Образы Китая и России в голливудском кинематографе
03.12.2020
Голливудские фильмы являются важной культурной пропагандистской организацией в Соединенных Штатах и важным средством для Соединенных Штатов по содействию культурной гегемонии.
Китай в оптике США
С глобализацией экономики образы Китая и китайцев в голливудских фильмах претерпели потрясающие изменения, и фундаментальной причиной является изменение стратегии культурной пропаганды глобализации имперской культуры.
В условиях глобализации образ Китая и образ китайцев с самого начала были темами, которые нельзя игнорировать в голливудских фильмах. Только с изменением политической структуры мира и развитием экономической глобализации образ Китая и китайцев в голливудских фильмах претерпел колоссальные изменения.
Из-за непонимания далекого Китая ранние голливудские фильмы изображали Китай как падшую империю с некой тайной и демонизировали китайцев. Хотя западные страны начали понимать древнюю цивилизацию Китая еще во времена династии Юань, Запад по-настоящему понял Китай из Опиумной войны. Во время опиумной войны и серии агрессивных войн против Китая жители Запада рассматривали Китай как приходящуюся в упадок империю и отсталую страну. Для обычных американцев китайцы на экране в это время дикие и отсталые, и больше всего их привлекает демонизация китайцев. Поэтому в ранних голливудских фильмах изображение китайских мужчин имеет стереотип - они заплетают длинные косы, курят опиум, а женщины полны эротических намеков.
Китайцы в основном являются злодеями и преступниками в голливудских фильмах и в основном выступают в роли актеров второго плана. Дикий и жестокий монгольский царь Чашанг и его глупая горничная из фильма «Багдадские воры» - типичные представители этого образа. Два типичных китайских образа в ранних голливудских фильмах, Фу Маньчжу и Чен Чарли, являются изображениями китайских образов того времени. В фильме доктор Фу Маньчжоу - китайский ученый, который ограничивается планированием различных злых дел. Вокруг него группа миньонов и сообщников, которые всегда ждут отправки на какое-то задание. Таким образом, Фу Маньчжоу - хозяин злого мира, и он настоящий мужчина. Демон. Хотя Чарли Чен скромен, законопослушен и проницателен, у него тупое выражение лица и толстое тело, но его действия чрезвычайно похожи на женские. Короче говоря, Китай был символом отсталости, невежества и коррупции в сознании американцев с конца XIX века, в то время как китайцы были образом «желтой опасности», лишенной мужественности.
С начала ХХ века в Голливуде показывали большое количество фильмов на китайскую тематику. Эти фильмы включают «Падающие цветы», «Горький чай мистера Яна», «Мир Сьюзи Хуанг», «Женщина во дворе», «Красное сорго» и «Зажечь красные фонари». Однако образы Китая в фильме имеют клеймо ориентализации. Китай описывается как древнее, закрытое, заточенное и невежественное место. Все эти односторонние вещи, такие как чонсам, вышивка, фарфор, дворы и наложницы, стали продуктом для западной аудитории. Это объект.
В то же время китайцы, изображенные в этих фильмах, имеют четкие расовые и сексистские характеры. Чжэн Хуань, актер из «Падающих цветов», приехал в Лондон с простым идеалом, надеясь преобразовать варварских и нецивилизованных британцев с помощью своей собственной восточной цивилизации, но не смог привлечь внимание и признание британцев и закончил с самоубийственным концом. Хотя Чжэн Хуань в фильме - добрый и сострадательный китаец, он не может избежать образа «больного человека из Восточной Азии», который курит опиум. Отражена и его любовь к белой девушке Люси. Любовь между генералом Яном и белой женщиной Меган в «Горьком чае генерала Яна» интерпретируется как история восточного мужчины, соблазняющего западных женщин. Хотя генерал Ян в фильме уже не является уникальным образом восточного человека, и он ведет себя как полноценный западный джентльмен, но в конце фильма генерал Ян покончил жизнь самоубийством из-за военных, политических и любовных неудач. Такой исход обречен: голливудские режиссеры не могут поженить белую женщину и китайца. Другое дело, когда белый мужчина влюбляется в китаянку. В фильмах «Мир Сьюзи Вонг» и «Женщина во дворе» полностью подчеркнута белая мужественность, а для китаянки это - все объекты спасения. В фильме «Мир Сьюзи Вонг» Роберт Ломакс играет роль белого рыцаря, а Су Си Вонг ждет спасения Ломакса. Итальянский миссионер Эндрю в фильме «Женщина во дворе» - спаситель миссис Ву. Сюжетные установки и концовки вышеупомянутых фильмов явно расовые и сексистские, и в основном они производили впечатление китайцев в глазах жителей Запада.
Российский имидж и политическая среда
С момента зарождения Голливуда Россия и россияне были незаменимыми персонажами на его экране. Хотя существует бесконечное количество русских историй и различных тем, предпочтения и отношения Голливуда сильно различаются от периода к периоду.
Почти весь ХХ век в глазах американцев русские или Советы были главными врагами и противниками. Они были военными врагами с ужасающей мощью. Уже в 1950-х годах они смогли стереть Соединенные Штаты с лица земли.
Судя по политической среде, Голливуд снял большое количество фильмов, действие которых происходит в России. Эти фильмы, от «Экзотическая утка-мандаринка», «Секретный план войны», «Стеклянные чулки» до «Мистер Москва», высмеивают коммунизм.
В 1930-е годы, во время Великой депрессии, американцы все больше и больше интересовались советской социалистической системой, которая отличалась от капиталистической. Во время Второй мировой войны Советский Союз в голливудских фильмах полностью изменился: Соединенные Штаты и Советский Союз стали союзниками в борьбе со своим общим врагом, нацистской Германией. В конце 1941 года представители администрации Рузвельта и Военного информационного бюро уведомили Голливудскую кинофабрику, призвав их как можно скорее снимать новые фильмы, чтобы американская публика лучше понимала «нашего нового союзника - Советский Союз и советский народ». В последующие четыре года многие известные кинокомпании сняли фильмы в поддержку Советского Союза. Самым известным из них является «Московское представительство» компании Warner Bros. Все фильмы показывают героические подвиги советских солдат и мирных жителей в годы Великой Отечественной войны, советские крестьяне, партизаны и простые солдаты - все храбрые и добрые. Под руководством Сталина они храбро сражались с нацистами и посвятили себя защите страны.
После Второй мировой войны началась холодная война, и Соединенные Штаты вступили в антисоветский период.
После избрания Рейгана президентом Соединенных Штатов в 1980 году русские на экране снова стали злодеями. Даже после распада Советского Союза подобные русские образы всегда занимали мейнстрим голливудских фильмов, но плохие парни превратились в российских террористов и коррумпированных нефтяных магнатов. Это гиганты и лидеры триад.
От первых злодеев до нынешнего человека, Голливуд всегда очень неравномерно определял плюсы и минусы русских ролей, и политические причины очень важны, а это также означает, что Соединенные Штаты всегда считали Россию воображаемым противником. Культурное общение делает всех осведомленными. Будь то создание имиджа России или преднамеренная дискредитация, это поведение является довольно иррациональным.