Дилеммы кибербезопасности в США
Госдепартамент США в понедельник 17 июля анонсировал, что Крис Пэйнтер покидает свой пост. Эта новость вызвала дискуссии в американских СМИ, где горячо обсуждают кто придет ему на смену. Для начала - кто такой Крис Пэйнтер. Его имя не на слуху в России, в отличие от министра обороны США или какого-нибудь экстравагантного конгрессмена типа Джона Маккейна.
Пэйнтер занимал должность координатора по вопросам киберпространства, куда входит довольно широкий спектр тем - от хакерских взломов и регулирования Интернет до поощрения однополых браков через инструменты виртуальной дипломатии.
Этот отдел был создан в 2011 г. с целью объединения разрозненных направлений Госдепартамента, связанных с Интернет, и Пэйнтер непосредственно оказывал давление на различные государства по вопросам выработки "дорожной карты" для киберпространства. Естественно, с позиции, которая выгодна Вашингтону и Силиконовой долине, где сконцентрирован альянс военно-промышленных предприятий и корпораций по информационным технологиям.
Для этого был использован и формат ООН, где уже длительное время все участники разделились на два лагеря - киберглобалистов под руководством США, и киберсуверенистов, куда входят Россия, Китай, Иран, Саудовская Аравия и многие другие государства, отстаивающие национальное право на контроль за киберпространством. Противостояние продолжается.
Пэйнтер был участником многих двусторонних встреч с рядом партнеров США, таких как Германия, Южная Корея, Япония и другие страны. Можно не сомневаться, что помимо открытых договоренностей, в формат этих переговоров были заложены и секретные протоколы, - как координировать деятельность разведсообщества этих стран и использовать интернет технологии.
До этого Пэйнтер работал в качестве старшего директора по кибербезопасности в Национальном Совете безопасности при Белом доме, а также заместителем директора киберотдела ФРБ. Наиболее возможные назначения Пэйнтера - это Министерство внутренней безопасности, Совет по национальной безопасности или Агентство по национальной безопасности США.
Последнее ведомство в ближайщее время будет разделено с киберкомандованием США, и известно, что его руководителем будет назначено гражданское лицо. До настоящего момента со времени создания киберкомандования в 2009 г. обеими структурами руководили кадровые генералы.
Теперь же, при разделении ведомств, у разведки и кибервойск будут более специфические функции и зоны ответственности. Можно предположить, что такое решение было принято для того, чтобы было удобнее проводить кибероперации, так как с разделенной подотчетностью у США будет меньше путаницы и проблем с демократическим контролем. Если ранее за какие-то промахи с кибершпионажем, взломами или откровенной атакой типа Stuxnet у спецслужб и военных США возникали постоянные проблемы с трактовкой своих действий, в ближайшем будущем этого можно будет избежать, особенно, если часть операций будет проводиться под грифом "секретно".
Теперь вопрос - почему происходит смена координатора по киберпространству?
Первая версия - Дональд Трамп зачищает Обамовско-клинтоновскую клиентуру, продвигая на ключевые посты своих людей. Тем более, что сам Трамп построил свою предвыборную кампанию на работе с социальными сетями в Интернет, поэтому в его команде есть специалисты по этому
Но Трамп не особо много уделяет внимание вопросам киберпространства и ранее даже попросил урезать бюджет расходов по этой графе на следующий год.
Можно выдвинуть вторую версию - изменение подхода к киберпространству, что частично подтверждает разделение АНБ и Киберкомандования. В связи с этим можно отметить еще одну тенденцию - признание уязвимостей критической инфраструктуры страны, уже якобы пострадавшей от хакерских атак со стороны России (американские СМИ и политологи приписывают Москве не только взломы серверов Демократической партии и Избирательной комиссии США, но также недавние кибератаки на ядерную станцию). Но тогда кто будет лоббировать эти вопросы? Очевидно, что помимо "болотного" лобби, в США есть более изощренное киберлобби, связанное с различными политическими инстанциями, крупными компаниями, военным ведомством, разведсообществом и их подрядчиками.
Распределение бюджетных средств показывает, что эти ребята своего не упустят.
Так, на прошлой неделе Комитет по ассигнованиям палаты представителей перенаправил законопроект о финансировании торговли, правосудия и науки, где были сокращены средства для главного агентства по кибер-стандартам правительства, однако меньше, чем просил Дональд Трамп.
Национальный институт стандартов и технологий (NIST) получит 865 миллионов долларов согласно этому законопроекту. Это на 87 млн. меньше уровня 2017 финансового года, но на 140 млн. больше, чем запрашивал президент США. Ранее официальный представитель NIST заявил, что сокращение бюджета будет происходить таким образом, чтобы иметь наименьшее влияние на кибер-миссию агентства.
Законопроект также увеличит финансирование миссии по борьбе с киберпреступностью ФБР и потребует от агентств провести обзоры цепочки поставок, прежде чем покупать чувствительное ИТ-оборудование, чтобы снизить вероятность того, что иностранные хакеры смогут внедриться в их системы.
На этой же неделе в Конгрессе США запланированы слушания, где будет выступать глава Федеральной комиссии связи. Ожидаются серьезные вопросы о нейтралитете сети - idee fixe киберлибертарианцев, которые так и не заметили того, как Пентагон и "Большой брат" увели у них не только теорию и технологии, но и исказили первоначальную идею до неузнаваемости, встроив ее в реалистское мышление военных, с разделением на атаку, оборону, сдерживание, контрмеры, врагов и друзей.