Экспертиза Дугина № 106: Конец индивидуализма: от индивидуума к дивидууму
Какие этапы прошло человечество по пути отказа от самого себя. Что случится когда человек освободится от своей последней идентификации.
Какие этапы прошло человечество по пути отказа от самого себя. Что случится когда человек освободится от своей последней идентификации.
· «Индивидуум» - от лат. «неделимый». На греческом «атом» - «неделимый», то что не может быть рассечено, разделено. Несмотря на близость этих понятий, если мы заглянем в средневековую схоластику, то увидим нечто иное: традиция «индивидуума» восходит к аристотелевскому представлению об особи. В рода входят виды, а в них – особи. К последнему схоласты и применяли термин «индивидуум».
· По Аристотелю, такой «индивидуум» - сущее, у которого части следуют за целым. Он не раз говорил, что целое – больше, чем совокупность частей. Такое определение «индивидуума» подходит к живым существам, которые имели душу (наличие движения внутри тела, а не вовне). Растение, дерево растет и движется, исходя из своего внутреннего двигателя (из-за растительной, животной души).
· Особь – не всякая вещь, а нечто наделенное душой. Это нечто цельное, которое имеет в себе части, но в первую очередь обладает цельностью. Если мы разделим индивидуальное, обратно его не соберем. Это подход к индивидууму «сверху».
· С точки зрения схоластов, возник спор об универсалиях: что первичнее, род/вид или индивидуум? Было разделение на реалистов (вид над особью) и номиналистов (первична особь).
· В Новое Время номинализм становится единственным подходом, и отсюда берет начало либеральный индивидуализм: что мы имеем дело с вещами, а не с видами. Это ложится в основу научного мировоззрения, и постепенно переносится на человека: человек мыслится как особь. Если человек есть особь, то в этом и есть высший смысл его реальности. Реальными являются только особи.
· Подход Оккама становится основой целой онтологии: все в мире состоит из индивидуумов. В науке доходят до представлений об атоме, но за пределом классического понимания о вещи: эта индивидуальность за пределами любой органической цельности.
· Это меняет и подход к церкви. Католическое учение больше основано на реализме (церковь как видовая природа христианина), а у протестантов – номинализм (особь способен выбирать себе церковь).
· Индивидуум постепенно освобождается от сословий, от национальных определений, от классовой и расовой идентичности. Сам процесс либерализма заключается в том, чтобы очищать особь от обязательных видовых предписаний. Либерализм настаивает на том, что несмотря на новые факторы приписывания индивидуума к той или иной видовой структуре, надо освобождать индивидуум от видовых моделей. Либерализм видит в особи не только реальность, но и ценность – поставить его в центр внимания.
· Далее – если общество заталкивает индивидуума в рамки, значит надо избавиться от общества. Отсюда либеральная демократия: давайте перезапустим общество, чтобы расширить полномочия индивидуума.
· Либерализм настаивает также на том, что пол является вопросом выбора. Опциональность пола укрепляет и выделяет особь и ставит ее в центр внимания.
· И последний шаг – освобождение от человеческого. Человек ограничен своей природой, и индивидуум восстает против всего – осталось восстать против человека.
· Это уже дивидуалистический мир, когда особь распадается. Далее - машина, которая дивидуальна. Когда индивидуум освободится от человеческого, он рухнет как концепт - сама возможность причислить себя к машине разрывает последние связи в организме. Мы стоим у конца истории индивидуума.