Патогенное ядро русского общества
Сегодня в Москве начинаются Рождественские чтения. Тема, на сей раз, выбрана очень острая и трудная. Оценка Революции 1917 года. Вместо тихих, успокаивающих, неспешных разговоров о вопросах религии, было решено затронуть вещи болезненные и страшные, но имеющие самое непосредственное отношение к нашей истории, нашей вере, нашей русской судьбе.
В психологии есть такое понятие - «патогенное ядро». Оно представляет собой темы, вещи, ситуации, личности, события, воспоминания, которые причиняют человеку такую боль, что он всегда старается обойти их стороной, уклониться, проскользить по поверхности. Ведь если углубиться в патогенное ядро, вскроются глубинные внутренние проблемы, муки совести, обида, ужас, страх, раскаяние, ненависть, унижение, стыд – все то, с чем человеку чрезвычайно трудно жить.
Революция 1917 года – это патогенное ядро нашего общества. В этом событии сошлись чрезвычайно болезненные нити нашей истории, обнаженные нервы, вытесненные помыслы, многократно процензурированные реакции. Поэтому мы чаще всего отделываемся от мысли о 1917 годе расхожими штампами. И вот теперь не кто-то еще, а именно Русская Православная Церковь предлагает нам мужественно обратиться к этому источнику тайной, но острой боли.
Как расценивать то, что 100 лет назад группа фанатиков с чрезвычайно сомнительной тоталитарной маниакальной идеологией захватила власть в русской православной Империи? Как большевикам удалось осуществить масштабный геноцид русского народа, вырезать под корень аристократию, разрушить церковь, выслать интеллектуальную элиту на философском пароходе, уничтожить крестьянство, загнать народ за колючую проволоку? Как такое стало возможным? Как это мы допустили? Кто в этом виноват? И что с этим делать?
Боюсь, что простых и общедоступных очевидных ответов на это нет и не может быть. Если бы патогенное ядро излечивалось примитивными лекарствами, оно не было бы тем, чем оно является. Поэтому все, кто ждет простых решений и готовых ответов, разочаруются. Да был заговор, была работа иностранной агентуры, было предательство, было пособничество простолюдинов и правящего класса, была месть инородцев большому народу, было разочарование и отчуждение народа в европеизированном дворянстве, были ошибки царского правительства. Но все же как в православной стране с прекрасным и мужественным русским народом-богоносцем смог произойти этот кровавый кошмар, едва не погубивший народ, державу, православие - не объясняется всем этим. Заговоры, недовольство, ошибки, работы иностранных агентов – это есть всегда. Почему в 1917 году, тем не менее, это удалось?
Я, как и вы, как и мы все, не знаю ответа. Но это значит, мы должны найти его. Мы должны прожить эту трагедию в своем сознании, в исторической памяти, в наших разговорах, мыслях, дискуссиях, чтобы никогда больше не проживать нечто подобное в действительности. Если мы не направим взгляд разума, сознания на патогенное ядро октября 1917 года и, кстати, на не
менее трагический и драматический подлый февраль 17-ого года, мы будем носить в себе корень раздвоения, бессознательных вторжений, проекций и патологий.
Очень важно, что эту тему 1917 года в русской истории ставит именно Церковь. Русская Церковь – это Церковь мучеников. Никто так не пострадал от большевиков, как русское православное христианство. Именно священство и верующие в целом стали главным объектом большевицкого геноцида. Но Церковь живет вечностью. Поэтому все земное видится здесь как относительное, преходящее, как буря в море страстей. И у Церкви не может быть мстительности, не может быть злобы, не может быть ярости. У Церкви есть мудрость, сострадание, переживание своей боли внутри себя и боли всех остальных – как своей.
Россия живет, жила и будет жить не для себя. Для Христа. И если нам были отпущены безмерные страдания, у этого должен быть смысл. Если у страдания есть смысл, то его еще можно перенести. Невыносимо лишь бессмысленное страдание. Мы не вернем жертв коммунистического террора. Но если мы правильно осмыслим 1917 год, мы вернем нашей истории смысл.
Всего доброго, вы смотрели «Директиву Дугина» про Рождественские чтения и их главную тему – 1917 год.
При осмыслении 1917 года нам заведомо надо отбросить любой догматизм. Прежде всего, коммунистов, которые так ничего до сих пор и не поняли, но и либералов-западников, которым чужда сама логика нашей истории. Кстати, и те и другие уже все сказали. Достаточно. Ни коммунистам, ни либералам
лучше на рождественских чтениях права голоса не давать. А вот всем остальным давать. А самое главное - надо услышать голос духа. Тихий голос духа.
Смотрите архив передач - http://tsargrad.tv