Неправительственные организации: имперские миссионеры

17.08.2015

 Неправительственные организации играют чрезвычайно важную роль на международной арене 21 века, выполняя целый ряд гуманитарных функций, относящихся, среди прочего, к проблемам бедности, окружающей среды и гражданских свобод. В то же время, у неправительственных организаций есть и тёмная сторона. Их использовали и используют по сей день как инструменты внешней политики, особенно в Соединённых Штатах. Вместо того, чтобы использовать исключительно военную силу, США теперь задействуют неправительственные организации как рычаги влияния на иностранную политику - в частности, такие организации как Национальный фонд демократии, Фридом Хаус и Международная Амнистия.

 
Национальный фонд демократии
 
Согласно сайту организации, Национальный фонд демократии (НФД) является «частной, некоммерческой организацией, направленной на рост и укрепление демократических институтов по всему миру» [1]. Между тем, на деле такое благозвучное описание далеко от истины. 
 
История НФД восходит ко временам, последовавшим сразу за рейгановской администрацией. После массовых разоблачений ЦРУ в 1970-х гг., в частности, касающихся его участия в организации покушений на государственных правителей, дестабилизации иностранных правительств, незаконной слежки за населением США, на репутацию репутация ЦРУ, как и имидж американского Правительства в целом, была брошена тень. В то время для расследования деятельности ЦРУ было создано несколько специальных комитетов, среди которых особенно выделялся Комитет Чёрча (во главе которого стоят Фрэнк Чёрч, представитель Демократической партии из Айдахо), поскольку сведения, добытые им, «свидетельствовали о необходимости неусыпного надзора за деятельностью разведывательного сообщества и способствовали созданию Постоянного разведывательного комитета». [2] Задачей Постоянного разведывательного комитета было осуществление надзора за федеральной разведывательной деятельностью. Казалось, в этой области воцарился контроль и порядок, а «партия» ЦРУ по организации покушений и государственных переворотов была окончена. На самом деле, она имела своё продолжение, но в новом виде: под прикрытием безобидной неправительственной организации, цель которой состояла якобы в продвижении демократии по всему миру, – Национального фонда демократии.
 
НФД с самого начала задумывался как инструмент, с помощью которого Соединённые Штаты могли бы осуществлять свою внешнюю политику. Он был детищем Аллена Вайнштейна, который до создания Фонда был профессором в университетах Брауна и Джорджтауна, работал в редакционной коллегии The Washington Post, а также был исполнительным редактором The Washington Quarterly - журнала Центра стратегических и международных исследований в Джорджтауне, неоконсервативной фабрики мысли правого толка, которая в будущем будет взаимодействовать с такими имперскими стратегами как Генри Киссинджер и Збигнев Бжезинский.[3] В своём интервью в 1991 году Вайнштейн говорил, что «Многое из того, чем мы занимаемся на сегодняшний день, тайно осуществлялось 25 лет назад силами ЦРУ».[4]
 
Первый директор Фонда, Карл Гершман, открыто признавал, что Фонд был прикрытием для ЦРУ. В 1986 году он заявил:
Нам не следовало осуществлять подобную деятельность тайно. Было бы ужасно, если демократические организации, действующие по всему миру, воспринимались как группировки, действующие на средства ЦРУ. Мы уже видели это в 60-х, и потому-то этому был положен конец. У нас не было права действовать подобным образом, вот почему был создан Фонд. [4] 
 
В пользу того, что Фонд  является инструментом американского Правительства, говорит и то, что с момента его основания в 1983 году он «получал ежегодное ассигнование, одобренное Конгрессом США в рамках бюджета американского Информационного агентства».[6]
 
Сразу после основания Фонд начал спонсировать группы, поддерживающие интересы США. С 1983 по 1984 гг. Фонд вёл активную деятельность во Франции и «поддерживал «организацию наподобие профсоюза для профессоров и студентов» в борьбе против «организации профессоров левого толка»»,[7] путём спонсирования семинаров, постеров, книг и брошюр, которые поддерживали оппозицию левацким взглядам. В середине и конце 1990-х НФД продолжил свою борьбу против профсоюзов, направив дополнительно 2,5 млн долларов в Американский институт развития свободной рабочей силы, под прикрытием которого ЦРУ осуществляло подрывную деятельность в отношении прогрессивных профсоюзов.
 
