Влияние МНПО на международные отношения
Современные МНПО как актор международных отношений
В настоящее время общеизвестно, что многие неправительственные организации (НПО) играют важную роль в сборе и распространении фактов, которые касаются предполагаемых нарушений прав человека. Финансовые учреждения и организации, такие как Организация Объединенных Наций, в значительной степени зависят от данных о нарушениях прав человека, предоставляемых НПО. Также хорошо известно, что большое количество НПО выполняют множество функций во имя прав человека и основных свобод. Тот факт, что НПО также вносят вклад — и часто очень значительный — в разработку норм в области прав человека, является аспектом деятельности НПО, который обычно упускается из виду.
Международные отношения, и, в частности, процесс заключения договоров, традиционно являются привилегированной сферой деятельности правительств как представителей национальных государств. Правительства являются главными действующими лицами. Термин «неправительственные организации» подразумевает, что они являются лишь второстепенными или вспомогательными организациями. Тем не менее, эти организации часто выражают ценности и интересы, общие для человечества в целом. Хотя государства остаются главными законотворческими акторами, они должны учитывать волю различных демократических, антивоенных и антиядерных движений.
Основные методы и механизмы деятельности
Вовлечение НПО в процесс установления стандартов в области прав человека в целом является недавним явлением. Тем не менее, есть НПО, которые в течение длительного времени активно участвовали в международных кампаниях против рабства, торговли женщинами и детьми. НПО создали климат, благоприятный для заключения международных конвенций в этих областях.
Например, авторитетная неправительственная организация, Международный комитет Красного Креста, сыграла важную роль в разработке стандартов международного гуманитарного права. Примерами могут служить Женевская конвенция 1864 года о защите жертв войны, Протоколы 1977 года в дополнение к Женевским конвенциям 1949 года. Международная ассоциация трудового законодательства инициировала заключение международных конвенций о труде в Берне в 1905, 1906 и 1913 годах, которые были предшественниками многих конвенций, принятых в последующие годы Международной организацией труда.
Организация Объединенных Наций впервые ввела термин «НПО» после Второй мировой войны. НПО впервые были официально признаны в международном праве в 1945 году с принятием Устава ООН, в статье 71 которого говорится о «неправительственных организациях». Это соглашение ввело обновленную стандартизированную форму сотрудничества между субъектами международного общества. Однако «признание их существования имеет лишь ограниченный эффект и никоим образом не может рассматриваться как эквивалент правового статуса». В общем, несмотря на неопределённость термина, Организация Объединенных Наций создала термин для обозначения своих общественных консультантов, который впоследствии нашел широкое применение.
Что касается фактической разработки международных стандартов, НПО предпочитают следовать различным практикам и различным процедурам, в зависимости от правил, применяемых международными форумами, восприимчивости этих форумов к вкладу НПО, а также типа отношений и близости НПО с международными секретариатами и правительственными делегатами.
Существует также немало случаев, когда НПО составляют полные тексты международных документов по вопросам, представляющим для них особый интерес. Одним из примеров являются Принципы медицинской этики, первоначально разработанные Советом международных организаций медицинских наук (CIOMS) и окончательно одобренные Генеральной Ассамблеей ООН.
Правовое положение МНПО
НПО становятся все более активными и эффективными в своей работе по установлению стандартов в сфере защиты прав человека. В контексте ООН и других международных организаций определенные навыки и качества очень важны, если не незаменимы, для оказания влияния НПО также пытаются повлиять на правительства и парламенты, чтобы добиться принятия международных договоров по правам человека путем ратификации или присоединения. Эти виды деятельности важны как противовес неподвижности и вялости, которые характерны для многих национальных и международных бюрократий.
С юридической точки зрения международных отношений НПО, похоже, остаются «terra incognita». Исторический анализ восприятия НПО в международном праве показывает, что на вопрос о международной правосубъектности НПО еще недостаточно дан ответ. Парадоксально, но в то время, как государства все чаще включают НПО в структуры и процедуры глобального управления, остается неясным, что характеризует НПО и какой статус они официально имеют в соответствии с международным правом. Хотя государства приветствуют вклад НПО в сфере защиты прав человека и предоставили «частным ассоциациям» конкретное признание на национальном уровне, они все еще не согласовали стандарт для НПО, действующих в транснациональной сфере.
Анализ норм и положений за последнее столетие показал, что международное право, касающееся статуса НПО, остается значительно недостаточно развитым. Права и обязанности НПО в соответствии с Уставом ООН не определены в достаточной мере. Больше усилий было приложено для регулирования отношений между НПО и другими субъектами, такими как Организация Объединенных Наций, чем для установления стандартов для НПО.
Таким образом, в то время как НПО все чаще принимают участие в продвижении международных правовых стандартов по целому ряду вопросов, статус НПО в международном праве еще не улучшился. Учитывая растущее число НПО, участвующих в международной жизни, и меняющуюся роль, которую они играют в переговорных процессах, удивительно, что до сих пор неясно, как охарактеризовать НПО в юридических терминах. НПО часто приглашают участвовать в сфере защиты прав человека, потому что они рассматриваются как организации, представляющие гражданское общество, и поэтому их участие интерпретируется как легитимизация или демократизация всего процесса. Принимая во внимание, однако, что некоторые государства пользуются этой ситуацией и выбирают, назначают или поддерживают конкретные дружественные правительству НПО, необходимость более глубокого правового регулирования данных организаций в международных стандартах становится все более важной. Кроме того, в интересах НПО поддерживать свой «чистый» имидж, поскольку в противном случае репрезентативность НПО — и, следовательно, смысл их существования — может быть поставлена под сомнение.