Пакистан: к визиту президента Турции Реджепа Эрдогана
17-18 ноября 2016 г. с официальным визитом Реджеп Тайип Эрдоган посетил Исламабад. Помимо официальных переговоров, он выступил на совместном заседании обеих палат парламента. Это его второй визит в страну за время пребывания у власти премьер-министра Миан Мухаммада Наваз Шарифа (июнь 2013 – настоящее время). Казалось бы, это рядовое событие для внешнеполитического ведомства и давних друзей, но одновременно оно стало знаковым как для пакистанской, так и турецкой стороны.
Даты визита были выдержаны согласно предварительным договоренностям, однако, о его основной цели – подписание Договора о свободной экономической зоне (как было запланировано ранее), речь даже не стояла. В чем же ценность личной встречи премьер-министра Н.Шарифа и президента Р. Эрдогана в ноябре 2016 г.? В первую очередь – политическая поддержка, которая важна для обеих сторон.
Премьер-министр преследовал две цели – продвижение интересов Пакистана на международной арене и личная поддержка главного турка в преддверии судебного заседания 30 ноября 2016 г. Верховного суда Пакистана (ВС).
Коллегия присяжных рассмотрит петиции по делу о коррупции членов семьи Н. Шарифа, в которых содержатся требования о его дисквалификации как главы кабинета министров. В поддержку своих требований выступила одна из оппозиционных партий – Партия справедливости (ПС – Техрик-и-Исааф), демонстративно заявив о бойкоте заседания двух палат парламента в знак протеста против присутствия Н. Шарифа.
Политическая фигура Р. Эрдогана - пример стойкости и подражания для клана Шарифов. Начиная с 2003 г., на протяжении всех лет у власти Партии справедливости и развития (ПСР) премьер «учился» у Эрдогана методам установления конституционного контроля над армией и борьбы с политической оппозицией (успешно ввел конституционные поправки, поставив вооруженные силы и судейское сообщество под контроль. Он не скрывал своего восхищения современной турецкой моделью управления, когда ПСР, имея поддержку менее чем две трети голосов в парламенте, реализует свои планы. Правящая Пакистанская мусульманская лига Наваз (ПМЛ Н), получив (2013 г.) абсолютное большинство голосов в нижней палате парламента (Национальной ассамблее) и практически половину голосов в верней палате (Сенате), не в состоянии «усмирить/ контролировать» политическую оппозицию.
Визит Р. Эрдогана в Исламабад можно рассматривать и как пример несостоятельности политической изоляции Пакистана в регионе. Конфронтация между Нью-Дели и Исламабадом в 2016 г. по ряду вопросов привела к отказу участия премьер-министра Индии Нарендра Моди в саммите СААРК в ноябре 2016 г., организатором которого выступал Исламабад. Его примеру последовали Афганистан, Бангладеш, Бутан и т.д.
Поэтому так важно было для Н.Шарифа заявление Р. Эрогана в поддержку вступления Пакистана в Группу ядерных поставщиков (ГЯП), чему открыто противостоит Индия. Более того, Турция выразила озабоченность тенденцией Нью-Дели к исключительности и стремлением обойти цели в области нераспространения ядерного оружия во имя коммерческих или политических интересов. Это, по заявлению Пакистана и Турции, наносит ущерб авторитету глобальному режиму нераспространения и, в первую очередь, стратегической стабильности в Южной Азии. Поддерживая демократический и прозрачный процесс реформирования Совета безопасности ООН (СБ ООН), стороны призвали международное сообщество выполнить резолюций СБ ООН, и разрешить, таким образом, «…давние споры, особенно те, которые касаются мусульманской уммы», как записано в совместном заявлении. Иными словами, стороны вновь призвали к решению Кашмирского вопроса, т.е.проведению плебисцита в Кашмире согласно резолюциям СБ ООН.
Президенту Турции Р. Эрдогану также требовалась поддержка стратегического союзника в регионе. В Исламабаде он вновь поднял тему о неудавшейся попытке военного переворота в Турции 15 июля 2016 г., и вновь выразил признательность руководству Пакистана за безоговорочную поддержку демократической, мирной и стабильной Турции.
В июле с.г. гражданское общество Пакистана осудило антиконституционные действия военных в Турции, высоко оценив активность граждан в защите демократии под руководством президента Р. Эрдогана. Спустя две недели после известных событий в первых числах августа 2016 г. министр иностранных дел Турецкой Республики Мевлют Чавушоглу с визитом поспешил в Исламабад. За время после 15 июля 2016 г. власти Турции провели чистки в рядах турецких вооруженных сил, турецкой полиции и среди юристов.
Интенсивное сближение Пакистана и Турции в 2016 г. отвечает национальным интересам обеих стран. Отстранение западных стран от Турции и политика изоляции Индии и Афганистана по отношению к Пакистану диктуют необходимость сближения Анкары и Исламабада в регионе. В свою очередь Анкара нуждалась в признании легитимности кровавого подавления мятежных военных и восстановлении смертной казни. Мораторий на смертную казнь Исламабад снял еще в январе 2015 г., но согласно 21 поправке к Конституции 1973 г. он касается только лиц, совершенных террористические акты или подозреваемых в их совершении.
Одним из жестких требований властей Турции к мировой общественности после провальной попытки военного переворота – закрытие просветительских центров, действующих под патронажем Ф. Гюлена. Именно его президент Р.Эрдоган видел основным вдохновителем событий 15 июля 2016 г. и потребовал от властей США его экстрадиции на родину, которую он покинул еще в 1999 г.
Пакистан ранее обещал Турции прервать все связи с Гюленом. В подтверждению этому отдал распоряжение выслать до 20 ноября 2016 г. из страны турецкий персонал Пакистано-турецких школ, сетью которых он управляет. Но закрытие Гюленовских образовательных центров в Пакистане не означает прерывание связей в области образования. Наоборот, 500 пакистанских студентов смогут ежегодно выезжать в Турцию на обучение. Р. Эрдоган выразил благодарность за солидарность, продемонстрированной пакистанской администрации по этому вопросу.
Общей проблемой для обеих стран - вопрос о беженцах. Затянувшаяся ситуация с беженцами, ее нерешенность, по мнению сторон, представляет угрозу возникновения гуманитарного кризиса и подрывает экономику стран.
В преддверии подписания Договора о стратегическом сотрудничестве и Соглашения о свободной торговле Анкара и Исламабад выразили удовлетворение прогрессом, достигнутым в деле осуществления текущих проектов в рамках Совета пакистано-турецких отношений: в области энергетики, инфраструктуры, сельского хозяйства, пищевой промышленности и жилищного строительства.
Осознание президентом Р. Эрдоганом несостоятельности его планов о вступлении в Европейский союз толкает турецкие власти на поиски союзников в регионе и лоббирование Пакистаном о вступлении Турции в состав Шанхайской организации сотрудничества.