В дальнейшем без вмешательства Фонда не обошлись выборы в Венесуэле и на Гаити, где он действовал с целью подорвать деятельность левых движений. НФД  продолжает оставаться причиной нестабильности в странах по всему миру, которые не желают преклоняться перед имперской мощью Соединённых Штатов. Кроме того, Фонд финансирует деятельность ещё одной псевдо-неправительственной организации – Фридом Хаус.
 
Фридом Хаус
 
Фридом Хаус изначально был основан в 1941 году как организация по защите демократии и человеческих прав. Возможно, в прошлом это соответствовало действительности, но на сегодняшний день Фридом Хаус в значительной степени вовлечён в деятельность по продвижению интересов США в глобальной политике, а его лидеры связаны с весьма сомнительными организациями. Так, действующий исполнительный директор Дэвид Крамер является старшим научным сотрудником Проекта «Новый американский век», многие члены которого ответственны за нахождение США в состоянии разжигания войны.[8]
 
Во время администрации Буша президент использовал Фридом Хаус с целью поддержки так называемой Войны против терроризма. 29 марта 2006 года президент Буш заявил, что Фридом Хаус «сообщил, что 2005 год стал одним из наиболее успешных для свободы с того момента, как более 30 лет назад Фридом Хаус начал измерять мировую свободу», а также что Соединённые Штаты не успокоятся, «пока свобода не будет дарована каждому человеку и каждой стране», поскольку «в новом столетии движение за свободу является основополагающим элементом нашей стратегии по защите американского народа и сохранению мира для грядущих поколений».[9]
 
В дальнейшем было выявлено, что Фрилом Хаус всё больше поддерживал политику администрации Буша, поскольку получал своё финансирование от американского Правительства. Согласно собственной внутренней отчётности Правительства США, оно предоставляло приблизительно 66% финансирования данной организации.[10] Основными источниками этого финансирования являлись, в первую очередь, Агентство США по международному развитию, Государственный департамент США и Национальный фонд демократии. Таким образом, мы можем наблюдать не только политическую связь между Фридом Хаус и американским Правительством, но и значительную финансовую связь.
 
Между тем, стоит отметить, что не только Фридом Хаус оказывал поддержку Правительству. Под руководством администрации Буша Правительство США оказывало воздействие и на другие неправительственные организации, чтобы они в большей степени соответствовали их запросам. В 2003 году глава Агентства США по международному развитию Эндрю Нациос в ходе речи, произнесённой на конференции неправительственных организаций, заявил, что в Афганистане сотрудничество между неправительственными организациями и Агентством США по международному развитию повлияло на сохранение режима Карзая, при этом народ Афганистана «думает [что их жизнь] становится лучше благодаря механизмам, которые не имеют никакого отношения к Правительству США и центральному правительству. И это очень серьёзная проблема».[11] В отношении ситуации в Ираке Нациос заявлял, что, когда дело касается работы неправительственной организации в стране, «важно показать результаты, но не менее важно показать связь между этими результатами и политикой Соединённых Штатов».[12] (курсив добавлен) Неправительственным организациям дали понять, что они являются инструментом американского Правительства и были созданы как часть имперского аппарата.
 
Совсем недавно Фридом Хаус принимал активное участие в Арабской весне, где он оказывал помощь в обучении и финансировании групп и отдельных представителей гражданского общества, «в том числе Молодёжное движение 6 апреля в Египте, Центр гражданских прав в Бахрейне и активистов из народа, таких как Энстар Кади, молодёжный лидер в Йемене».[13]
 
Хотя Национальный фонд демократии и Фридом Хаус являются инструментами внешней политики США, это не означает, что американское Правительство не заинтересовано в привлечении новых инструментов влияния, а именно Международной Амнистии. 
 
