Современные медиа технологии на службе международного терроризма
В течение всего прошлого года и по сей день информационные агентства большинства стран мира пестрели громкими заголовками о распространении международного терроризма на Ближнем Востоке. Об этом активно говорили журналисты, эксперты и политики самого высокого уровня. Ряд новых, доселе малоизвестных рядовому обывателю, названий террористических организаций прочно вошли в повседневный обиход жизни. Вряд ли, в современном мире можно найти человека, который не слышал бы о такой организации, как «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), оно же «Исламское государство» (ИГ). Скорость развития этой организации и масштабность ее действий, несравнимая ни с одной другой, существующей на данный момент террористической организацией, а также используемые ею новые технологии и механизмы идеологической и информационной работы, позволяют нам сказать, что мы имеем дело с принципиально новым явлением в терроризме, который сумел перейти на качественно иной уровень своего развития.
Небольшая и малоизвестная террористическая группировка, возникшая как филиал «Аль-Каиды» в Ираке в 2003 году через десять лет сумела не только провозгласить идею создания всемирного халифата, но и на практике создать квазигосударство с наиболее значимыми государственными признаками (законами, территорией, налоговой и денежной системой). Общая площадь контролируемой ИГИЛ территории по состоянию на 2014 год оценивалась в 40–90 тыс. км.², а численность проживающего на ней населения, преимущественно состоящего из суннитов, в 8 млн. человек [20]. Подконтрольные ИГИЛ группировки участвуют в боевых действиях в Ливане, Афганистане, Алжире, Пакистане, Ливии, Египте, Йемене, Нигерии, ведут террористическую деятельность в некоторых других странах. Международная антитеррористическая коалиция во главе с США официально отмечает, что сроки борьбы с угрозой ИГИЛ не определены, не дает таких цифр и военное ведомство России. Значимость ИГИЛ в ближневосточном регионе добавляет и тот факт, что эта молодая организация крайне агрессивно и вызывающе ведет себя и по отношению к другим исламистским террористическим организациям. Так, в начале февраля 2014 года главное командование «Аль-Каиды» сообщило, что отказывает в поддержке «Исламскому государству Ирака и Леванта». «ИГИЛ не является отделением движения «Аль-Каида». Мы не поддерживаем с ним никаких связей и не можем нести ответственность за её действия», – говорится в опубликованном командованием заявлении. Бои развернулись между ИГ и официальным отделением «Аль-Каиды» в Сирии – «Фронтом ан-Нусра» [1]. Боевики ИГИЛ с 2014 года ведут активные боевые действия против правительственных войск Сирии и Ирана, вооруженных отрядов сирийской аппозиции, народного ополчения Курдистана. В 2015 году в СМИ обсуждалась новость о том, что две террористические организации «Исламское государство» и «Талибан» объявили друг другу джихад [10]. Фактически можно сказать, что ИГИЛ одновременно воюет с десятками организаций и военно-политических сил Ближнего Востока. Не маловажно отметить, что ведя постоянные боевые действия, эта организация постоянно увеличивает число своих членов и, имея большое количество врагов, она за последние годы сумела успешно расширить зону своего влияния. Так, 10 июня 2014 года боевики ИГИЛ захватили Мосул, 11 июня ими был взят Тикрит, а через несколько дней, они подошли вплотную к Багдаду. 15 июня боевики ИГИЛ захватили Талль-Афар. 3 августа террористам удалось взять под контроль два крупных нефтяных месторождения. В конце июня 2014 года после череды побед террористы объявили о создании собственного «халифата» и группировка, ранее известная как «Исламское государство Ирака и Леванта», отбросила географическую привязку в своём названии [5]. 15 мая 2015 года ИГИЛ захватил город Рамади, а 20 мая боевикам удалось захватить Пальмиру. Боевые действия боевики этой организации ведут не только на территории Сирии и Ирака, но и в Ливии и Афганистане. Конечная цель ИГИЛ – это создание так называемого «великого халифата», куда должны войти страны, когда-либо находившиеся под властью арабских завоевателей, Османской империи, а также другие сопредельные территории.
