Крестьянская Автаркия - Путь к Восстановлению Идентичности
Основная проблема современного российского социума скрыта не в социальных или экономических причинах, она скрыта именно в кризисе идентичности. Проблема эта достаточно стара, кризис идентичности возник вначале у наших элит, особенно остро после реформ Петра I. Постепенно этот кризис переметнулся и на другие слои нашего общества - сначала на так называемую “интеллигенцию”, а далее на широкие народные массы, теряющие, впрочем, статус народа и приобретающие статус толпы. Охлократия является по сути политическим кошмаром для любой цивилизации, однако именно таковой и стала наша политическая практика в 90-ые годы. Олигархат вверху и разобщенные, лишенные идентичности, травмированные массы внизу.
Такая травмированность элит и масс мешала народу проявить свой субъектный статус. Субъектность народа - именно народа, а не масс - это и есть историческая константа, движущая Россию. Речь идет не о демократическом “народоправстве” и не о либеральном праве индивида, речь в контексте исторического бытия России идет именно об аутентичном экзистировании народа. Важна не совокупная воля индивидов, важен именно дух народа. Тут стоит оговорить тот факт, что Россия, будучи имперским народом, никогда не являлась национальным государством, но всегда была цветущей сложностью этносов и культур Евразии. И, безусловно, идентичность и субъектность каждого народа важна для русского государства, без этого существование империи в том виде, в котором она нужна нам, невозможно. Однако, именно русский народ является центральной силой Евразийской государственности, и именно его идентичность подорвана наиболее сильно на протяжении прошлого века.
Каковы же пути выхода народа как субъекта из кризиса? Как вернуть народ к аутентичному экзистированию? Во-первых, элиты государства Российского должны серьезным образом понять и осмыслить идентичность народов России-Евразии и, в первую очередь, Русского народа, под этим мы подразумеваем не только совершенное понимание русской истории, но и понимание русской философии, культуры, геополитики итд.
Элиты, не ставящие такой проблематики, не являются компетентными в качестве управленцев. Во-вторых, с культурным и экономическим «чужебесием» должно быть радикально покончено. Никакие западные «рецепты» для России не пригодны. В этом мы можем убедиться на примере собственной истории. И культура, и экономика должны быть поставлены на службу идентичности, не противоречить этическим нормам традиционных конфессий. Естественно, социальный строй государства не может быть капиталистическим, а культура и образование должны развивать понимание самобытности и причастности народа к его истории.
Но главное, необходимо возрождение быта, характерного для русского народа.Это возможно лишь при развитии так называемой крестьянской автаркии. Аутентичное бытие народов Евразии невозможно возродить в западнизированных мегаполисах. Отсюда следует – если мы хотим сохранить идентичность, возродить ее, необходимо сначала возродить село. Для этого государство должно сделать развитие сельской местности приоритетным направлением. Необходимы программы по развитию инфраструктуры, медицины, образования, охраны порядка.Село должно перестать быть символом экономической и культурной отсталости. Социальная сфера государства должна сконцентрироваться именно на развитии социально привлекательной атмосферы на селе. Учитывая, что и сейчас есть множество примеров людей, уехавших из города в сельскую местность и живущих полноценной жизнью, то при интенсивном развитии села процесс станет массовым.
Есть тут, однако, и одна дилемма – технологическая сторона вопроса. Техника и технологизм могут мешать традиционной идентичности.Об этом предупреждали, например, Паисий Святогорец, Константин Леонтьев, Мартин Хайдеггер. Но умеренное насыщение села технологическими новшествами в сочетании с возвращением к ценностям традиционных конфессий будет в любом случае более положительным бытием, нежели скученность в мегаполисах, отравленных западнизацией. В селе вполне может быть проведена «евразийская Сеть». Эта сеть должна постепенно заменить американоцентричный Интернет, который одним своим существованием является угрозой геополитической безопасности России. Эта сеть должна быть суверенной от Запада и не пересекаться с западным Интернетом. Наилучшим вариантом регистрации могла бы быть привязка логина к паспорту. Таким образом, а также наличием здравой цензуры Сеть превратилась бы из орудия врага в удобный инструмент коммуникации, по которому, в том числе, вполне возможно выполнять многие виды работ в удаленном доступе. Современные технологии позволяют автоматизировать развертывание хозяйства в сельской местности и сократить в известном смысле многие климатические риски. Например, в Китае уже появилась технология, схожая с 3д-печать, позволяющая «напечатать» дома и инфраструктурные объекты.
Экономическая сторона вопроса требует интегрированности этих хозяйств в торговую систему страны. Сторонники либеральной экономики, конечно, будут говорить о неэффективности такого хозяйства, но это лишь потому, что они на стороне либерального глобализма. Акторами глобализма в первую очередь являются западные транснациональные корпорации, цель которых – порабощение всех людей планеты в качестве потребителей своей продукции и параллельное сокращение населения Земли. Однако развитие крестьянской автаркии существенно облегчило бы вопросы продовольственной безопасности страны, интегрируя каждого человека в экономическую систему государства не в качестве потребителя, а в качестве производителя товара.
Очень важно уйти от материалистической точки зрения, что субъектом экономики является товар и прийти к пониманию того, что субъект – это человек. Об этом подробно пишет Валентин Катасонов. В вопросах идеологии и патриотизма, конечно, такой подход к народу даст свои плоды очень быстро. Человек, работая на земле, живя в своем доме и не являясь частью транснациональной корпорации будет большим государственником и патриотом, чем хипстер из офиса. Если же в школах преподавать политинформацию и проводить военную подготовку, то рост патриотического сознания будет колоссальным. Но всё это опять же будет малоэффективно без возвращения к традиционным конфессиям России-Евразии. Такое возвращение не должно быть навязанным, но все преграды к нем должны быть устранены. Государство должно самым серьезным образом подойти к восстановлению разрушенных храмов и других культовых построек и других традиционных конфессий. Там, где нечего восстанавливать, должно быть построено новое. Программы по поддержке традиционных ценностей должны быть и в СМИ, и в образовании. Конечно, реализация этих мер требует тотальной перестройки экономико-хозяйственного бытия России. Возвращение от западного типа хозяйствования к тому, который был характерен, например, для Московской Руси – но с некоторыми технологическими поправками. Как нам представляется, это единственный метод восстановления идентичности народа, а ее восстановление является геополитической и демографической императивой.