Китайский Цифровой Шелковый Путь после коронавируса
Всего несколько месяцев назад технологические амбиции Китая оказались под угрозой со стороны Covid-19, вирус бушевал в центре страны, приводя ее экономику в тупик и разрушая глобальные цепочки поставок. Но пандемия уже предоставляет новые возможности для роста Китая как технологической державы и глобального поставщика цифровой инфраструктуры. Действительно, в ближайшие месяцы и годы Цифровой Шелковый путь Китая будет только ускоряться и расширяться.
Это возвращение начинается у себя дома, где Китай уже удваивает темпы внутреннего расширения 5G. В июне прошлого года Пекин выдал лицензии на эксплуатацию своим гигантским государственным операторам связи, а в ноябре эти компании - China Mobile, China Unicom и China Telecom - начали развертывание функциональной (если она ограничена) сети 5G в городах по всей стране. А затем появился коронавирус. Это не только привело к остановке китайской экономики почти на два месяца, но и нанесло удар по продолжающемуся развертыванию 5G сетей в стране.
Но даже когда Китай боролся за сдерживание распространения COVID-19, Коммунистическая партия Китая (КПК) продолжала призывать к расширению инвестиций в 5G. 21 февраля, когда большая часть страны была заблокирована, Политбюро КПК объявило о том, что расширение 5G имеет решающее значение для восстановления экономики. 4 марта Постоянный комитет Политбюро - вершина политической власти в Китае - призвал "ускорить строительство новых объектов инфраструктуры, таких как сети 5G и центры обработки данных".
Столкнувшись, пожалуй, с самым большим экономическим и политическим кризисом своей администрации, Си Цзиньпин все же нашел время лично поднять вопрос о 5G. Во время инспекционной поездки в провинцию Чжэцзян в начале этого месяца он заявил: "Мы должны воспользоваться возможностями, предоставляемыми индустриальной дигитализацией и цифровой индустриализацией, ускорить строительство новых инфраструктур, таких как сети 5G и центры обработки данных, а также активизировать планировку стратегических развивающихся отраслей и будущих индустрий, таких как цифровая экономика, жизнь и здоровье, новые материалы".
Крупнейшие государственные предприятия Китая (ГП) ответили на этот призыв. Председатель China Mobile Ян Цзе (Yang Jie) назвал усилия компании в области 5G "важной политической задачей", и к концу года государственный гигант планирует построить 300 000 базовых станций 5G.
Вместе с China Telecom и China Unicom три SOE планируют построить 550 000 базовых станций только в этом году, при этом покрытие расширится до 300 городов по сравнению с 50 городами в 2019 году. Ранее в этом месяце три компании объявили о планах построить службу сообщений 5G, которая будет конкурировать с другими внутренними платформами социальных сообщений, в том числе с дико популярным WeChat, которым управляет Tencent Holdings.
Хотя эти инвестиции публично представляются как часть плана восстановления экономики Китая, как недавно заключило Fitch Ratings, практическое воздействие таких 5G инвестиций на экономику Китая в ближайшем будущем, скорее всего, будет ограниченным, так как в 2020 году на них будет приходиться около 5 процентов от общего числа запланированных инфраструктурных проектов. Согласно китайскому государственному новостному агентству "Синьхуа", три крупные телекоммуникационные компании, а также China Tower (государственная компания, специализирующаяся на строительстве башен связи) планируют потратить всего лишь 27,8 миллиардов долларов на 5G в 2020 году, что будет мало что делать для стимулирования экономики в размере 14 триллионов долларов.
Но подталкивание к 5G - это не только вопрос экономики. Он находится в центре геополитической борьбы с Соединенными Штатами за контроль над глобальными технологиями, которые находятся на высоте. Это, конечно, объясняет, почему КПК продолжала продвигать 5G даже в глубине кризиса COVID-19.
И по мере того, как экономика страны начинает медленно и неравномерно вырываться из анабиоза, толчок к расширению 5G будет продолжаться не только в Китае, но и, что еще более важно, в рамках многих активно развивающихся глобальных инфраструктурных программ Пекина, включая инициативу «Один пояс, один путь» (Belt and Road Initiative, BRI) и сопутствующую ей инициативу "Цифровой шелковый путь". Ведущую роль в этом процессе будет играть китайская "национальная команда" телекоммуникационных гигантов SOE, а также такие государственные компании, как Huawei и Inspur.
Некоторые из этих факторов способствуют продвижению ведущих китайских технологических компаний в рамках проекта «Один пояс, один путь» и вглубь развивающихся экономик. Для начала, проекты цифровой инфраструктуры остаются осуществимыми в условиях, когда ресурсы еще более ограничены. Деньги приходя с развивающихся рынков, и почти половина стран мира рассматривают возможность получения финансовой помощи от МВФ. По сравнению с массовыми транспортными и энергетическими проектами, которые доминировали в первые годы существования «Одного пояса, одного пути», проекты в области информационно-коммуникационных технологий, как правило, дешевле, проще в реализации и легче поддаются монетизации.
Эти атрибуты делают их менее рискованными и более привлекательными для инвесторов.