Отслеживая динамично расширяющуюся географию террористической организации, необходимо дать ответ о причинах ее популярности и активности. Успех ИГИЛ имеет многофакторный характер. Среди наиболее существенных можно отметить доставшееся в руки боевиков оружие иракской армии и самих военных специалистов С. Хусейна, массово переходящих на службу исламистов. Важным фактором развития «Исламского государства» является его стабильное финансовое самообеспечение. Только захват Мосула и его банков принес террористам 400 миллионов долларов, что в одночасье сделало ИГИЛ богатейшим исламистским движением в мире. Мощное финансирование боевиков идет со стороны стран региона заинтересованных в длительном хаосе на Ближнем Востоке в первую очередь Катара и Саудовской Аравии [6]. Также, ИГИЛ систематизировал сборы с населения, создав подобие налоговой системы, которая понятна простому жителю. Более того, чаще всего налоговое бремя ниже, чем было при светском правительстве. Помимо налогов основными доходными статьями бюджета ИГИЛ считаются: продажа добытой нефти на черном рынке (через Иорданию, Турцию и Иракский Курдистан, что не мешает активным военным действиям с иракскими курдами), работорговля, продажа культурных ценностей из музеев. Правильно организованное финансирование позволяет ИГИЛ приглашать иностранных специалистов на работу по контракту в своих военных и гражданских структурах [14]. Важным фактором развития терроризма на Ближнем Востоке является агрессивная политика США и Европы, по свержению легитимных правительств в ряде мусульманских стран и разжиганию на их территории гражданских войн. Оккупация американскими войсками Ирака, политическая, экономическая и социальная нестабильность в регионе привели к максимально возможной радикализации настроений местных жителей, чем и воспользовались исламские фундаменталисты. ИГИЛ является, несомненно, религиозным движением и действуют на основании текста Корана и хадисов (высказываний и деяний Пророка Мухаммеда). Однако его идеологи весьма избирательно трактуют тексты священного писания, отбирая лишь отдельные его элементы, которые могут с легкостью найти психологический отклик у местного населения. В конечном случае, религиозные проповедники Исламского государства, грамотно используя Коран и опираясь на его наиболее резонансные каноны: символизм халифата и буквальное принятие ранних исламских практик, достигают чисто политических целей. Такой избирательный подход в трактовках ислама приводит к увеличению сторонников. Однако он имеет и слабые стороны. Например, «Братья Мусульмане» предлагают умеренные толкования политического ислама и более жизнеспособную и современную исламскую альтернативу. Для того чтобы оказать максимально возможное воздействие на умы исламского мира, в том числе и технически подкованную европеизированную мусульманскую молодежь, ИГИЛ активно использовал весь арсенал медиа технологий и PR.
Использование «Исламским государством» технических достижений современного информационного общества принципиально отличают его от других террористических организаций, существовавших ранее. Так, например, на территории подконтрольной «Талибану» запрещено использование не только компьютеров, Интернета и телефонов, но и телевизоров, музыки и музыкальных инструментов. Даже фотография фактически запрещена этой организацией. По их законам, живых существ и особенно людей запрещено изображать в любом виде, будь то скульптура, вывеска или схематическое изображение. В официальной идеологии ИГИЛ подобных ограничений нет, и более того, все технические средства СМИ активно им используются. Отказ от отрицания и неприятия многих технических достижений цивилизации, делает варварскую террористическую организацию не только любопытной для мирового зрителя, но позволяет ей транслировать свои идеи на весь мир. Таким образом, ИГИЛ, освоивший информационное пространство, намного сильнее и опаснее своих террористических предшественников.
Современный терроризм еженедельно, а то и ежедневно выкладывает в Интернет-пространство профессионально снятые и отрежессированные видеоролики с публичными казнями, разрушением памятников культуры, боевыми действиями, интервью с их полевыми командирами, радикальными проповедниками и активистами, фотографии трофеев и убитых противников. «Медиа-джихад» уже прочно завоевал свое место в международном информационном пространстве и стал одним из важнейших направлений деятельности террористов. Финансовые возможности ИГИЛ позволяют активно финансировать различные медиа проекты и распространять их в сети, что в конечном итоге приводит не только притоку новых бойцов, но и помогают упрочнению власти над территорией. У этой террористической организации имеются собственные профессиональные студии «Аль-Фарукан» и «Аль-Хайят», которые изначально создавались с целью не только повторить успех «Аль-Джазиры», но и превзойти её. Необходимо признать, что фильмы студий ИГИЛ произвели революцию в арабском сегменте всемирной сети, качество пропагандистских фильмов не уступает Голливуду. В этих фильмах есть все, что хочет увидеть зритель: качественная операторская работа, диалоги, связный сюжет и естественно, экстремальное и запретное содержание, которое привлекает многих. Следует понимать, что показательные казни на камеру работают сразу в нескольких направлениях. Во-первых, это мощная самореклама, привлекающая к себе внимание всего мира. Самый надежный способ обратить на себя внимание – это совершение максимально резонансных и скандальных действий, вызывающих бурю эмоций у зрителя. Кровавые расправы над заложниками, в поной мере выполнили эту задачу, эти ролики вызывали широкий общественный резонанс по всему миру. Создатели роликов умело играют на эмоциях зрителя и нагнетают градус напряженности. После сцены казней с отрезанием головы, пропагандисты ИГИЛ выложили видео сожжения иорданского пилота, которое больше похоже на высоко бюджетный американский фильм ужасов, чем на реальность. Главная задача таких фильмов не только напугать зрителя, вселить ему чувство тревоги и страха, но и создать напряжённую атмосферу страха или мучительного ожидания чего-либо ужасного. Далее, уже привычный пустынный пейзаж вдруг сменился побережьем моря и кровавыми волнами, набегающими на берег. Многие эксперты в этом фильме увидели предупреждение всей западной цивилизации. Это яркое послание о том, что терроризм придет в Европу и волны Средиземного моря не смогут его остановить. Каждое видео с казнью показывает, что будет с теми, кто пойдет против ИГИЛ, Во-вторых, ролики – это ответ на унижение всей исламской цивилизации. Как отмечают эксперты, многие годы мусульмане наблюдали, как их единоверцев облачают в оранжевые одежды и подвергают пыткам, а мусульманские государства не могли защитить своих граждан, попавших в застенки американских тюрем. Теперь же ИГИЛ создает имидж мстителя и защитника чести всего мусульманского мира [14].
