«ВО ОБРАЗ»: ПРО СТАСИДИЮ И «ВСЕПРАВОСЛАВНЫЙ СОБОР»
Посажение афонскими монахами Главы Государства Российского на Императорскую стасидию в зале Кинота Святой горы Афон есть указание чаяния не только насельников древней монашеской республики, но и всех Православных традиционной «второримской» ойкумены (Средиземноморья и Ближнего Востока) возглавления Православного мира Россией. Не последнее место здесь занимает и судьба Константинополя. В глазах как друзей, так и недругов России, Православия, монашества это выглядит как глубоко символический акт, «предуказательный» в общее будущее, начало исполнения древних предсказаний святителя Мефодия Патарского, Императора Льва Мудрого, св. Косьмы Этолийского, преп. Паисия Святогорца.
Тем самым афонское монашество вменяет Главе Российского Государства ту миссию защитника Церкви, которую традиционно исполняли Императоры Второго Рима и о восстановлении которой (пока – именно как самой миссии) не может не говориться в связи с установлением (возобновлением) Третьего Рима как наследника Второго. Здесь есть некоторый «нюанс», который мы должны учитывать. В отличие от исторической России с ея твердым основанием на двух великих исторических династиях, «римско-византийская традиция» исходит из того, что сама Империя все же формально остается республикой (так она и называлась в официальных документах). Поэтому она легко признавала т. н. «солдатских императоров», под эпохой каковых обычно понимают время 235–285 годов н. э., известное также как «кризис третьего века. Были аналогичные Императоры и в византийскую эпоху. Второй Рим так и не выработал твердого династического преемства. Но важно иметь в виду, что эпоха «солдатских императоров» как раз предшествовала «константиновой».
В истории, особенно в Священной истории и истории Церкви, так бывало. Когда некому было исполнить некое вышнее «задание», Бог возлагал его на кого угодно, ибо силен «и камней сих воздвигнуть чад Аврааму» (Мф. 3:9). В этом можно видеть «онтологию принципата». Далее – данное. Второй Рим со столицей в Царьграде-Константинополе пал по причине унии с Ватиканом вот уже более пяти с половиной веков назад. В Последней Православной Империи – Российской – Царский Род прерван или пребывает в сокрытом неведении. Те, кто остался, или очевидно не способны к действию, или не спешат объявить о своей к ней готовности. Почему так – вопрос иной. Но, к сожалению, это так.
Но сегодня Православие под не меньшей угрозой, чем это было в XV веке. Более того, перед нами «антихрист как близкая политическая возможность».
Одновременно те же афонские старцы направили «всему русскому народу» «эсхатологическое письмо», в котором, в частности, говорится: «Бог попустит человечеству погибнуть в Третьей мировой войне из-за трех грехов. Во-первых, из-за нашей дружбы с еретиками, прежде всего с Папой, с которым мы хотим объединиться. Во-вторых, из-за абортов, совершая которые, мы каждый год убиваем полмиллиарда младенцев по всему миру. И в-третьих, из-за наших плотских грехов. Спасти нас может только покаяние» (5 эсхатологических пророчеств http://tsargrad.tv/article/2016/05/28/5-jeshatologicheskih-prorochestv). В этом же письме говорится о том, что «русские должны взять Константинополь» (это пишем не мы, это пишут афониты!). «Плотские» темы мы здесь и сейчас рассматривать не будем (хотя все связано, конечно). Остановимся на «первом грехе».
Как известно, завершается подготовка к т. н. Великому Всеправославному Собору, который много лет готовился как экуменический. Первоначально на нем предполагалось введение нового, западного календаря в Православном мире, отмена безбрачного статуса епископата, сокращение постов и т. д. Но главное – фактическая новая уния с Ватиканом. Многие вопросы, прежде всего календарный, удалось снять с повестки, в значительной степени благодаря усилиям Патриарха Кирилла. Некоторые вопросы просто перестали обсуждать, что тоже правильно. Однако остается (относительно «новый», как бы «взамен» отброшенного или «подзабытого») проект документа об «общехристианском единстве», по сути, криптоуниатский, за отвержение которого «экуменическое лобби», в том числе в РПЦ, грозит прещениями и епитимиями, совершенно незаконными. Это не просто так. Это погибель. Вспомним гибель Второго Рима. И не случайно напоминают нам греки. Конечно, у них есть и свой «политический интерес», но по отношению к главному это не так важно.
