Международная конференция «Сердце Азии»: разворот на Азию
Шестая министерская конференция Сердце Азии (СА) состоялась в индийском Амритсаре в начале декабря 2016 г. Заявленными анонсировались две цели - содействие стабильности, миру, процветанию Афганистана и его дальнейшее торгово-экономическое подключение с государствами Азии.
В 2011 г. на первой конференции в Стамбуле возлагались надежды на региональные страны и их влияние положить конец внутриафганскому конфликту. По прошествии пяти лет, в 2016 г. страны региона СА (Азербайджан, Афганистан, Индия, Иран, Казахстан, Киргизия, Китай, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан,, Россия, Королевство Саудовская Аравия, Таджикистан, Туркменистан, Турция), 12 международных организаций и 20 иностранных государств не только не продвинулись к заданной цели, но и подтвердили обратное:
- неспособность найти политическое урегулирование гражданской войны в Афганистане,
- подъем уровня насилия в стране,
- дезинтеграция региона, вызванная эскалацией напряженности двух уровней между Афганистаном/ Пакистаном и Индией/ Пакистаном.
Несостоятельность политик бывшего руководства Афганистана и нынешней администрации во главе с президентом Ашрафом Гани начать диалог с вооруженной оппозицией убеждает страны региона активнее содействовать инициативе переговорного процесса.
Страны региона подтверждают, что отсутствие стабильности и подрыв режима безопасности в Афганистане тормозит:
- инфраструктурное (в первую очередь транспортное) подключение Кабула со странами Южной и Центральной Азии в целях активизации торговли;
- дальнейшее развитие экономической интеграции на Азиатском континенте во второй декаде ХХI века.
Участники конференции «Сердце Азии» рассмотрели сложную матрицу безопасности в Афганистане после вывода основной части коалиционных войск США/НАТО в декабре 2014 г. Приветствуя предположение о передаче полной ответственности за безопасность афганским национальным силам безопасности и подчеркивая их роль в борьбе с терроризмом и экстремизмом в стране, они одновременно выразили обеспокоенность серьезностью положения в области безопасности в 2016 г.
В настоящее время Афганистан сталкивается с несколькими вызовами. Первым и основным является возрождение активности талибов, приток в страну других террористических организаций, таких как Исламское государство (запрещена в России) и ее филиалов, сеть Хаккани, Аль-Каида, Исламское движение Узбекистана, Исламское движение Восточного Туркестана, Лашкар-и-Тойба, Джайш-и-Мохаммад, Движение Талибан Пакистана, Джамаат-уль-Ахрар, Джандулла и другие иностранные террористические группировки. Афганские национальные силы обороны и безопасности оказались бессильны перед натиском террора.
Подтверждая, что угроза радикализма и экстремизма в Афганистане представляет наибольшую угрозу для мира, стабильности и сотрудничества в стране и регионе, участники СА потребовали немедленного прекращения всех форм поддержки террористов, оказания им финансовой, тактической и материально-технической поддержки, ликвидации мест укрытия террористов на территории стран-членов конференции Сердце Азии, а также призвали и далее оказывать помощь пострадавшему от войны народу в его переходный период.
Вторым вызовом безопасности в Афганистане СА признала увеличение объемов производства и выращивания опиума, незаконного оборота наркотиков. Это представляет угрозу для социально-экономического развития, безопасности и стабильности как для Афганистана, так и для региона.
Третьим вызовом безопасности в Афганистане СА признал «внезапный» приток афганских беженцев, возвращение их на историческую родину из Пакистана и частично из Ирана. Поток обусловлен несколькими причинами. Общественность региона обеспокоена процессами их репатриации и устойчивой реинтеграции в афганское общество. Подчеркивается важность оказания щедрой поддержки и адресной помощи афганским беженцам, репатриантам и принимающим странам региона с акцентом на молодежь, доступность образования и средств к существованию.
Ответы на основные вызовы требуют политической воли и мощных финансовых вливаний региональных держав и властей Кабула.