После того как видеоролики сняты и смонтированы террористами, главной медиа-площадкой для их распространения является популярный в Интернете видео-хостинг Youtube. В этом секторе Интернет-пространства боевики размещают различное видео самой широкой направленности. Условно его можно разделить на несколько типов: 1) презентационное – демонстрируют мощь и военные успехи ИГИЛ, такое видео является своеобразной видео-визиткой; 2) интервью с боевиками и командирами; 3) «ритуальные» казни заложников и обращения к мировым державам; 4) сцены «мирной жизни» в «Халифате», интервью с жителями. В итоге зритель можем наблюдать достаточно сложную и разветвленную пропагандистскую схему, которая способна создать в его сознании довольно устойчивый образ ИГИЛ.
В 2014 году агентство «Аль-Фуркан» выпустило пропагандистский документальный фильм «Звон мечей», который быстро распространился в сети и получил широкую известность. В нем запечатлены многочисленные сцены жестоких нападений, террористических актов, казней, проводимых членами ИГИЛ. Одновременно в фильме демонстрируются рядовые члены и главари террористической организации, заявляющие о своей верности «халифату», а также социальные акции «Исламского государства». Среди последних, в частности, показаны кадры покаяния «муртадов» (вероотступников) из числа иракских военных и полицейских, которых боевики ИГИЛ великодушно прощают. Этот фильм отличается очень высоким качеством исполнения, что дало агентству CNN основание сравнить его с продукцией Голливуда. В сентябре того же года центром «Аль-Хайят» был выпущен видео-анонс к будущему фильму «Пламя войны», который сделан по всем канонам трейлеров к голливудским фильмам [21]. В январе 2015 года в Интернете появился видеоролик в котором франкоговорящие боевики наперевес с винтовкой призвали последователей «Исламского государства» уничтожать полицейских и всех неверующих европейцев прямо у них дома, то есть в Европе. На видео один из боевиков предупреждает европейцев: «С божьей помощью, мы придем в Европу. Мы проникнем во Францию, в Германию, Швейцарию и США. Я обращаюсь к своим братьям, которые не имеют возможности иммигрировать и присоединиться к Исламскому халифату – сопротивляйтесь всеми силами и средствами, режьте их, сжигайте их машины и дома...» [13]. И подобных видео в сети достаточное количество. В очередной раз мы можем убедиться, что активная пропаганда идей исламизма направлена разжигание джихада не только в мусульманском регионе, но в странах Старого света, где количество мусульман-беженцев с каждым днем динамично увеличивается. Любая активность террористов в Европе, будь-то осуществление террористических актов или активная информационная война в сети, видятся способом дестабилизации Евросоюза и попыткой его уничтожения [7].
В 2014 году пользователи Интернета активно обсуждали появившейся на Youtube видеосюжет, авторы которого пытались доказать, что ИГИЛ – является полноценным государством с рынками, валютой, школами и библиотеками. Достаточно оперативно это видео было заблокировано, однако успело набрать более 37 тысяч просмотров. В абсолютно открытом доступе можно найти и видеозаписи россиян, уехавших в ИГИЛ. Так, в мае жители Дагестана были шокированы новостью о том, что популярный проповедник Надир абу Халид (Надир Медетов) присягнул «Исламскому государству». Произошло это после того, как он был задержан за незаконное хранение оружия и некоторое время провел под домашним арестом. В одном из видео Надир абу Халид появляется после титров «восемь месяцев наш брат был ограничен в свободе», подходит к двум джихадистам и обнимает их. По мнению старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН Р.В. Курбанова, популярность этого религиозного деятеля очень высока, это один из самых ярких и харизматичных проповедников в среде русскоязычной мусульманской молодежи. Его популярность распространяется далеко за пределы Дагестана, поскольку его лекции доступны в Интернете и в видео и аудио форматах [17]. Выбор террористами видео-хостинга Youtube связан не только с тем, что его посещает огромное количество Интернет-пользователей по всему миру, но и с тем, что его ролики активно используются при монтировании новостных блоков всеми информационными агентствами разных стран. Таким образом, выложенная боевиками тема попадает в так называемый ТОП (верхние строчки рейтинга) и начинает воспроизводиться автономно привлекая к себе все большее количество зрителей. При таком развитии событий уже совершенно не важно, побеждает армия ИГИЛ или терпит поражение на линии фронта, к ней все равно приковано внимание мировой общественности.