Надо также напомнить, что подобные Соборы (статус Собора как Вселенского определялся только через несколько лет, по его «рецепции» церковным народом) всегда созывались только Православным Императором, который или присутствовал на них и задавал вопросы, или в крайних случаях призывал своего представителя. В противном случае о легитимности Собора говорить трудно.
Священный Кинот Святой горы Афон опубликовал и еще один документ (http://agionoros.ru/docs/2425.htm), обращенный непосредственно к участникам Собора.
- В послании подчеркивается, что термин «Церковь» допустимо использовать только по отношению к Православной Церкви: «Святой и Великий Собор… да избежит термина “Церковь” по отношению к инославным, используя для этой цели определение “христианские доктрины и исповедования”». По мнению Священного Кинота, «значение единства Церкви нуждается в разъяснении… В единстве Церкви находятся только члены Православной Церкви, Тела Христова… Только к ним могут быть отнесены слова “да бýдутъ еди́но, я́коже [и] мы́”».
В связи с этим предлагается заменить выражение в параграфе 5 документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром»: «поиск утраченного единства христиан» на «возвращение к истине удалившихся от нее [от Церкви] христиан».
- Святогорцы высказывают свое несогласие с тем как проводятся диалоги между Православной Церковью и инославными: «Священный Кинот не раз и в разных обстоятельствах официально высказывался против богословских соглашений с инославными, протестовал против совместных молитв и литургических действ (целований и т.д.)». Афонские монахи высказывают несогласие с участием Православных Церквей во Всемирном совете церквей.
- Святогорцы полагают, что критерием истинности веры является «сознание полноты Церкви», которое может быть выражено отдельными людьми, а не только Соборами.
- Афонские монахи настаивают на необходимости упоминания о соборах Фотия Великого (879 г.) и Григория Паламы (1341 и 1351 гг.), так как они ясно показали «догматические и экклезиологические разногласия с инославными (Филиокве, тварная благодать, папский примат)».
- Святогорцы предлагают включить в текст документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» развернутое упоминание о православной антропологии и космологии (с опорой на учение святителя Григория Паламы).
- В заключительной части послания афонских монахов указывается на необходимость «исправления текстов предсоборных документов», чтобы они выражали мнение всей Полноты Церкви.
В этих условиях и по очевидной просьбе иноков (мы помним: «свет инокам – ангелы, свет мирянам – иноки») именно нынешний Глава Государства Российского (а никого более нет!) должен взять на себя защиту Вселенского Православия во образ Святого Константина и других Императоров Второго Рима. Думаем, лучше всего было бы, если бы наш Верховный Правитель открыто вмешался в деяния т. н. «Всеправославного Собора» (желательно, приехав на него и заняв председательское кресло) и помешал принятию унии и вообще всему «экуменическому проекту». Как говорят шахматисты-любители, «устроил бы китайскую ничью».
Вот почему – именно стасидия.
Афониты, очевидно, ждут от России как крупнейшего Православного государства (пусть пока не по букве) также и других спасительных для всего мира действий, в частности, запрещения абортов, о чем тоже говорят прямо.
Нет Царя? Не важно, кому делать, важно, что делать и то, что делать все равно надо. А дальше… Бог Сам устраивает такие дела Ему же единому ведомыми путями. Возможно (да и скорее всего), истинного Царя мы не заслужили: отношение наше к станции метро в Москве в память цареубийцы, отношение к поступку Натальи Поклонской – это просто проявления нашего «внутреннего». А делать все равно надо.
В продолжение указанной миссии Глава Государства Российского как Православный Верховный Правитель мог бы в дальнейшем также приложить все усилия для уврачевания раскола XVII века, усадив никониян и старообрядцев за один стол и яко власть имущий твердо указав им на необходимость совместного труда примирения и воссоединения. Как, когда, на каких условиях – это все отдельно.
«Греции соуть лукави до сего дне», – гласила летопись. Если все окажется так, как мы здесь предполагаем, то на сей раз они окажутся не лукавы, но правы.