Рассмотрим Китайско-Пакистанский экономический коридор (CPEC), который китайские официальные лица называют флагманом BRI. С момента объявления CPEC пять лет назад, более 60 процентов ее проектов были связаны с транспортом и энергетикой, и многие из них были заблокированы с задержками. В то время как предлагаемое трубопроводное и железнодорожное сообщение между Китаем и Пакистаном по-прежнему остается трубопроводным, Huawei смог проложить волоконно-оптический кабель через свою границу и вглубь территории Пакистана менее чем за два года. Прокладка трубопровода протяженностью 820 километров обошлась всего лишь в 44 млн. долл. США дешевле, чем строительство всего четырех километров железной дороги в Пакистане. Учитывая растущий долг Пакистана, на втором этапе CPEC, как и в будущем BRI, больший упор будет сделан на более дешёвые, но высокотехнологичные проекты.
Менее заметная природа цифровой инфраструктуры также легче вписывается в геополитическую среду, с которой столкнутся китайские фирмы по мере ослабления кризиса COVID-19. До кризиса подход Китая к реализации крупных проектов в зарубежных странах, который в значительной степени зависел от его собственных компаний и работников, вызывал недовольство среди местного населения. В последние годы китайские рабочие среди подвергались нападениям в Бангладеш, Казахстане и Кении, среди других остановок на пути BRI. Учитывая источник вспышки, китайские рабочие чаще сталкиваются с дискриминацией за рубежом. Цифровые инфраструктурные проекты, как правило, менее заметны и менее воздействуют негативно на местное население, чем крупные транспортные и энергетические проекты.
Китайские технологические компании также видят возможность предложить свою продукцию в рамках реагирования на нынешнюю вспышку и предотвращения будущих пандемий. Компании Hikvision, Dahua и другие ведущие компании по наблюдению внедрили системы тепловидения для обнаружения лихорадки. Alipay и Tencent разработали приложения для здоровья, которые генерируют QR-коды, указывающие на состояние здоровья пользователя. Естественно, что эти компании стремятся продавать эти продукты за границей. Alibaba уже предлагает свои облачные сервисы для моделирования региональных вспышек заболеваний и подключения специалистов в области здравоохранения. Эти предложения не являются уникальными для китайских компаний, но они часто поставляются с меньшим количеством средств защиты частной жизни, чем их западные коллеги.
Развивающиеся и развивающиеся рынки, скорее всего, останутся более расположены в отношении китайских компаний. Хотя компания Huawei не была полностью запрещена в Великобритании и Германии и продолжает обслуживать другие европейские рынки, ее мечты о беспрепятственном доступе к передовым экономикам явно разбились. Развивающиеся и развивающиеся рынки имеют меньше доступных альтернатив, а коронавирус лишь подчеркнул важность цифровой связи. Сообщества, имеющие более широкий доступ к Интернету, смогли лучше адаптироваться, в то время как те, кто имеет ограниченный доступ к Интернету, сталкиваются с более серьезными финансовыми и личными рисками. Почти половина стран мира до сих пор не имеют доступа к Интернету, а китайские фирмы имеют опыт предоставления доступа к Интернету на упускаемых из виду рынках.
Стратегические ставки высоки и растут. Создание, сбор и контроль над огромными массивами данных в цифровой инфраструктуре серьёзно отличает её традиционных видов инфраструктуры. Данные могут обеспечить широкое понимание рынка и улучшить приложения и алгоритмы. Они также могут быть использованы для отслеживания и таргетирования индивидов.
Поскольку цифровая инфраструктура становится все более критичной, детальное знание этих систем и контроль над ними также предоставляет возможности для мониторинга, манипулирования и нарушения информационных потоков. Эти ставки будут только расти по мере того, как все больше датчиков и устройств будут подключаться к Интернету вещей, а цифровая инфраструктура будет проникать все глубже в повседневную жизнь.
Поскольку BRI Китая превращается в путь ускоренного развития для их технологических компаний, Соединенные Штаты не могут позволить себе полагаться только на оборонительные меры. Несмотря на усиленный контроль и даже на то, что мировая экономика замедлилась до ползучести, технологические лидеры Китая позиционируют себя так, чтобы завоевать рынки завтрашнего дня. В большинстве стран мира предупреждения США будут продолжать звучать пусто в отсутствие наступательной стратегии, которая предлагает реальные альтернативы. Одним из многообещающих примеров является утверждение в прошлом месяце американской Международной финансовой корпорацией по развитию подводного кабеля, соединяющего США, Сингапур и Индонезию. Поскольку американские политики взвешивают последующие расходы на стимулирование, им следует рассмотреть возможность инвестирования в собственную сетевую инфраструктуру США, оказывая поддержку американским компаниям, находящимся в авангарде технологии сети открытого радиодоступа (O-RAN), и поддерживая другие стратегические НИОКР для поддержания лидирующего положения США в области технологий на мировом уровне.
Пандемия является мощным напоминанием о том, как национальная мощь и повседневная жизнь переплетены и зависят от понятия «связанности». Мы полностью зависим от данных, проходящих по воздуху, под землей и по дну океана. Но поскольку, инфраструктура, которая делает это возможным, в большинстве случаев остается вне поля зрения, об этом обычно не думают.
Лидерство США в цифровой инфраструктуре также воспринимается как само собой разумеющееся, потому что в историческом плане оно десятилетиями является дефолтом. Но это лидерство больше не гарантировано. Если Вашингтон не будет делать стратегические инвестиции с учетом того, что он может предложить развивающимся странам, то следующая пандемия наступит в мире, который будет взаимосвязан и прослушивается Пекином, через него и для него.