В 2013 году ИГИЛ создало медиа агентство «Итисаам», которое производит и распространяет контент на арабском языке, включающий в себя пропагандистские фотографии, видеоролики и аудиозаписи. В марте 2014 года этим агентством был выпущен годовой отчет, в котором содержится обобщенная информация о деятельности организации за период с ноября 2012 года по ноябрь 2013 года [2]. Однако главным и наиболее мощным медиа-центром «Исламского государства» является «Аль-Хайят». Эта организация ориентирована в первую очередь на западную аудиторию. Его продукция распространяется на нескольких языках, в том числе английском, немецком, французском и русском. В 2014 году у ИГИЛ заработала еще одна медиа-группа – «Фурат медиа», которая специализируется на производстве материалов именно на русском языке и транслирует информацию через аккаунты в Twitter, Facebook и Tumblr. Именно с помощью «Фурат медиа» ИГИЛ объявил о создании своей провинции на Северном Кавказе. Пропагандистский канал также регулярно передает подборку профессионально смонтированных видео «Братство моджахедов Кавказа», в которых нередко дают интервью русскоязычные боевики, воюющие в Ираке и Сирии. Десятки видеозаписей доступны для скачивания в Интернете. Предыдущие русскоязычные сюжетные ролики Исламского государства выпускались нерегулярно и по частям, большинство видео не сопровождались субтитрами и выходили в трансляцию гораздо позже арабских версий. Зачастую их снимали за пределами территории, контролируемой ИГИЛ. Теперь «Фурат медиа» предоставляет доступ к видео с русскоязычными субтитрами, адресам боевиков ИГИЛ, DVD-дискам, мотивационным сообщениям и пропагандистским материалам. Все это произведено в Сирии и Ираке в оригинале на русском языке [3]. Большинство роликов представляют собой обращения к зрителям, которые призывают к джихаду и истишхадии (акты самопожертвования). Некоторые заканчиваются кадрами взрывов, которые предполагаемые герои роликов совершили потом. Отдельную категорию составляют записи самых разнообразных видов казней, где жертв обезглавливают, сжигают, взрывают, расстреливают из стрелкового оружия и даже ракет. При желании в открытом доступе можно обнаружить массу других информационных ресурсов ИГИЛ с военными сводками, карикатурами и инфографикой. В последнее время пропагандисты исламистов также начали осваивать новый вид сюжетов – зарисовки из якобы «обычной жизни». Как правило, это фотогалереи или видеоролики, как «простые люди» на территории ИГИЛ занимаются повседневными делами – ловят рыбу, готовят еду, покупают что-то на базаре, обедают в кафе, уничтожают контрабанду сигарет и т. д. Иногда члены ИГИЛ предпринимают попытки даже улучшить свой устрашающий имидж. Так, например, в августе 2014 года в Twitter появилась страница «Исламское государство кошек», на которой выкладывались фотографии боевиков с котятами. Животных авторы называли «мяуджахедами» [18]. Основной упор в пропаганде идей «Исламского государства» сделан на молодежь. Во-первых молодежь более активна в просторах Интернета и более зависима от него, во-вторых, молодой зритель менее критичен в процессе восприятия исламистской пропаганды. Именно для молодых людей характерны романтические воззрения, абсолютизация понятий «добро» и «зло», неспособность идти на компромиссы. Если внимательно посмотреть эти видеоролики, то следует обратить внимание на условно-военные сюжеты напоминают современные видеоклипы – быстрая смена кадров, разные ракурсы, яркая картинка – все к чему привык и в чем нуждается молодой зритель. В сознании человека формируется образ терроризма, как грозной и непобедимой силы. Ролики «из мирной жизни», напротив, создают образ справедливого и братского государства. Все эти приемы, используемые исламистами, показывают свою высокую эффективность. В стан ИГИЛ ежедневно приезжают молодые люди со всего мира и не только мусульмане по вероисповеданию. Человек так устроен, что его всегда привлекало что-то запретное, в современном мире таким запретным является насилие, демонстрация крупным планом массовых казней, проводимых боевиками. Все это порождает в человеке низменные инстинкты, легкую восприимчивость и некритичность мышления. Говоря о психологическом моменте насилия, следует отметить, что видеоролики казней террористов нашли свою благодатную почву в сознании западного зрителя. Дело в том, что современное общество, воспитанное голливудскими фильмами и различного рода шоу, фактически потеряло чувство реальности. Насилие и жестокость воспринимается как явление нормальное и простое. Кадры стихийных бедствий и человеческих жертв из новостных роликов, современным зрителем воспринимаются также равнодушно, как и кадры из боевиков, триллеров и реалити-шоу. Западный зритель зачастую не видит разницы между голливудскими фильмами и видео роликами, которые выходят далеко за пределы фантазий сценариста. Этим и пользуется современный терроризм. Созданные Западным обществом разнообразные медиа технологии в условиях информационного глобализирующегося мира теперь работают против своего создателя.