Международная Амнистия 
 
Организация по защите человеческих прав Международная Амнистия является самым новым инструментов в имперском арсенале Американской Империи. В январе 2012 года Сюзанна Носсел была назначена новым исполнительным директором Международной Амнистии самой организацией. До прихода в Амнистию Носсел уже имела тесные связи с американским Правительством, поскольку она «занимала должность заместителя помощника госсекретаря по делам международных организаций в Госдепартаменте США». [14]
 
Носсел известна тем, что она создала выражение «умная сила», которое она определила как осознание того, что «продвижению интересов США способствует привлечение других игроков на свою сторону для воплощения целей Соединённых Штатов, путём создания союзов, международных институтов, осторожной дипломатии и силы идеалов». И хотя такое определение может показаться безобидным, «умная сила» кажется улучшенной версией того, что Джозеф Най называл «мягкой силой», которую он определял как «способность достигать желаемых целей путём привлечения, а не с помощью кнута и пряника, денежных средств либо принуждения».[15] Возможным примером такой «умной силы» может являться война в Ливии, где Соединённые Штаты использовали ООН, чтобы получить разрешение на проведение «гуманитарного вторжения».
 
Между тем, ещё до того как Носсел назначили на должность в Амнистии, эта организация невольно способствовала информационной войне против Сирии. 1 сентября 2011 года в интервью программе Democracy Now Нил Сэммондс, исследователь и один из авторов доклада Амнистии «Смертельный арест: смерти в тюрьме во время народного протеста в Сирии», говорил о том, каким образом осуществлялось исследование для подготовки отчёта. Он заявил: Я не был в Сирии; Международной Амнистии не разрешили находиться в стране во время этих событий, хотя мы просили об этом. Потому исследование для отчёта велось преимущественно из Лондона, ещё часть работы была сделана в соседних странах и за счёт коммуникации с широкой сетью  из знакомых и родственников семей, ну, и с помощью других методов. [16]
 
Возможно ли написать отчёт, обладающий хоть каким-то авторитетом, если вся информация получена от третьих лиц, которые могут судить о проблеме предвзято или стараются исказить повестку дня? Возможно ли написать отчёт, обращаясь к источникам, чью информацию невозможно перепроверить? Такой подход очень напоминает информационную войну против Каддафи, когда в передовых СМИ публиковалась информация о том, что он устраивал бомбардировки собственного народа, давал Виагру своим солдатам, чтобы они насиловали женщин, - в то время как ни один из этих фактов не подлежал проверке. 
 
Хотя неправительственные организации, возможно, могут служить на пользу обществу в широком понимании, никогда не стоит упускать из внимания то, откуда они возникли, кто несёт за них ответственность, а также откуда они получают своё финансирование, поскольку суть неправительственных организаций меняется, они всё чаще становятся частью имперской машины доминирования и эксплуатации. Неправительственные организации стремительно становятся имперскими миссионерами. 
 
Примечания
[4] William Blum, Rogue State: A Guide to the World’s Only Superpower, 3rd ed. (Monroe, ME: Common Courage Press, 2005) pg 239
[5] Ibid, pg 239
[6] 22 C.F.R. Part 67—Organization of the National Endowment for Democracy, Title 22: Foreign Relations, http://law.justia.com/cfr/title22/22-1.0.1.7.42.html
[7] Blum, pg 240
[9] President Bush Addresses Freedom House in Washington, CNN, March 29, 2006, http://transcripts.cnn.com/TRANSCRIPTS/0603/29/se.01.html
[11] Remarks by Andrew S. Natsios, Administrator, USAID, May 21, 2003, http://www.usaid.gov/press/speeches/2003/sp030521.html
[12] Ibid
[13] Ron Nixon, “U.S. Groups Helped Nurture Arab Uprisings,” New York Times, April 14, 2011,  http://www.nytimes.com/2011/04/15/world/15aid.html?pagewanted=all
[15] Joseph Nye, “Barack Obama and Soft Power,” Huffington Post, June 12, 2008, http://www.huffingtonpost.com/joseph-nye/barack-obama-and-soft-pow_b_106...
[16] “Amnesty International Decries Assad Regime’s ‘Brutal’ Crackdown on Syrian Protestors,” DemocracyNow.org, September 1, 2011, http://www.democracynow.org/2011/9/1/amnesty_international_decries_assad...