Многополярность, полицентричность, плюриверсальность

10.11.2020
Савин Л.В. Ordo Pluriversalis. Возрождение многополярного мироустройства. – М.: ИД «Кислород». 2020. – 592 с.
 
Рецензия на книгу.
 
Формирующийся мировой порядок, который идет на смену почти тридцатилетнему периоду после холодной войны, несет с собой новые возможности, а также подчас и не менее серьезные угрозы. В этих условиях для России чрезвычайно важно найти свой путь развития, ведущий к процветанию страны и гармонизации мировой политической системы.
 
В то же время Соединенные Штаты на правах «глобального лидера» пытаются ухватиться за возможность сохранения однополярного мира. В крайнем случае, американцы, по всей видимости, будут готовы поддерживать мировой порядок, приобретающий черты «условно биполярного» – с США и Китаем в роли глобальных центров силы, а также региональных сил – Евросоюз, Индия, Япония и Россия, которые способны оказывать влияние в отдельных областях. В такой ситуации, как кажется американским экспертам, Вашингтону будет более комфортно с точки зрения имеющегося у него опыта победителя в холодной войне. В любом случае Соединенные Штаты намерены бороться за свое лидерство на мировой арене, а значит формирование многополярной системы международных отношений процесс непростой и небезусловный, отягощенный множеством, требующих детального учета, факторов. 
 
В связи с этим появление книги Л. Савина очень востребовано и своевременно. Конечно, история не повторяется дважды. Мир объективно и основательно меняется, и вряд ли возможны прямые заимствования из прошлого. Однако в условиях формирования новой системы международных отношений чрезвычайно важным представляется знание и понимание идей, этапов, движущих сил и принципов, лежащих в основе построения мирового порядка на протяжении человеческой истории. Пониманию у читателя этой сложной картины мира как раз и будет способствовать прочтение данной книги.
 
В этой фундаментальной работе не только теоретики, но и практики, ответственные за выработку решений в области государственной политики, найдут для себя много интересного и полезного. С присущим автору системным подходом к исследуемой проблеме в монографии дается глубокий анализ концепции многополярности с детальным разбором особенностей к ее пониманию и институциализации в разных странах с привязкой к нынешним реалиям.
 
В связи с этим Савин уделяет большое внимание оценке текущего кризиса неолиберализма и глобалистских проектов, нацеленных на построение мирового порядка по западным шаблонам. Автор справедливо отмечает, что нынешний мировой кризис связан не только с углублением экономических и политических проблем, но прежде всего, с идеологическим упадком и потерей идентичности [Савин 2020:15].
 
Монография разделена на тринадцать глав, в которых в логической взаимосвязи раскрываются теоретические основы и практические подходы к развитию государства и его позиционированию на мировой арене.
 
Первая глава «Крах однополярности и кризис мировой политики» [Савин 2020:14-57] посвящена текущему кризису либерализма с критическим анализом концепции однополярности. Во второй главе «Многополярность в контексте“международных стандартов”» [Савин 2020: 58-101] рассмотрена теория полюсов и баланса сил в международной системе. Дается теоретическое обоснование переходу от однополярности к многополярности, а также проанализированы попытки Запада повлиять на этот процесс за счет создания рамок многостороннего подхода и выработки новой глобальной модели развития.
 
Третья глава «Не-Западный подход к многополярности» [Савин 2020:102-147] описывает представления о многополярности и подходы к международному взаимодействию основных центров силы, включая Россию, Китай, Индию, Иран, а также страны Латинской Америки. Четвертая глава «Полицентричность и плюриверсальность» [Савин 2020:148-175] содержит детальный анализ этих философско-политических понятий с точки зрения геополитики и этнокультурной идентичности.
 
В пятой главе «Деконструкция “Запада”» [Савин 2020:176-220]  автор подробно рассматривает различные западные политические практики и проекты, такие как колониализм, расизм, исключительность и т.п., которые на протяжении истории служили оправданием достижения мирового господства и территориально-политических экспансий.
 
Шестая глава «Право и справедливость » [Савин 2020:221-252]  посвящена актуальной проблеме международного права в условиях складывающегося миропорядка. Парадокс нынешней ситуации заключается в том, что после окончания холодной войны автоматической перестройки работы международных организаций и действия международного права под интересы США как единственной сверхдержавы не произошло. Отсюда проистекает противоречие в американских подходах к международным организациям и праву. С одной стороны, Вашингтон кровно заинтересован в сохранении сложившейся институциональной и нормативной системы, защищающей интересы Запада. А с другой – пытается ее сломать, чтобы перестроить под решение, прежде всего, своих национальных задач. Кроме того, в этой главе автор знакомит читателя с неевропейскими взглядами на роль и смысл «идеального государства», противопоставляя евразийскую эйдократию западной ноократии.
 