Основным прототипом «Фурат медиа» был появившийся в начале 2013 года веб-сайт «FiSyria» – ресурс группы чеченских боевиков, во главе которых стоял рожденный в Грузии Омар аль-Шушани. Изначально, этот ресурс был персональным сайтом Шушани на котором публиковались новости о сражениях, в которых он и его чеченские боевики принимали участие. Но когда в конце 2013 года Шушани переехал на территорию Сирии, контролируемую «Исламским государством», «FiSyria» стал русскоязычным сайтом, пропагандирующим ИГИЛ. На данный момент он переформатирован в «Фурат медиа» и официально подтверждено, что все русскоязычные медиа-материалы будут теперь создаваться под единым брендом. Основной целью «Фурат медиа» является привлечение новых русскоязычных боевиков, как из Российской Федерации, в частности, из Северного Кавказа, так и из других стран бывшего Советского Союза, в особенности, расположенных в Центральной Азии. Другой важной целью «Фурат медиа» является создание идеологических связей между боевиками в Сирии и Ираке, и теми, кто еще находится на территории Северного Кавказа [11].
Следует сказать, что российские власти достаточно оперативно отреагировали на появление русскоязычного террористического сайта. Так, доступ к сайту «Фурат медиа» в настоящее время уже заблокирован. Однако это не означает, что он стал недоступен. Во-первых, обойти блокировку не так уж и сложно, да и в открытом доступе остаются аккаунты ресурса в социальных сетях, где выкладываются ссылки на Google-диски и другие ресурсы, по которым доступны те же самые пропагандистские ролики, что и на заблокированном «Фурат медиа». Домашняя страница «Фурат медиа» в российской социальной сети «ВКонтакте» была запрещена, его аккаунт в Facebook также был заблокирован, однако активисты открыли новый, но в начале июля 2015 года и его также закрыли. В тоже время, мы понимаем, что простое запрещение и закрытие террористических сайтов и аккаунтов, дело важно, но не достаточное, так как в этой борьбе терроризм всегда будет оказываться на шаг впереди.
Медиацентр «Аль-Хайят» создал сайт на русском языке под названием «Халифат. Исламское государство. Информационный сайт», который сделан на высоком профессиональном уровне. В нем есть несколько рубрик (новости, статьи, видео), имеются ссылки на аккаунты в социальных сетях и раздел «контакты», позволяющий отправить сообщение администраторам сайта либо непосредственно перейти в чат для общения. На сайте размещен преимущественно видео и аудиоконтент пропагандистского толка на русском языке либо с русскими субтитрами [21].
В 2013 году ИГИЛ учредил медиафонд «Айнад», который специализируется на изготовлении и распространении проповедей радикальных взглядов и песнопений нашидов (песнопений, исполняемых мужским вокалом соло или в хоре без музыкальных инструментов). Они распространяются преимущественно в Интернете через сайты ИГИЛ и социальные сети. Наиболее известный нашид, выпущенный фондом «Айнад», называется «Моя умма, рассвет уже начался». Этот нашид, звучащий во многих пропагандистских видео ИГИЛ, фактически стал неофициальным гимном террористической организации. Эти песнопения стали не только визитной карточкой Исламского государства в медиа пространстве, но и существенным фактором распространения идеологии терроризма. Красивые и мелодичные нашиды, как и любая акустическая информация, имеет мощное воздействие на сознание человека, они не только привлекают внимание слушателя, но и романтизируют идеи терроризма, и в первую очередь, ориентированы на молодежь. Сами по себе нашиды не являются фактором радикализации молодого поколения, однако, они являются важной составляющей идеологического и культурного фундамента глобального терроризма.
Террористы «Исламского государства активно используют социальные сети. На данный момент ими созданы аккаунты в наиболее популярных социальных сетях (Facebook, Twitter, Instagram, Friendica «ВКонтакте» и «Одноклассниках» и др.), через которые распространяется информация об ИГИЛ, ведутся пропаганда и вербовка новых сторонников. По некоторым данным только в Twitter зарегистрировано более 45 тысяч аккаунтов «Исламского государства», что превращает их в мощный винтик пропагандистской машине террористов [12]. Через эти ресурсы до недавнего времени велось информирование пользователей об успехах ИГИЛ и другая пропаганда, осуществлялась вербовка новых рекрутов и сбор средств в поддержку военных действий группировки в Ираке и Сирии. Сообщества радикального толка в социальных сетях периодически блокируются компетентными органами. Однако исламисты вновь и вновь повторяют попытки создания групп единомышленников. Члены ИГИЛ используют и новейшие инструменты продвижения информации в Интернете. Благодаря умелому социальному маркетингу ИГИЛ удалось даже монетизировать свой бренд. Недавно повстанцы запустили интернет-магазин, где любой желающий может заказать себе футболку с логотипом ИГИЛ в знак поддержки боевиков. А в столице Ливии Триполи даже открылся реальный магазин, в котором атрибутика террористов — от стикеров до знамён — вызвала настоящий ажиотаж [8]. Еще с конца 2013 года в российской социальной сети «ВКонтакте» широкое распространение получили фанатские аккаунты «Исламского государства». Появление этих страниц совпало с началом массовых блокировок исламистских аккаунтов в Twitter и Facebook. Среди них наибольшую популярность