Гуманитарное сотрудничество: международный опыт
09.01.2018
Сравнительный анализ различных интеграционных проектов поможет выявить некоторые тенденции и направления, которые могут быть применены для работы в новых проектах, например, ЕАЭС, в таком же виде, или с некоторыми корректировками.
БРИКС
Одним из примеров можно привести БРИКС. Хотя группа стран составляет, скорее, неформальный клуб, члены которого объединены некими принципами, помимо экономических целей в рамках БРИКС рассматривается усиление гуманитарного сотрудничества.
Так, по данным программного директора НКИ БРИКС Льяны Вязовской, из121 пункта официальной программы Председательства Индии в БРИКС 55 связаны скорее с гуманитарной проблематикой, чем с экономической. Она отметила, что «уже сейчас можно с уверенностью сказать, что все российские инициативы в этой сфере были поддержаны индийской стороной», - заметила она. В то же время, по ее словам, было выдвинуто огромное количество новых инициатив и предложений в науке, культуре, сфере образования. Среди них – создание Совета по спорту, рейтингового агентства, а также двух конклавов - дружественных городов стран БРИКС и лмолодых ученых. Сам термин «конклав» подразумевает не просто форум, а объединение усилий рабочих групп и структур, которое работает на постоянной основе. Сопряжение гуманитарной, финансовой и экономической повестки в БРИКС – это залог успеха и большого будущего этого объединения.
В 2016 году в Индии было подписано Соглашение между правительствами стран БРИКС о сотрудничестве в области культуры. Правительство Федеративной Республики Бразилии, Правительство Российской Федерации, Правительство Республики Индии, Правительство Китайской Народной Республики и Правительство Южно-Африканской Республики (БРИКС), исходя из деклараций, принятых на саммитах БРИКС в гг. Санья, Дели, Дурбане и Форталезе, осознавая важность расширения и углубления сотрудничества в области культуры, будучи убежденными в том, что культурный диалог вносит вклад в прогресс стран и укрепление взаимопонимания культур, способствуя сближению народов, будучи твердо приверженными ценностям БРИКС в духе открытости, инклюзивности, равенства, уважения культурного многообразия, взаимного уважения и взаимопознания, согласились содействовать развитию сотрудничества и обмену в области культуры, в том числе музыкального и танцевального искусства, хореографии, театра, циркового искусства, архивного, издательского, библиотечного и музейного дела, культурного наследия, изящных, декоративных и прикладных искусств, аудиовизуальных работ, а также в других областях творческой деятельности.
Государства-члены БРИКС сотрудничают в сфере подготовки и повышения квалификации деятелей культуры и искусства в конкретных областях, способствуют обмену работниками научно-исследовательской сферы, университетскими исследователями, экспертами и студентами по программам, представляющим интерес, и разрабатывают совместные программы между учреждениями государств Организации, действующими в сфере культуры, искусства и подготовки соответствующих специалистов. Компетентные ведомства государств БРИКС обмениваются информацией о проводимой в их государствах деятельности в сфере культуры, предусматривающей обмен творческим и научным опытом.
Государства БРИКС содействуют расширению сотрудничества в таких областях, как охрана, сохранение, реставрация, возврат и использование объектов культурного наследия, оказывают взаимное содействие и помощь в управлении объектами культурного наследия и подаче заявок на включение таких объектов в Список всемирного наследия.
Отметим, что а концепции председательства России в БРИКС на 2015-2016 гг. седьмой пункт был посвящен гуманитарным вопросам, в частности указано на необходимость развертывания полноформатного социально-политического и гуманитарного взаимодействия в БРИКС.
Акцентировалось, что российское председательство может качественно изменить положение в этой важной области, что будет способствовать укреплению позиций нашей страны в БРИКС, развитию межцивилизационного диалога, продвижению общих ценностей стран БРИКС на мировой арене. Весьма важна возможность использования сотрудничества в данной сфере для усиления позиций российской культуры и русского языка в крупнейших странах мира, каковыми являются участники БРИКС. Кроме того, вовлечение в деятельность БРИКС политических сил и организаций гражданского общества стран-участниц увеличит внутреннюю базу поддержки этого межгосударственного объединения.
Для достижения указанных целей представлялось необходимым:
В сфере социально-политического сотрудничества:
- оказание по линии федеральных органов исполнительной власти активного содействия Федеральному Собранию Российской Федерации в продвижении проекта учреждения Парламентского форума стран БРИКС;
- оказание поддержки российским НПО в подготовке и проведении Гражданского форума БРИКС;
- оказание поддержки ФНПР в подготовке и проведении Профсоюзного форума БРИКС.
