Иное христианство

15.11.2016

Ecclesia semper reformanda Ecclesia semper reformanda

В Европе проходит празднование 500-летия Реформации. Протестантские церкви активно начали рекламные и PR-акции в печати и интернет-сети, в которых подчеркивается, по их мнению, значение учения Мартина Лютера для прогресса современного человечества.

Вот, что встречается, например, на страницах европейской прессы (Newsweek Polska): «Если бы не произошла Реформация, благодаря которой верные получили в руки Библию, то следовало бы ее выдумать. Чем благодарно христианство протестантизму?»

Согласно историческим фактам, 31 октября 1517 года священник Мартин Лютер прибивает на дверь церкви в замке Виттенберг свои знаменитые 95 тезисов. Критики тут же назвали его еретиком и заговорщиком. Лютер в своем протесте против традиций западной церкви и торговли индульгенциями был подобен человеку, который балуется спичками в стогу сена. И действительно: своей критикой он зажег искру, от которой мгновенно вспыхнула вся Европа. И пламя возгорелось не только в переносном смысле.

Европу не один десяток лет сотрясали кровавые религиозные войны между протестантами и католиками.

31 октября текущего года в Европе начали отмечать юбилей 500-летия Реформации. О значимости данного мероприятия свидетельствует тот факт, что в торжествах в лютеранской Швеции принял участие папа римский Франциск.

Попытаемся разобраться подробнее с несколькими тезисами о значимости дела Лютера для современности, которыми сегодня пестрит европейская пресса с подачи протестантских проповедников. Для начала следует пояснить, что основной штаб-квартирой протестантизма сегодня, вот уже не одну сотню лет, является не Европа, а США.

Протестантизм есть определяющая мировоззренческая надстройка современного Запада под руководством стремящихся к гегемонии США.

Актуальность вопроса подтверждается главной темой ХХ Всемирного Русского Народного Собора «Россия и Запад», на котором с программной речью выступил 1 ноября 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Святейший Патриарх говорил о необходимости «попытаться посмотреть на проблему отношений между Россией и Западом с мировоззренческой точки зрения, с исторической точки зрения и с точки зрения духовной».

Итак, тезис первый:

  1. Реформация – ответ на кризис Церкви. Открытие Священного Писания.

В рассуждениях Ярослава Маковского на страницах Newsweek Polska – историка и философа, директора Гражданского Института в Польше – мы читаем, что «на пороге XVI века западное христианство переживало кризис». «Освоившие греческий язык и латынь такие гуманисты, как Эразм Роттердамский, начали читать Священное Писание на языке оригинала и противопоставлять учение Иисуса из Назарета церковным ритуалам и традициям». Философ Маковский пишет, что епископы и некоторые правители безуспешно пытались реформировать церковь, поэтому произошел возврат к истокам, к Писанию.

У многих протестантов взгляд на церковную историю такой: были времена апостольские, и тогда была Церковь апостольская. А затем, якобы уже со II века, появились искажения в учении Церкви. Многие прямо говорят, что Церковь утратила апостольское вероучение из-за того, что привнесла всякие ложные практики и идеи в его чистоту. Могут даже сказать, что «истинная Церковь была уничтожена язычеством». И вот, начиная с XVI века, со времени Реформации, именно они, протестанты, это чистое апостольское учение будто бы вернули.

Посмотрим, соответствует ли Библии эта протестантская идея про исчезнувшую Церковь. Господь Иисус Христос сказал: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18). То есть Господь обещает, что у сил зла не будет победы над Церковью, в том числе и через искажение вероучения. Она всегда останется той же славною Церковью, не имеющею пятна или порока, или чего-либо подобного, но… святой и непорочной (Еф. 5:27), домом Божиим… столпом и утверждением истины (1 Тим. 3:15), какой ее изображают апостолы в Писании. «И, конечно, если мы поверим протестантам, что созданная Христом Церковь осквернилась языческими практиками, потеряла истину и уклонилась в заблуждения, то в таком случае мы объявляем, что врата ада Церковь одолели. И через это мы объявляем Господа Иисуса Христа лжецом, показывая, что Он обещал, но не сдержал Своего обещания», - пишет диакон Георгий Максимов на страницах портала pravoslavie.ru.

Митрополит Московский Платон писал об опасности самочинного мудрования: «Правило от единого Бога. Ибо никто из смертных не может знать, что есть истинное добро и что есть настоящее зло, если сам Бог того не откроет. Он один есть Истина, и Он один знает истину. Человеческие рассуждения слабы, мудрований много, но основательности мало. И чем более люди мудрствуют, тем более себя запутывают и расстраивают».

К сожалению, взор отколовшейся в 1054 г. западной церкви был в XVI веке уже навсегда отвращен от православной церкви, которой не надо было учить язык Писания. Греческий изначально был языком Нового Завета и текстов семидесяти толковников Писания Ветхого Завета, сделавших первый перевод Ветхого Завета на древнегреческий язык, еще в 3-2 вв. до н.э. в Александрии. Видимо, члены западной церкви постирали из своей памяти утверждения догматов первых, истинно Всемирных церковных соборов. Не знают они православного святоотеческого наследия, отцы Православия давно предупреждали: «Необходимо (…) каждому христианину отличать то, что доступно его пониманию, от того, что предоставлено лишь его созерцанию. Ум, ограниченный не может понимать действия ума неограниченного, ума Божия; тщетное усиление к пониманию и объяснению того, что превыше понимания, ведет единственно к заблуждению, к богохульству, к ересям».