Мирное соглашение правительства национального единства с политической партией Хизб-и-Ислами под руководством Хекматияра (лидера группировки моджахедов в 80-х годах ХХ века), участники СА расценили как положительный пример для всех афганских талибов и других группировок. В то же время провалы властей Афганистана в прошлом вступить в прямой диалог с Движением Талибан Афганистана (ДТА), основной вооруженной оппозицией, очевидны. Отсутствие консенсуса между политическими/ военными антагонистами препятствует нормализации обстановки в стране и одновременно содержит потенциал грядущего военного конфликта.
Последние три с половиной десятилетия политической и вооруженной борьбы в Афганистане вывели конфликт на уровень нелинейного уравнения, т.е. предусматривающего множество решений, в которых заинтересовано много вовлеченных сторон, и каждая отстаивает свои национальные интересы. Внутриафганские вызовы последних лет - возрождение активности талибов, увеличение объемов производства/незаконного оборота наркотиков и приток афганских беженцев лишь усугубляют обстановку в регионе в целом. Все это тормозит дальнейшее развитие региональных связей и экономическую интеграцию стран «Сердца Азии».
Географическое положение Афганистана является естественным сухопутным мостом для движения товаров и услуг в регионе с севера на юг, с запада на восток и в обратном направлении. Делая акцент на мощный транзитный потенциал Афганистана, страны СА в то же время подчеркнули медленную реализацию малого числа инфраструктурных объектов в регионе: проекта газопровода ТАПИ (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия) и завершение первого этапа Азиатского международного железнодорожного коридора между Имамназар (Туркменистан, и Aгина (Афганистан), транспортной ветки, связывающей Туркменистан, Афганистан и Таджикистан (TAT). Транспортные магистрали, связывающие Афганистан с государствами Центральной и Западной Азии ставят целью обеспечение максимальной скорости передвижения товаров.
Долгие годы регион ожидает строительство многонационального энергетического коридора CASA-1000 и/ или на его базе расширенный вариант линии электропередач ТУТАП (Туркменистан-Узбекистан- Таджикистан-Афганистан-Пакистан).
В 2015-2016 гг. инициированы новые региональные инфраструктурные проекты, такие как Железная дорога пяти народов (Китай, Киргизстан, Таджикистан, Афганистан и Иран – март 2015 г.) и, так называемое Соглашение Чабахар (Индия инвестирует в иранский порт), которое страны рассматривают в качестве основного экономического и стратегического коридора, связывающего Афганистан, Иран и Индию с центрально-азиатских рынками.
Все проекты приветствовались странами СА наряду с подписанием Меморандумов о взаимопонимании: Совместное строительство экономического пояса Шелкового пути и Морской шелковый путь 21-го века между Китаем и Афганистаном с одной стороны, и трехстороннее транспортное соглашение о транзите, соединяющее Афганистан, Иран и Индию. Их цель - расширенный и гарантированный доступ к морским водам Афганистана для дальнейшего его выхода на крупнейшие рынки региона.
В последнее время оживилась работа в рамках проекта Лазуритный коридор, основная функция которого - транспортное соединение Афганистана, Туркменистан, Азербайджан, Грузия, Турция, Пакистан (присоединился в ноябре 2016 г.) . Ставит целью - снижение барьеров для транзита и торговли.
Каждый регион мира позавидует такому большому количеству проектов, которые анонсированы и/или находятся в стадии прогресса на Азиатском континенте, географической сердцевиной которых является территория Афганистана. Но пристальное внимание ко всему энергетическому и транспортному разнообразию стран «Сердце Азии» лишь подтверждает тезис о глубокой разобщенности региона. Водораздел непонимания и враждебности проходит между Афганистаном/Индией и Пакистаном. Исламабад в силу разных причин продолжает отстаивать «меридианный» вариант транспортных коридоров (Север-Юг), как например, Китайско-пакистанский экономический коридор. В то же время он с неохотой рассматривает предложения Индии, Афганистана, Ирана, стран Южной Азии о «параллельных» (Восток-Запад) маршрутах торгово-экономических проектов. Военно-политическое противостояние Афганистана, Индии, Пакистана тормозит процесс интеграции стран Западной, Центральной и Южной Азии в единый торгово-промышленный рынок.