Время Истинного Бытия

28.07.2020

Доклад с философского онлайн-семинара "Метафизика воина"

Если по Уайтхеду вся пост-платоновская философия - это заметки на полях Платона, давайте добавим туда и заметки современных физиков и посмотрим на эти поля.

Из всех семинаров, этот, пожалуй, самый сложный, ибо вряд ли найдется тема о которой писалось сколь скудно, осторожно и недоуменно как о времени.  И не Платоном, а, пожалуй, всеми остальными великими умами.  Что философами, что физиками.

Если у Платона «время, это подвижный образ вечности,» у философов, Аристотель в «Физике», Бл. Августин в «Исповеди», Иммануил Кант в «Критике Чистого Разума» и, пожалуй, Анри Бергсон в «Творческой Эволюции» все сходятся в одном, время нечто придуманное человеком.  

Все говорят по-разному об одном и том же, если у Аристотеля время некая производная его геоцентричной вселенной, измеряемой движением странников, т.е. планетэс, если у Августина время, это протяженность души, если у Канта мы есть существа, живущие во времени, то у Бергсона в самом возникновении времени виноват, если так можно выразиться, человек, ибо оно возникает вместе с ним.

С этим удивительно гомогенным, почти удручающе ригидным уникодом согласна и физика нового времени. Там сложнее, наверно из-за 2-го закона термодинамики, запрещающего энтропии уменьшаться, но теория Большого Взрыва подтверждает возникновение времени внутри Шестоднева:

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

И если не считать беллетристику Стивена Хокинга в его «Краткой Истории Времени», мало что достоверно известно об альтернативном понимании времени физиками нового времени. Все уравнения физики инвариантны ко времени, и знаю, что святотатствую сейчас как бывший геофизик, но все экспериментальные подтверждения искаженного течения времени в иных условиях гравитации, вплоть до черных дыр, считаю возможной галлюцинацией. 

Сейчас лето, и homo urbanicus hedonicus, несмотря на очевидную цикличность ощущения горюет о скоротечности лета, как о мимолетном мгновении линейной, бесповоротной функции, хотя прекрасно знает, что оно вернется.  И в этом иррациональном конфликте весь человек: знаю, но ною неблагодарно, хочу, чтобы всегда было лето.  Возможно это ребячество и мило в нас, ибо оно делает человека все еще частично свободным от линейного механицизма.

Но вот один из многих парадоксов, непонятный физике, психологии, химии и биологии:

Варсонуфий Оптинский: Пример 1

Александр Свирский: Пример 2

Сенокосный Инцидент: Пример 3 (Важа Пшавела и регбисты)

Травой покосною

Хочу быть – не косой,

Овцой, но только бы

Вой волчий был не мой.

Возможно в этой пучине, поглощающей традицию, особо ценным было бы исследование чудом выживших цивилизаций, не имеющих в языке концепт времени, в призме психологии Выготского или этнологии Леви Стросса, возможно это кто-то из них уже и делал.

Если Господь сподобит Человека небес, вряд ли он там сможет родной душе сказать, я вчера видел Давида Агмашенебели, или завтра увижу Александра Невского, как будет со временем на языке, в котором нет ни иудея, ни эллина, ни римлянина мы не знаем, поэтому, возможно вечность и есть антоним времени

Благодарю Вас