Тезис второй:

  1. Послание Лютера и протестантизма демократично и дает свободу.

Утверждается протестантами, что не люди должны служить церкви - но Церковь людям. В 62 тезисе Мартина Лютера указано: «Истинное сокровище Церкви - это пресвятое Евангелие (Благовестие) о славе и благодати Бога». В учении протестантизма каждый верующий имеет право толковать и излагать Слово Божье в меру своего разумения. Благодаря такой свободе каждый доморощенный богослов, прочитавший Святое Евангелие, мог объявить себя пророком и великим толкователем слова Христа и святых апостолов. Отсюда огромное количество протестантских церквей, иначе говоря, сект, с проповедниками-толкователями во главе с беспредельной гордыней вместо сердца.

Классическая теология протестантизма выражена в документе пяти тезисов Реформации Quinque sola («Пять “только”»).

  1. Библия является единственным боговдохновенным и аутентичным словом Господа, единственным источником христианских доктрин, ясным и само интерпретируемым.

  2. Прощение можно получить только верой безотносительно к добрым делам и поступкам.

  3. Спасение приходит только как Божья благодать, как незаслуженная милость и незаслуженный дар от Бога ради Иисуса, но не как что-то заслуженное грешником.

  4. Христос является единственным посредником между Богом и человеком, спасение возможно только через веру в Него.

  5. Человек должен почитать только Бога и поклоняться только Ему, так как спасение даруется только и единственно через Его волю и действия, — не только дар Искупления Иисуса на кресте, но также дар веры в это Искупление, созданной в сердцах верующих Святым Духом.

«Правовой подход в протестантизме выражен более ярко, чем в католицизме. Жертва Христа сняла с человека не только первородный грех, но и все другие грехи, как предшествовавшие, так и будущие».

Христос все делает за человека, достаточно только человеку поверить во Христа как в Спасителя. Не потому, что человек невинен, а потому, что Бог выносит Свое оправдание человеку. Верующему человеку грех не вменяется в грех, можно оставаться в грехе и быть спасенным, потому как оправдан верою. Даже вера во Христа не есть заслуга человека. Лютеране видят веру как нечто пассивно принимаемое человеком, потому как и вера есть «дар Божий». От самого человека ничего уже не зависит. Спасение верующему человеку предопределено.

Ярослав Маковский указывает даже на такую область свободы в понимании протестантов, как сексуальность и сексуальная жизнь, тело женщины и мужчины: «Вчитываясь в Священное Писание, очень быстро обнаружим, что эти явления маргинального характера, о сексуальности человека здесь говорится мало».

Мы сегодня знаем, что это привело к извращению Евангелия - заключению однополых браков в стенах протестантских церквей, появление женщин-епископов.

Тезис третий:

  1. Богатство не только морально, но и предписано.

Первое место в процессе спасения, по мнению протестантизма, занимает успех человека вовне. «Профессия и место, которое занимает человек, являются данными свыше, установлены Богом. Деятельный труд превратился в религиозный долг. Полезность профессии и, следовательно, угодность ее Богу определяются по ее нравственности, важности для общества и… доходности. Человек должен следить за доверенным ему Богом имуществом, получать с него доход. Чем больше имущество, тем выше ответственность сохранить его и продолжать увеличивать во славу Божию».

Новое протестантское осмысление христианства, новое мировоззрение направило человеческую деятельность после Реформации на активное освоение земных ресурсов и развитие наук. Дух Реформации прочно обосновался на новых открытых Колумбом заокеанских землях. «Накопление стало считаться полезным — предпринимателя приравняли к священнослужителю».

Зададимся вопросом, а может, есть в мире

  1. Протестантская угроза?

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на XХ Всемирном русском народном соборе сказал: «Наши внешние межцерковные, межхристианские связи сегодня практически не включают реальный диалог с западным протестантизмом. Это свидетельствуем о том, что появились новые разделительные линии, и не только межконфессионального, но и явно цивилизационного характера».

Образцом протестантского государства сегодня являются скандинавские страны и США с благополучной и богатой экономикой, жестко регулирующие семейную жизнь методами ювенальной юстиции и размахивая флагом толерантности по отношению к ЛГБТ и им подобным сторонникам антихриста. «Дехристианизация Европы и Америки ставит под сомнение общую ценностную основу, имевшую место на протяжении большей части XX века», - говорит Святейший Патриарх Кирилл.

Свободное толкование Священного Писания последователей Лютера перевернуло с ног на голову суть христианского учения о спасении души человека ради жизни вечной. Все внимание развернулось к внешней стороне жизни человека, к его стремлению к материальному благополучию.

Лютер боролся, как он считал, против коммерциализации церкви, отвергая торговлю индульгенциями. В результате его последователи в сотнях сект по всему миру превратились в успешных бизнесменов и бизнеследи, где во главе угла царство «золотого тельца», а не Царство Небесное, не тот камень в основании, на котором Христос основал свою Церковь. Святой Феофан Затворник так писал: «Основанная апостолами Церковь пребывает на земле – это Православная Церковь и здесь Христос. А та, устроенная вчера община, не может быть апостольской, и в ней нет Христа. Если услышишь, что кто-нибудь утверждает: во мне говорит Христос, а между тем он чуждается Церкви, не хочет знать ее пастырей и не освящается Таинствами, — не верь ему: в нем не Христос, а другой дух, присваивающий себе имя Христа, чтобы отвлекать от Христа Господа и от Его Святой Церкви».