Трансформация социальных медиа

19.12.2022

Социальные сети на современном этапе развития — это не только способ мгновенного общения между людьми, но и современные эффективные инструменты в руках активной части общества и государства, которые все чаще используются в политических целях. Известно, что такие платформы в первую очередь характеризуются низким уровнем подотчетности и значительным мобилизационным потенциалом, что способствует социальной самоорганизации граждан.

Борьба между российскими и западными онлайн-платформами разворачивается по нескольким направлениям российского интернет-рейтинга. В поисковых системах можно заметить непрерывную борьбу между доморощенными Яндексом и Google, которые соревнуются за лидерство в своей категории. В секторе социальных сетей, на данный момент лидируют ВКонтакте и Телеграм.

В 1999 году Владимир Путин, назначенный на тот момент премьер-министром России, провел первую встречу на высшем уровне между лидерами российского интернет-сообщества, а также российскими властями. В то время как определенные чиновники призывали к усилению государственного контроля над новыми технологиями, Путин выступил с обнадеживающим заявлением: «Мы не будем искать баланс между свободой и регулированием: выбор всегда будет в пользу свободы». Позже, во время своей первой кандидатуры на пост президента, Путин также утверждал, что «интернет — очень перспективная форма общения», и высоко оценил его роль в образовании, хотя и выразил сожаление, что лично он недостаточно им пользовался.

После вступления в должность он назвал Интернет пространством для пропаганды терроризма, экстремизма и ксенофобии.

После этого поворота курс в отношении социальных сетей и в целом интернета сосредоточился на правилах, направленных на защиту детей и авторских прав. В.В. Путин утверждает, что между интернет-суверенитетом и интернет-свободой нет противоречия, поскольку цель закона — защитить российскую интернет-инфраструктуру от враждебных действий извне, которые могут отключить страну от глобальной сети. Поэтому автономный российский интернет необходим для защиты критически важной инфраструктуры связи.

В особой степени, для российской аудитории важен Telegram, ведь именно он является наиболее свободной социальной сетью для выражения своего мнения. Следует отметить, что влияния от социальных сетей является существенным. Не стоит забывать, что большая часть публики социальных сетей – молодежь, на которую особенно важно иметь влияние, поскольку рычаг в виде телевидения не работает – его элементарно не использует данная категория граждан. Именно поэтому государственные СМИ активно используют Telegram для просвещения молодого поколения.

Огромное количество факторов влияет на социальные сети. Так в текущие сложные геополитические реалии нельзя не упомянуть конфликт на Украине, который повлиял на многие сферы государства. На данный момент Meta, признана экстремисткой и запрещенной организацией на территории России. Между тем, многие россияне обходят запреты, обращаясь к виртуальным частным сетям или VPN для доступа к заблокированным социальным сетям и новостным сайтам. VPN широко используются для обхода интернет-ограничений в таких странах, как Китай. Спрос на VPN в России 14 марта был на 2692% выше чем до событий 24 февраля, согласно Top10 VPN, службе мониторинга конфиденциальности.

Бесспорно, геополитические факторы сильно влияют как на экономику и политику, так и на социальные сети и общество. Стоит отметить и пандемию covid-19, не только поменявшую восприятие на медицину, но и повлиявшую на социум. Так, аналитика показала, что именно в период разгара пандемии общество наиболее ярко стали использовать социальные сети не только для общения, но и для работы, а также для поиска новостей и нужной информации.

Таким образом, стоит отметить, что социальные сети в первую очередь характеризуются низким уровнем подотчетности и значительным мобилизационным потенциалом, что способствует социальной самоорганизации граждан. Именно данное располагает граждан к их использованию. В сложной геополитической ситуации социальные сети имеют огромное влияние на социум, чем активно пользуются политические деятели и СМИ.