получили русскоязычное сообщество сторонников ИГИЛ ShamToday и закрытая группа Islamic State News, а также индивидуальные аккаунты членов и сторонников организации. Через данные ресурсы ведется информирование пользователей об успехах ИГИЛ и иная пропаганда, осуществляется вербовка новых рекрутов (в том числе с помощью прямых призывов «не бросать своих братьев в беде»), а также осуществляется сбор средств в поддержку военных действий в Ираке и Сирии. В целях финансовой прозрачности своей деятельности, в начале сентября 2014 года администраторы ShamToday отчитались о передаче «нуждающимся братьям» 95 тысяч рублей. Сбор средств осуществлялся с помощью платежной системы Qiwi [9]. В настоящее время паблик заблокирован. В ноябре начальник управления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генпрокуратуры Юрий Хохлов сообщил, что им удалось добиться блокировки 450 интернет-ресурсов по сбору средств для террористических группировок. Некоторые эксперты полагают, что на данный момент исламисты начинают терять интерес к социальным сетям «ВКонтакте» и «Одноклассникам», что связано с активной работой правоохранительных органов и малой отдачей со стороны самих пользователей. Однако там по-прежнему можно найти пропагандистские сообщества исламистов. Причем создатели этих групп стали вести себя куда более осторожно. Теперь чаще всего используются нейтральные названия, либо арабские символы и слова, благодаря чему их сложнее обнаружить с сети и заблокировать. Кроме того, и пропагандистская информация нивелирована среди обычных богословских дискуссий и сообщений. Но именно в таких сообществах можно найти нашиды «Исламского государства», и лекции россиян, уехавших в Сирию. Однако, как отмечают специалисты, изучение таких материалов лишний раз наглядно демонстрирует малую эффективность одного лишь запрета и блокирования. Большинство лекций и обращений пропагандистов «Исламского государства» чаще всего не содержат экстремистских призывов к убийствам, войне и установлению нового порядка. А, следовательно, попытки причислить их к экстремистским материалам только по принципу авторства могут вызвать подозрения в предвзятости и идеологической цензуре [16]. На данный момент, видится, что для обеспечения информационной безопасности от медиа-терроризма нам необходимо внесение поправок в российское законодательство, регламентирующее Интернет-пространство, скорейшее развитие новой структуры – войск информационных операций, которые еще только создаются в России и привлечение их к борьбе с терроризмом. Не менее важным фактором безопасности, является психологическая готовность общества к ограничению определенной доли прав и свобод в Интернет-пространстве в случае террористических угроз (например, временное закрытие социальных сетей и т.п.).
Исламисты достаточно часто используют массовые кампании по рассылке сообщений в Twitter, используя заранее заготовленные шаблоны твитов с изображениями и текстом. В интересах исламистов было разработано специальное приложение для Android под названием «The Dawn of Glad Tidings» («Рассвет радостных вестей») для массовой генерации и рассылки сообщений в Twitter. Как только сторонники ИГИЛ регистрировались в приложении, оно начинало рассылать от их имени одинаковые сообщения. А для обхода алгоритмов антиспама в тексте между каждым символом добавлялся дополнительный пробел. Таким образом, в топ новостей в Twitter выводились те сообщения, которые были необходимы ИГИЛ. Другим способом работы ИГИЛ в Twitter выступает продвижение определенных хеш-тегов (специальные метки с использованием знака #, позволяющие объединять сообщения по темам или группам). Сотни, а иногда и тысячи активистов в определенное время дня многократно размещают твиты с необходимыми хештегами». Так, когда в июне 2014 года в Бразилии начался чемпионат мира по футболу, джихадисты использовали хэштеги #WorldCup и #Brazil2014. Футбольные фанаты, пользующиеся ими, вместо информации о соревновании получали кадры казни иракских полицейских с комментариями, что отрубленной головой можно поиграть в футбол [16, 4]. Массовая рассылка исламистами сообщений в социальных сетях приводит к потрясающим результатам. Так, эксперты, приводят следующий пример: во время штурма боевиками Мосула было опубликовано около 40 тысяч твитов в поддержку ИГИЛ. Этого было достаточно, чтобы выводить в топ нужные хештеги (например, #ISIS, #AllEyesOnISIS, #Iraqwar) и фотографии, манипулируя новостной повесткой. Устрашающие видеоролики на тему «мы идём вас убивать», рассказы об убитых иракских военных и мирных жителях, фотографии обезглавленных или распятых тел – все это стало мощной виртуальной атакой на город и его защитников. В результате, иракские военные Мосула в панике оставляли свои посты, едва завидев символику ИГИЛ. Источник Washington Post, близкий к премьер-министру страны, сообщал, что за первые недели кризиса в Ираке дезертировало около 90 тысяч военных. [8]. Фактически официальные власти Ирака в информационной войне с террористами оказались беззащитны. Первоначально они вообще не замечали угрозы, и только летом стали блокировать доступ к социальным сетям и VPN-соединениям. После частичной блокировки Twitter в Ираке молниеносно стало расти количество пользователей приложения FireChat, которое позволяет создавать анонимные и открытые чаты без подключения к Интернету.