В сфере молодёжной политики:
Назрело формирование «молодёжного измерения» БРИКС путём реализации целевой программы мероприятий, включающей в себя:
- проведение Форума молодых лидеров стран БРИКС и Глобального университетского саммита БРИКС;
- учреждение Сетевого университета БРИКС;
- расширение приёма граждан стран БРИКС в российские высшие учебные заведения;
- проведение Форума молодых дипломатов стран БРИКС, внедрение в практику стажировок молодых дипломатов из стран БРИКС в МИД России и приём их на обучение в российские вузы на взаимной основе, в том числе в Дипломатическую академию МИД России на основе Соглашения о сотрудничестве дипломатических академий стран БРИКС.
В сфере культуры:
Начать формирование культурного измерения БРИКС. В частности, предлагалось осуществить:
- проведение встречи министров культуры стран-участниц БРИКС;
- проведение активной линии на заключение межправительственного соглашения о сотрудничестве в области культуры между странами БРИКС;
- укрепление в приоритетном порядке культурных обменов между государствами-участниками БРИКС с упором на продвижение российской культуры;
- содействие развитию сотрудничества между профильными ведомствами и компаниями-операторами государств-участников БРИКС в области туризма. Приоритетная задача - привлечение туристов из стран БРИКС в Россию.
Данные предложения постепенно начали реализовываться. Политические технологии, административные решения и методы взаимодействия культурного и гуманитарного сотрудничества БРИКС могут быть перенесены для работы по соответствующим направлениям ЕАЭС.
ШОС
Интересные инициативы, которые могут быть применимы на базе ЕАЭС, уже были осуществлены по линии ШОС. Поскольку в этой организации состоит большинство членов ЕАЭС, конструктивный опыт может быть безболезненно перенесен, институциализирован и расширен. Тем более, что ШОС имеет больше государств в качестве членов организации, следовательно, риск системного сбоя будет сведен к минимуму.
Например, Российский Союз Молодежи и страны-участницы ШОС имеют длительный опыт проведения совместных проектов: Форум науки и инноваций стран ШОС, Форум молодых лидеров стран ШОС. В июне 2017 г. было заявлено о подготовке к проведению Международного молодежного бизнес-инкубатора стран ШОС и запуске Международного молодежного информагентства стран ШОС.
В рамках культурного сотрудничества опыт ШОС показывает интересные примеры. Так, в рамках празднования 16-й годовщины Шанхайской организации сотрудничества 14 июня 2017 года в Пекине открылась выставка объектов всемирного наследия стран ШОС…
На территории восьми государств-членов ШОС находятся 128 объектов из Списка всемирного наследия ЮНЕСКО, что в общей сложности составляет свыше 12%.
Здесь мы видим весьма эффективное использование уже имеющегося бренда — культурного наследия под эгидой ЮНЕСКО, который соотнесен с географическим пространством ШОС. Какая-либо инициатива ЕАЭС-ЮНЕСКО могла бы быть параллельной площадкой для углубления культурного взаимодействия стран ЕАЭС.
Поскольку взаимодействие между ШОС и ЕАЭС в торговле значительно интенсифицируется, гуманитарные проекты в качестве параллельной линии кооперации напрашиваются сами собой.
Ряд совместных проектов в странах Латинской Америки показывает, что социально-гуманитарное сотрудничество часто создавало дополнительные основы для долгосрочной кооперации, а экономические инвестиции в социальный сектор имели долгосрочный политический эффект.
Евразийский экономический союз начал переговоры о запуске зоны свободной торговли (ЗСТ) с Индией, союз также обсуждает варианты торгово-экономического сотрудничества с Китаем. Об этом в середине июня 2017 г. сообщил председатель национальной части делового совета Шанхайской организации сотрудничества от России, президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин.
«Сегодня уже активно идут переговоры о соглашении нового типа между ЕврАзЭС и Китаем о торгово-экономическом сотрудничестве. Начинаются переговоры по заключению соглашения о зоне свободной торговли между ЕврАзЭС и Индией», - сказал он. Катырин выразил уверенность в том, что вскоре специальные торговые режимы Евразийского экономического союза появятся со всеми странами ШОС.
