Квазирелигия финансовой системы. Исторические истоки

30.11.2016

Мартин Лютер был прав, отвернувшись от погрязшего в грехах Рима. Однако, убрав подавляющую часть Таинств, он лишил людей возможности приобщения к полноценному общему деланию в рамках церкви, Это создало тот духовный вакуум, в который впоследствии засосало пол-Европы в 16–18 века (США изначально были детищем этого нового взгляда на вещи), а через вовлечение в глобальный капитализм (после развала СССР) и весь мир.

Речь вот о чем. Реформы Лютера имеют 2 стороны. Первая из них – политическая. Отрицание верховенства Папы Римского по факту означало отказ от уплаты налогов в его казну и, соответственно, усиление собственной власти северогерманских княжеств. Вторая – духовная. Утверждение собственной инаковости всегда происходит через отрицание предыдущего опыта, и здесь протестантизм (лютеранство) даже сблизился с Православием. Так, их общими пунктами считаются порицание индульгенции, монополии монастырей на винокурение и прочие мелкие радости средневекового католицизма. Однако сделав ставку на индивидуально-личное спасение, протестанты лишили себя и общего делания в Святых Таинствах, совместно переживаемых верующими.

Коллективное делание в рамках праздников (а раньше все крупные праздники были церковными) давало человеку ощущение сопричастности к чему-то большему, нежели он сам – к народу, к «организму», который живет волей, ведомой только своей глубинной сердечной логике. Человек знал, что такие же точно обрядовые действия совершает весь его народ – от бедняка до правителя. Такая соборность имеет свою метафизическую глубину, в отличие от «соборности» людей, пришедших повстречать деловых партнеров.

Протестанты, особенно кальвинистского образца (например, английские и американские пуритане), выскочили из «коллективного хоровода» Таинств, «расколдовав» этот мир настолько, чтобы человек-атом мог спокойно делать свои дела. Это привело к развитию мира, основанного на ценностях материального успеха и капитализма, где основным общим делом стало зарабатывание денег, а главным таинством – поклонение Маммоне.

Обряды последнего усложнились в наше время донельзя – банковская система взяла на себя функцию некоторых таинств. Вместо Причастия человек сегодня совершает «таинство» получения заработной платы, как и миллионы «причастившихся», 15 и 30 числа каждого месяца. Ну а если ты не смог вовремя отдать кредит, то тебе позвонят по телефону, и ты будешь вынужден исповедаться незнакомому человеку, рассказав какие у тебя проблемы, и почему у тебя так мало денег.

Немецкий социолог Макс Вебер подробно разбирал вопрос, как именно семя ссудного процента расцвело в мировоззрении западного человека – европейца или американца, освободившегося от «пережитков прошлого». Человека, ставшего на такой путь, где Бог любит тебя в прямой пропорции к заработанным тобою деньгам. Ничего не заработал? За что тебя любить? Зато прозрачно и понятно.

Западный путь от соборности до индивидуального счастья атома вне зависимости от состояния целого, имеет ряд этапов. Формально он начался в 11 веке с отделения Рима от единой Православной Христианской Церкви. Однако, думается, что именно отказ от большинства Таинств являет собой один из ключевых моментов, бесповоротно обративших Западную Европу и её детище США, которое сегодня поработило отца («яблоко от яблони»), в механистического бездушного Левиафана.

В чем по-прежнему сохраняется сила Русской Православной Церкви? Именно в ее соборности! Важно отметить такой духовный аспект истинной соборности – ощущение одной идеи, цельной, без лукавых сущностных интерпретаций. Совместно продуманная идея заряжается силой намерения каждого из участников действа. Под такими идеями можно понимать и наши молитвы. Представьте, какой силой налиты молитвы, идущие от Христа до наших дней! Об этом вам промолчит с иконы лик каждого русского святого...