Еще одной возможностью для ИГИЛ стал мессенджер (программа для мгновенного обмена сообщениями между пользователями) FireChat, позволяющий общаться без подключения к Интернету. В приложении реализован принцип mesh-сетей (каждый узел в сети обладает равными полномочиями). Если на смартфоне установлено данное приложение, то даже при отсутствии интернет-соединения сообщение можно отправить через другие смартфоны с таким приложением, которые находятся в радиусе действия и подключены к Интернету. При этом mesh-сеть на мобильном устройстве потребляет минимум трафика и не слишком сильно сказывается на заряде аккумулятора [19].
Другим направлением медиа джихада, взятым на вооружение исламистами, являются различные кибератаки на Интернет-ресурсы других пользователей и использование их мощностей и пространства для распространения своих идей. Так, например, в ноябре 2015 года пассажиры Московского метрополитена пожаловались, что при подключении к бесплатной wi-fi-сети их гаджеты показали флаг ИГИЛ и надпись: «Вчера – Париж, сегодня – Москва» [15]. Оказалось, что неизвестные злоумышленники создали в московском метро фальшивую wi-fi-сеть с похожим названием. Другим примером кибер-атаки является взлом сайта строящегося в Москве храма пророка Даниила на Кантемировской улице в ночь на 30 ноября. Исламисты разместили на нем баннер с изображением президента с кровавым отпечатком кисти на лице и надписями на английском языке: «Даст бог, «Исламское государство» останется и расширится», «Мы восстановим достоинство мусульман» [18].
Российская компания Group-IB, занимающаяся расследованием компьютерных преступлений, подсчитала, что уже в 2014 году хакеры ИГИЛ атаковали более 600 российских интернет-ресурсов. Чаще всего их жертвами становились банки, строительные компании, госпредприятия, лицеи и научные центры. По данным экспертов, кибератаками занимается специальное подразделение ИГИЛ под названием Cyber Caliphate, которое среди прочего прославилось взломом в январе 2015 года профилей Центрального командования США в Twitter и YouTube. В попытках взлома сайтов российских структур участвуют и другие группировки хакеров, работающих на ИГИЛ. Пока что они специализируются на разовых и исключительно демонстративных акциях. Как правило, хакеры взламывают наиболее посещаемые ресурсы, размещают свои лозунги и распространяют информацию об этом в социальных сетях. Однако эксперты полагают, что наступление киберхалифата только начинается [16].
Помимо двух телевизионных студий «Исламское государство» выпускает журнал «Дабиг», на арабском и английском языках. Если для студий «Аль-Фуркан» и «Аль-Хайят» целевой аудиторией для роликов и фильмов является Запад и страны Исламского мира, то «Дабиг» рассчитан на местных жителей. Журнал является полноценным высококачественным глянцевым журналом объемом от 25 до 50 страниц, выполненным по всем канонам жанра. Он удачно сочетает в себе элементы мистики, правильно выбранный тон и простой, понятный язык. Высококлассная работа фотографов и веб-дизайнеров говорит о работе целой команды профессионалов. Название журнала заимствовано от города в северной Сирии, который упоминается в хадисах об Армагеддоне. На страницах этого журнала преимущественно содержатся обширные статьи религиозно-идеологического характера. Также в нем приводятся сводки боевых действий отрядов ИГИЛ, освещаются проводимые ими действия на контролируемых территориях «халифата», излагаются высказывания лидеров и членов группировки, включая погибших в бою. От указанных выше информационных бюллетеней статьи в журнале «Дабиг» отличаются своим объемом и глубиной [14, 19]. В качестве других примеров печатной продукции, выпускаемой медиа-центром «Аль-Хайят», необходимо отметить брошюры «Islamic State Report» и «Islamic State News», электронные варианты которых также выкладываются в Интернет. Издания «Islamic State Report» и «Islamic State News» представляют собой информационные бюллетени объемом в среднем 8-10 страниц, которые выпускаются с определенной периодичностью, начиная с июня 2014 года. Они содержат текстовый и иллюстративный материал, рассказывающий о различных сторонах деятельности «Исламского государства»: деятельности органов управления ИГИЛ, экономической сфере жизни «Исламского государства», наиболее важных политических и социальных акциях исламистов (таких как символическое разрушение границы между Ираком и Сирией с помощью бульдозера), военных операциях и другое.
Из краткого обзора наиболее значимых медиа технологий, используемых боевиками ИГИЛ, можно сделать вывод, что современный терроризм не только качественно трансформировался, но и активно проник в информационное пространство. Исламисты сумели отказаться от многих религиозных ограничений и активно использовать технические новшества цивилизации в своих целях. Современный терроризм обладает развитой медийной инфраструктурой и демонстрирует высокий уровень владения передовыми технологиями, включая методы работы в социальных сетях. Все это позволяет ему не только вести свою пропаганду по всему миру, активно вербовать новых членов в свои ряды, но и легитимизировать в мусульманском мире идеи «халифата». Военные успехи на Ближнем Востоке, большие финансовые возможности и грамотные действия в медиа пространстве позволили ИГИЛ за считанные годы стать одной из самых опасных террористических группировок в мире. Современный терроризм активно включился в информационные войны наравне с ведущими державами и результат этого противостояния пока что является вопросом дискуссионным.