Очевидно, что Россия имеет возможность дополнительного стимулирования как в ШОС, так и в БРИКС любой тематики, связанной с евразийской интеграцией. Эксперименты, исследования и реализация проектов могут проходить в идеологических рамках «Большой Евразии», т. е. с привлечением любых участников упомянутых объединений, а не только тех, кто является членом ЕАЭС или государством-соседом.
ИСЕСКО
Показательным примером как могут быть продублированы механизмы международных организаций является Исламская организация по вопросам образования, науки и культуры (ИСЕСКО), которая находится в структуре Исламской Организации Сотрудничества.
Многие государства, даже не являющиеся мусульманскими, отмечали приоритетность наращивания сотрудничества с ОИК в сфере образования, культуры, науки и технологий. В этом плане налаживание тесного взаимодействия с Исламской организацией по образованию, науке и культуре (ИСЕСКО) дает возможность Казахстану, который входит в ЕАЭС, успешно реализовать такие национальные проекты, как сохранение и восстановление памятников культурного наследия, обмен опытом в области изучения и преподавания языков, истории и культуры стран исламского мира.
Поскольку в ОИС имеется определенная институциональная база и механизмы, то государства-участники ОИС могут расширять всестороннее сотрудничество внутри отдельных стран, устанавливать справедливые взаимоотношения, ограничиваясь, как в настоящем, так и будущем, общим декларированием исламской теоретической аргументации, без ссылок на исламские догмы, без исламского оформления. Такой подход вполне приемлем для светских государств-участников ОИС из числа постсоветских государств Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, России, Туркменистана.
Но ИСЕСКО не ограничивается в своей деятельности только мусульманскими странами. Организация очень тесно сотрудничает со странами с небольшим количеством мусульман в составе населения, готовит программы по развитию науки, культуры и образования.
Одним из важных направлений деятельности ИСЕСКО является сохранение и доведение до будущих поколений богатого исторического наследия мусульманских государств, столкнувшихся с войной.
Таким образом, гуманитарный формат в соответствии с западными концепциями (т. е. оказание помощи) и отечественным видением (культурная, научная и образовательная деятельность) сходятся в работе ИСЕСКО в одну стратегию.
ООН
Наиболее классическим подходом в решении гуманитарных вопросов считается деятельность ООН и ее подразделений.
В 1991 году Генеральная Ассамблея учредила межучрежденческий постоянный комитет по координации международных мер в случае гуманитарных кризисов. Координатор по оказанию чрезвычайной помощи Организации Объединенных Наций функционирует в качестве консультативного центра ООН по этим усилиям, выступая как основной политический консультант, координатор и пропагандист по проблемам гуманитарных чрезвычайных ситуаций. Координатор по оказанию чрезвычайной помощи возглавляет Управление по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), которое координирует помощь, оказываемую ООН в условиях гуманитарных кризисов, выходящих за пределы возможностей или мандата одного учреждения.
Многие участники, в том числе правительства, неправительственные организации (НПО) и учреждения ООН, стремятся немедленно реагировать на сложные чрезвычайные ситуации. УКГВ работает с ними в целях обеспечения согласованной системы, в рамках которой может своевременно и эффективно внести свой вклад в общее дело.
При возникновении чрезвычайной ситуации, УКГВ координирует меры, принимаемые в международном масштабе. Оно консультируется с соответствующей страновой группой ООН и проводит межучережденческие консультации в Штаб-квартире в целях согласования приоритетных направлений действий. УКГВ далее оказывает поддержку по координации действий в пострадавшей стране.
В частности, Управление координирует деятельность учреждений ООН на местах с целью оценки потребностей: помощи в мобилизации ресурсов путем выпуска совместных обращений от разных учреждений; организации совещаний доноров и последующих мероприятий; контроля за состоянием средств, поступающих в ответ на обращения; выпуска докладов о состоянии дел в целях информирования доноров и других участников.
УКГВ работает со своими партнерами по гуманитарному сотрудничеству над согласованием политики и определением конкретных гуманитарных проблем на основе опыта работы на местах. Оно пытается обеспечить рассмотрение главных гуманитарных вопросов, в том числе вопросов, которые лежат за пределами мандатов существующих гуманитарных организаций, например, положение внутренне перемещенных лиц.
Центральный фонд реагирования на чрезвычайные ситуации (СЕРФ), учрежденный Генеральной Ассамблеей в 2006 году, призван обеспечить, чтобы оставшиеся в живых после стихийных бедствий люди больше не погибали, пока международная система занимается сбором средств.