В седьмой главе «Безопасность и суверенитет» [Савин 2020:253-294] автор рассматривает ключевые понятия, определяющие современный баланс сил на международной арене. Следует отметить, что остро переживаемый сейчас кризис трансатлантических отношений во многом связан с политикой нынешней американской администрации Д. Трампа, которая использует гарантии в области безопасности для навязывания своей воли европейским странам – членам НАТО. При этом очевидно, что союзники воспринимаются Вашингтоном как государства с ограниченным суверенитетом. В связи с этим большой интерес представляет приводящийся в книге анализ трансформации понятия суверенитета, его различных трактовок и применения в области международных отношений.
 
В восьмой главе «Экономика и религия» [Савин 2020:295-328] автор исследует взаимосвязь между религией и экономикой. При этом, рассматривая различные экономические практики, которые коренным образом отличаются от современной либерально-капиталистической экономической системы, Савин говорит о возможности формирования финансово-экономической многополярности и выходу из под глобального контроля США в сфере мировой торговли и финансов [Савин 2020: 328].
 
В девятой главе «Власть и государство» [Савин 2020: 329-370] автор исследует вопросы, связанные со становлением властных структур и появлением государственности. Для подтверждения своего тезиса о том, что государственное устройство не всегда носит универсальный характер и обусловлено национальной спецификой и рядом других факторов, Савин более детально рассматривает примеры формирования государственности в США, России и Иране.
 
В десятой главе «Этносы, народы, нации» [Савин 2020: 371-410] автором рассматриваются теории этноса, нации и национализма, включая неевропейские версии. Указаны их взаимосвязи, различные взгляды на данные вопросы, в том числе противоречивый характер термина «нация», когда он применяется в контексте отличном от западных учений.
 
Одиннадцатая глава «Стратегические культуры и цивилизации» [Савин 2020: 411-459] посвящена довольно широкому понятию цивилизации и ее интерпретаций в различных мировых научных школах. Кроме того, автор рассматривает популярную сейчас концепцию стратегической культуры, предлагая ее расширенное толкование и проводя параллели с идентичностью.
 
В двенадцатой главе «Формируя альтернативы» [Савин 2020: 460-499] Савин описывает и критически оценивает различные альтернативные теории международных отношений. Представляет интерес представленная им теория устойчивой политики на основе целостного консервативного мышления. По мнению Савина, прежде чем говорить «о программах устойчивого развития и устойчивой экономики, сначала нужно создать базу для формирования устойчивой политики, а это возможно только при надлежащем обращении к консервативному мышлению и, соответственно, традиционным укладам и метафизическим практикам» [Савин 2020: 488]. Поэтому, на взгляд автора, основной вопрос состоит в том, «как правильно институциализировать соответствующие политические механизмы в разных обществах, чтобы через консенсусное согласие по ряду актуальных вопросов прийти к действительно устойчивой политике» [Савин 2020: 491].
 
В тринадцатой главе «Многополярный праксис» [Савин 2020: 499-536]  содержится описание практического опыта создания многополярного мира. При этом особую ценность представляет анализ автором научных и экспертно-аналитических методик (таких как система систем, неофункционализм, комплексные адаптивные системы, реляционизм, мультиплексность, полилог, систаза и синерезис), которые могут быть применимы для описания и исследования нового типа мироустройства. 
 
Следует отметить, что несмотря на ограниченные рамки одной книги, автору удалось с энциклопедической широтой описать теории и практические подходы к формированию мирового порядка. Идеи, заложенные в этом труде, безусловно, заслуживают пристального внимания в плане их возможного применения в российской политике по отстаиванию многополюсного подхода в строительстве будущей системы международных отношений.  
 
Единственное, за что, пожалуй, можно покритиковать автора, так это за не слишком детальное рассмотрение им влияния новых прорывных технологий на складывающийся мировой порядок. В то же время США, следуя традиционному для себя «технократическому подходу», пытаются переформатировать мир в собственных интересах, делая ставку на широкое применение информационно-коммуникационных средств и новых технологий (таких как искусственный интеллект, новые источники энергии и материалы, управление большими данными и т.п.). Однако, рассмотрению этих факторов в контексте многополярности, по всей видимости, будет уделено гораздо больше внимания в новых трудах автора.
 
Библиографический список
 
Савин Л.В. (2020). Ordo Pluriversalis. Возрождение многополярного мироустройства. – М.: ИД «Кислород». 2020. – 592 с.
 
References
 
Savin L.V. The Restoration of the Multipolar World Order. Moscow, Kislorod Publishing House, 2020. - 592 p.
 
Опубликовано в журнале Вестник РУДН. Международные отношения. Выпуск: Том 20, № 3 (2020): Внешняя политика России в XXI веке в оценках российских и зарубежных экспертов. Страницы: 645-647.