Новый порядок Гинтовта-Розанова
«Аполлон как бог всех сил, творящих образами, есть в то же время и бог, вещающий истину, возвещающий грядущее»
Ф. Ницше
Фрагментарность и хаотизм – вот отличительные черты большинства сегодняшних художественных выставок, хеппенингов и перфомансов, проходящих как в западном пространстве, так и в залах российской арт-действительности. По заветам Делеза происходит замещение культуры «космоса-корня» новой пост-культурой «хаосмоса-корнеплода».
Подлинное исключение представляет собой выставка Михаила Розанова и Алексея Гинтовта «Порядок», посвященная космической строгости, красоте, фундаментальной логике плоскостей и божественному покровителю порядка, Аполлону. При определении стиля работ наиболее точно было бы употребить формулу Тимура Новикова «Новый Русский Классицизм», который означает деструкцию уродства современности через возвращению к античному идеалу красоты во всем ее тоталитарном блеске.
Расчерченность и выверенность форм на холстах Гинтовта и прециозная деликатность в композиции кадра Розанова – своего рода казнь повседневности, уничтожающей любые формы вертикали и порядка. Это манифест альтернативного арт-мира, вызов Царству-«Хаодиссее», крестовый поход высокомерной неподвижности против номадической вселенной постмодерна.
Фотограф Михаил Розанов, которого называют «Родченко неоакадемизма», видит проявление логоса Аполлона в порядке храмовой архитектуры древней Греции. Черно-белая строгость и геометрическая точность – вот что сразу же бросается в глаза при взгляде на работы фотографа. В кадре – только обязательное. Ничего лишнего – таков закон рафинированной воли. Художник Алексей Гинтовт изображает «порядок» на золотом холсте через оскорбительно прозрачную метафору - фигуру лучезарного бога Аполлона. «Порядок» - это патриархат, понятый как откровение и одержимость. Не инерция, но непреходящая свежесть вертикали.
Чернобелые панорамные кадры, где каждый угол математически вычислен в сочетании с очертаниями Аполлона. Авторская техника ручных оттисков – смерть орудию, прямой контакт творческого субъекта с материей. Это приглашает зрителя собраться и прочувствовать всю полноту коренного для всех нас греческого миропорядка и не стыдящейся больше самой себя откровенной андрократии. Редкий опыт.
Логос Аполлона прожигает своими холодными лучами залы. «Аполлон взывает к свету, утверждению истины, красоты и гармонии,» - напоминает Гинтовт. Apollo Deus Omnia.