Фонд является финансовым механизмом УКГВ, содействующим оперативной реакции на чрезвычайные ситуации. Он используется для оказания помощи гуманитарным организациям с проблемами по движению денежной наличности до поступления средств от доноров. Организация-заемщик должна вернуть предоставленные взаймы деньги в течение одного года.
Важное место в международном сотрудничестве России по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера занимают отношения:
- с Департаментом ООН по гуманитарным вопросам, на базе которого в 1998 году создано Управление ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ);
- с Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев;
- с Организацией ООН по образованию, науке и культуре;
- с Международной организацией гражданской обороны, с Советом Европы по прогнозированию, предотвращению и оказанию помощи в случае стихийных бедствий и технологических катастроф;
- с Международным агентством по атомной энергии, с Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП);
- с Организацией ООН по продовольствию и сельскому хозяйству, с Всемирной продовольственной программой, с Программой ООН по развитию (ПРООН), с Детским фондом ООН;
- с Всемирной организацией здравоохранения, с Международной федерацией обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.
Наиболее важное место в международном сотрудничестве России по вопросам защиты населения от чрезвычайных ситуаций занимают отношения с ООН — организацией, обладающей уникальными возможностями по объединению усилий стран в борьбе с катастрофами и кризисами. В настоящее время существенную роль в координации международных усилий по вопросам оказания помощи при бедствиях играет Управление ООН по координации гуманитарных вопросов. Оно подчиняется одному из заместителей Генерального секретаря ООН, отвечающего за гуманитарные вопросы, который одновременно является председателем Межведомственного постоянного комитета, рассматривающего вопросы политики и сотрудничества между гуманитарными организациями системы ООН — ФАО, УВКБ, ЮНИСЕФ, ВОЗ, ВПП, ПРООН.
Данный опыт может быть применен в рамках ЕАЭС, но в нашем случае возникает вопрос создания специальных фондов и структурных подразделений. Поскольку в последнее время ООН демонстрирует свою неэффективность, возможно, что механизмы для создания более действенного и оперативного оказания гуманитарной помощи придется прорабатывать государствам в рамках других объединений, например, ШОС.
Очевидно, что организация гуманитарной миссии по типу системы ООН имеет более широкий характер, чем просто миссии по спасению и оказанию помощи. Например, вопросы продовольственной безопасности напрямую связаны с сельским хозяйством, а неотложная медицина с комплексом здравоохранения и информационными технологиями. Вместе с тем, все эти сферы подпитываются наукой и образованием, откуда приходит кадровый потенциал, управленческие решения и технологии.
Поскольку в структуре ООН есть ЮНЕСКО, которая занимается вопросами науки, культуры и образования, то проблем при необходимости консолидации усилий для осуществления каких-либо миссий, не возникает. Процесс может быть замедлен из-за излишней бюрократии аппарата чиновников в ООН, что нужно учитывать при моделировании возможных схожих проектов.
IBSA
Интересным видится сотрудничество трехсторонней группы IBSA Dialogue Forum (India, Brazil, South Africa). Данный формат представляет своего рода геополитическую ось Юг-Юг, которая связывает три континента - Латинскую Америку, Азию и Африку. При этом нужно учитывать политологическую коннотацию - с позиции критики глобализационных процессов Юг связывается с бедными и угнетенными регионами, тогда как Север - с богатыми и промышленно развитыми странами, которые устанавливают несправедливые правила мировой экономики.
Сам проект IBSA был создан в 2003 г. как площадка для постоянных консультаций между высокопоставленными чиновниками, учеными, интеллектуалами и другими представителями гражданского общества. Между странами были подписаны соглашения по самым различным вопросам, включая совместное отстаивание интересов в международных структурах, в том числе в ООН.
Они направлены на содействие сокращению масштабов нищеты и социальному развитию, причем основное внимание уделяется справедливому развитию, изучению путей содействия сотрудничеству в широком спектре областей, включая сельское хозяйство, изменение климата/глобальное потепление, культуру, оборону, образование, энергетику, здравоохранение, информационное общество, науку и технику, торговлю и инвестиции, туризм и транспорт.
