему штрафов и выдворение с территории России. В том числе через диаспоры, систему социального контроля.