Источники и литература
1. «Аль-Каида» разрывает связи с «Исламским государством Ирака и Леванта» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.newsru.co.il/mideast/03feb2014/qaida_a205.html (дата обращения 31.01.2016 г.).
2. IISL Annual Report Reveal a Metric-Driven Military Command. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.understandingwar.org/sites/default/files/ISWBackgrounder_ISIS... (дата обращения 07.02.2016 г.).
3. Isis launches Russian-language propaganda channel // theguardian [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.theguardian.com/world/2015/jul/13/isis-russia-caucasus-chechn... (дата обращения 01.02.2016 г.).
4. Анализ пропагандистских технологий ИГИЛ в Интернете // Российское общество политологов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://politmos.ru/2995-analiz-propagandistskih-tehnologiy-igil-v-intern... (дата обращения 07.02.2016 г.).
5. Боевики ИГ захватили античный город Пальмира // Лента.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lenta.ru/news/2015/05/20/palmyra/ (дата обращения 31.01.2016 г.); Боевики ИГ захватили город Рамади на западе Ирака // Война и мир [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.warandpeace.ru/ru/news/view/101458/ (дата обращения 31.01.2016 г.); Джихадисты захватили Мосул: Ирак на грани нового военного конфликта // Новое время [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nv.ua/publications/zavtra-byla-voyna-zahvat-mosula-dzhihadistami-... (дата обращения 31.01.2016 г.).
6. Васильев М.В. Борьба глобального бизнеса в контексте сирийского конфликта // Политика, государство и право. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://politika.snauka.ru/2015/10/3467 (дата обращения 31.01.2016 г.).
7. Васильев М.В. Террористический удар по Франции как многовекторный проект дестабилизации Евросоюза // Политика, государство и право. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://politika.snauka.ru/2015/11/3563 (дата обращения 07.02.2016 г.).
8. Васильченко В. Джихад в Twitter: Как террористы осваивают приёмы социального маркетинга [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://apparat.cc/network/isis-social-war/ (дата обращения 07.02.2016 г.).
9. Васильченко В. Халифат во «ВКонтакте»: как террористы из «Исламского государства» захватывают российскую соцсеть [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://apparat.cc/network/vk-isis/ (дата обращения 07.02.2016 г.).
10. Внезапно: «Исламское государство» объявило джихад движению «Талибан» // Военное обозрение [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://topwar.ru/73510-vnezapno-islamskoe-gosudarstvo-obyavilo-dzhihad-d... (дата обращения 31.01.2016 г.).
11. ИГИЛ запускает русскоязычный канал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elise.com.ua/?p=139252 (дата обращения 01.02.2016 г.).
12. ИГИЛ обзавелось 45 тысячами аккаунтов в Twitter для вербовки и пропаганды // Региональная антитеррористическая структура Шанхайской организации сотрудничества [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ecrats.org/ru/situation/status/4880 (дата обращения 07.02.2016 г.).
13. ИГИЛ призывает разрушить Европу изнутри [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravda.ru/news/world/asia/middleeast/19-01-2015/1244400-igil-0/ (дата обращения 07.02.2016 г.).
14. Магомадов А. «Почему ИГИЛ смог?» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sxp.su/?p=219 (дата обращения 31.01.2016 г.).
15. Москвичи жалуются на угрозы ИГИЛ при входе в Wi-Fi в метро // LifeNews [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://lifenews.ru/news/171458 (дата обращения 07.02.2016 г.).
16. Пропагандисты запрещенного в России ИГИЛ осваивают Руне [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://newsland.com/user/4297848534/content/4918083 (дата обращения 07.02.2016 г.).
17. Проповедник из Дагестана Надир абу Халид присягнул лидеру ИГ // Кавказский Узел [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/262856/ (дата обращения 07.02.2016 г.).
18. Слово экстремиста. Как пропагандисты запрещенного в России ИГИЛ осваивают просторы Рунета // Кавполит [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kavpolit.com/articles/slovo_ekstremista-22336/ (дата обращения 01.02.2016 г.).
19. Сундиев И.Ю., Смирнов А.А., Костин В.Н. Новое качество террористической пропаганды: медиаимперия ИГИЛ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://spkurdyumov.ru/biology/novoe-kachestvo-terroristicheskoj-propagan... (дата обращения 07.02.2016 г.).
20. Тарасов С. Ближний Восток: диагностика будущего года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://regnum.ru/news/polit/1881238.html (дата обращения 31.01.2016 г.).
21. Террористы ИГИЛ - пропаганда в соцсетях [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusevik.ru/blog/725 (дата обращения 07.02.2016 г.).