В Гвинее-Бисау был проведен совместный проект по развитию. Он направлен на улучшение производства, популяризации и развитию малой агропромышленности. Он также стремится улучшить и разнообразить садоводческие культуры. Адекватным решением стала встреча на другой площадке - министры сельского хозяйства IBSA встретились в Риме 22 ноября 2005 года в кулуарах Конференции ФАО. За этим последовало совещание старших должностных лиц IBSA по сельскому хозяйству в Нью-Дели 18 и 19 января 2006 года. На этом совещании была обсуждена подготовка проекта меморандума о взаимопонимании, который предусматривал разработку планов по исследованию и создания потенциала.
Три страны также признали образование в качестве жизненно важного инструмента для достижения социальной справедливости. Индия среди них является ведущей страной в секторе образования. Для сотрудничества были определены три основные области взаимодействия: открытое и дистанционное образование, высшее и профессиональное образование и, наконец, всеобщее образование с уделением особого внимания гендерному равенству. Каждая из трех стран проводила одну конференцию «за круглым столом» по одной из тем. Индия выбрала всеобщее образование, Бразилия выбрала высшее и профессиональное образование, а Южная Африка выбрала открытое и дистанционное образование.
На данный момент подписаны:
- Меморандум о взаимопонимании по сельскому хозяйству и прилегающих сферах;
- Меморандум о взаимопонимании по биотопливу;
- Соглашение о торговом судоходстве и других вопросах морского транспорта;
- План действий по упрощению процедур торговли для стандартов, технических регламентов и оценки соответствия;
- Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в информационном обществе.
Были достигнуты договоренности об обмене опытом в различных областях, таких как продовольственная безопасность, здравоохранение, образование, права человека и т. д. Министры также одобрили предложение Бразилии о проведении семинара «Экономический рост с участием социальных средств» с целью содействия лучших знаний среди членов IBSA по их национальной политике и стратегий для содействия экономическому и социальному развитию.
Проекты в Латинской Америке
Во время левого поворота в ряде стран Латинской Америке были найдены эффективные механизмы, влияющие на экономику и социальное обеспечение граждан. Например, местные транснациональные компании в Латинской Америке, вопреки логике неолиберализма начали брать на себя часть ответственности за принятие решений в области стратегической политики и работать на благо своего общества, а не узкой группы директоров, инвесторов и управляющих, что характерно для их западных коллег (к сожалению и для постсоветского пространства, включая Россию).
Этические ценности с поправкой на национальный и региональный контекст стали нормой для многих крупных компаний и были вписаны в их уставы.
Среди конкретных примеров мексиканская Bimbo хорошо известна своей политикой отказа от увольнений даже в период кризиса и введением различных стимулов для укрепления лояльности и общего интереса среди своих сотрудников. То же самое касается бразильской косметической компании с экологическим брендом Natura Cosmeticos. Данная фирма имеет сеть прямых продаж, в которой работает более одного миллиона консультантов (в основном женщин) во всей Южной Америке. Этика, прозрачность и открытые каналы связи со всей общественностью, а также установление целевых показателей совместимых с устойчивым развитием лежат в основе модели Natura Cosmeticos. Интеграция экономических, социальных и экологических аспектов является практической стороной лозунга компании в идеалистическом стремлении улучшить мир. По схожему пути пошли основатели сети ресторанов в Перу Astrid & Gaston. Все началось с одного французского ресторана в г. Лима, но, через некоторое время, презентуя "новую перуанскую кухню" компания расширила свое присутствие за пределы континента - ее рестораны есть также в Мехико, Панаме и даже Мадриде. При этом Astrid & Gaston поддерживает местных производителей сельского хозяйства, использует только традиционные ингредиенты, а также поддерживает социальные молодежные программы в Перу. Одним из аспектов таких программ является популяризация андской кухни, что содержит в себе как прагматический элемент, связанный с распространением информации об аспектах сельского хозяйства, так и более широкий подход, который указывает на богатство древней культуры - Перу является родиной картофеля, где до сегодняшнего дня выращивается около 10 тысяч сортов этого растения.
Банки также запустили программы помощи бедным или открыли сервисы, ставшие доступными неимущим слоям населения, такие как Bolsa Familia, Fome Zero в Бразилии и Oportunidades в Мексике. Бразильский Banco Itaú-Unibanco запустил ряд образовательных проектов с социально ориентированными приоритетами. Благодаря своей образовательной программе Raizes e Asas (Корни и крылья) банк инвестирует 12000 долларов США в одного студента. Межамериканский банк развития вместе с Международным молодежным фондом и партнерами из частного сектора запустил программу по трудоустройству Entra 21. В Мексике компания Enova построила и эксплуатирует более 42 небольших учебных центров под названием "Сеть обучения и образования" для малообеспеченных общин городов.
Данные примеры могут быть применяться как при создании каких-либо корпораций в рамках ЕАЭС, так и при запуске банковских инициатив. В частности, Евразийский банк развития, мог бы учитывать социальную составляющую при реализации проектов в странах ЕАЭС.
15 июня 2017 г. был подписан меморандум о сотрудничестве между Евразийским банком развития (ЕАБР) и Деловым советом Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с целью установления партнерских отношений и развития долгосрочного, эффективного сотрудничества сторон, направленного на подготовку и реализацию проектов на территории государств — участников Банка. Но помимо развития промышленных предприятий, повышения занятости, сохранения, модернизации и обновления материально-технической базы особая социально-гуманитарная политика могла бы повысить эффективность интеграции.
Интересный опыт в сфере здравоохранения представляет сотрудничество Кубы и Венесуэлы в рамках альянса ALBA. C помощью достижений кубинской медицины (было подписано соглашение между Кубой и Венесуэлой, и кубинские врачи стали помогать своим коллегам решать социальные и медицинские нужды путем развития сети первичного медицинского обслуживания, что охватывает консультации, медицинское образование, подготовку лидеров общественных мероприятий, укрепление здоровья, прямые посещения больных пациентов, то есть все виды деятельности, связанные с общим состоянием здоровья семей) в Венесуэле в начале 2000-х гг. по инициативе Уго Чавеса было запущена миссия "Баррио Адентро" (в переводе означает внутри квартала), с помощью которой Венесуэла смогла обеспечить комплексный уход большинства населения в течение короткого времени. В целом она предназначена для обеспечения доступа к медицинским услугам на основе модели комплексного управления здравоохранения.
При этом миссия "Баррио Адентро" основана на концепции интегрированного здравоохранения, которое выходит за рамки старого медицинского обслуживания и оказания помощи, и сейчас связана с социальной экономикой, культурой, спортом, окружающей средой, образованием и здоровым питанием едой, следовательно, отмечет важность организации сообщества и присутствие врачей в общинах.
Заметим, что эта комплексная программа здоровья была признана Панамериканской организацией здравоохранения (ПОЗ), как наиболее успешный проект в области оказания медицинской помощи, что сказалось на ее успехе в международном сообществе общественного здравоохранения.
Миссия "Милагро" (Чудо), стала возможной благодаря результатам миссии "Баррио Адентро". Ее цель - забота о людях из самых бедных слоев населения страны, которые ограничены из-за хронических заболеваний глаз (эта проблема типична для некоторых стран Латинской Америки из-за яркого солнца). Она была запущена в июле 2004 года в рамках соглашений, подписанных между Кубой и Венесуэлой. Все услуги для венесуэльцев с низким уровнем дохода по этой программе предоставлялись бесплатно. Согласно данному соглашению, подписанному в июле 2005 года между Венесуэлой и Кубой, эта миссия была распространена по всей Латинской Америке.
Миссия "Сонриса" (Улыбка), введенная 22 ноября 2006 года, предназначена для лечения полости рта венесуэльцев, особенно из неблагополучных семей, включая установку зубных протезов.
Выводы
Подобные проекты, где могут быть задействованы сильные стороны одного государства для реализации социально значимых инициатив в других странах, входящих в ЕАЭС, нуждаются в скорейшей разработке и запуске на пространстве Евразийского Экономического Союза.
Для качественной оценки, прогноза и разработки эффективных программ в области гуманитарного и социального сотрудничества между государствами-членами ЕАЭС обязательно необходимо учитывать указанный международный опыт. Он может быть как позитивным, так и негативным, зависеть от региональной специфики и политической ситуации, иметь прямую связь с внешним влиянием или культурным (религиозным) релятивизмом. Сравнительный анализ проектов гуманитарного сотрудничества в рамках различных политических объединений поможет выявить механизмы, которые можно применить на практике в ближайшем будущем или использовать как основу для дальнейших разработок.
Хотя проект ЕАЭС имеет ярко выраженный экономикоцентричный подход, как и во многих других интеграционных образованиях гуманитарные аспекты будут оставаться серьезным и, возможно, критическим фактором, обуславливающим дальнейшую эффективность. Некоторые элементы социально-гуманитарного сектора могут иметь решающее значение и в вопросе дальнейшего расширения ЕАЭС, так как будут оцениваться по принципу привлекательности и полезности для общества.