ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ТЕАТРА: СОГЛАСИЕ ИЛИ ВОССТАНИЕ? Лекция 1. Субъект и рок. Вехи театральной антропологии
Введение. Сакральный гуманизм и его вырождение
Человек и театр: героическая антропология
Мы говорим «герой» драмы, трагедии
Герой, существо между человеком и богом
Герой как статус бытия у Ямвлиха и Прокла
Герой решает драму оппозиции между вечностью Неба и временем
Основа театра: герой и рок
Герой бьется с роком
Рок и есть время
Сакральный гуманизм трагедии и сакральный же гуманизм сатировских драм («Киклоп» Эврипида)
Сакральное человечество
Герой как архетип человека
Антропология театра
Рождение театра из культа неизвестного героя
По Уильяму Риджуэю (The origin of tragedy : with special reference to the Greek tragedians) театр начинается с культа героя Адраста (одного из Семерых против Фив) из Сикиона, одного из древнейших городов еще пеласгийских времен
Перенос с Heroum на подвижную трупу
The Sicyonians honoured Adrastus, not only in other respects, but with ' tragic dances alluding to his sorrows,'
Бог театра Дионис. Но его культ (по Кереньи) развился из культа неизвестного героя
Риджуэй
The villages of Attica had each their own local hero and to
these local festivals of the dead the worship of Dionysus became attached, as it did to that of Adrastus at Sicyon. The
Anthesteria was a great festival of the dead.
Феспид оторвал культ от территории, детерриториализировал его
In early days the tragic choruses and dithyrambs were closely attached to the tombs of heroes and were only performed on festival occasions at these sacred spots. Thespis detached his chorus and dithyramb from some particular shrine, probably at Icaria his native place, and taking his company with him on waggons gave his performances on his extemporised stage when and where he could find an audience, not for religious purposes but for a pastime. Thus not merely by defining more accurately the role of the actor but also by lifting Tragedy from being a mere piece of religious ritual tied to a particular spot into a great form of literature, he was the true founder of the Tragic art.
Театр и время
История театра как зеркало дегуманизации
Нелинейность дегуманизации
Часть 1. Античный театр: величие
Театр и трансцендентное «Я»
Генон: высшее Я и его репрезентции
Сакральная антропология театра Античности
Три мира театра
Театр и божественная комедия – три уровня
Человек между небом и адом, богами и демонами
Герои и чудовища
Орест и эринии
Эдип и Сфинкс
Театральное величие: sublīmis
Περί ΰψους Псевдо-Логин
Часть 2. Пауза Средневековья: церковь заменяет театр
Церковь берет на себя наиболее светлые стороны сакрального – святость
Возвышенность церковной службы
Достоинство человека и христологическая антропология
От героической антропологии к христологической
Христианин: дух (душа) и материя
Мистерии на периферии Церкви
Верхняя половина sublīmis
Пурификация театра
Ателланы и сатировские драмы
Нижняя половина sublīmis
Архаизация театра
Часть 3. Возрождение. Максимальный гуманизм/ Homo maximus
Отчуждение средневековья
Утрата сакрального в антропологии
Протест мистиков (Рейнские мистики, Уиклиф, Германская теология)
Протестантизм как гуманизация и имманентизация
Пико делла Мирандола
Достоинство человека. Какого человека?
Мага (Агриппа)
Возрожденный героизм (Degli furrori eroici Бруно)
Второе рождение театра
Театр напомнил о человеке в его сущности
Восстановление героической антропологии
Sublīmis восстановлено в своей двойственности
Оба полюса вертикали возвышенного – небесное и подземное
Театр Камилло: театр мунди (Ф.Йейтс)
Созерцание платонизм
Джулио Камилло (1480 – 1544)
Герой, заблудившийся в аду десакрализации
Тирсо де Молина
Дон Жуан в пьесе «Севильский распутник и каменный гость» (около 1630)
Джон Форд John Ford (1586 – c. 1639) Аннабелла
'Tis Pity She's a Whore (1631)
Джованни герой пьесы брат и возлюбленный Аннабеллы – аналогичный характер
Шекспир
Человек Шекспира
Герой – могущих страстей
Отелло – ревность
Гамлет -- сомнение
Король Лир – безумие
Макбет – воля к власти
Шейлок – жадность, жестокость
Ромео-Джульетта – любовь
Лопе де Вега
Кальдерон
Сервантес
Часть 4. Вырождение человека классицизма: homo minimus/дегероизация
Десакрализация
Начало Корнель (национализм и «героическое»)
Расин
Мольер
Просвещение и его антропология
Вольтер
Дидро -- переход к реализму , мещанская драма
Бомарше – продолжатель Дидро
Homo minimum
Моралите
Движение к плоскости: заваливание вертикали возвышенного
Десублимация
Комедия утрачивает вертикальное измерение
Часть 5. Романтики. Третье рождение театра. Romantische Mensch
Консервативная Революция антропологии романтиков
Человек романтический
Романтический герой: мистик, борющийся с миром
Гете Фауст – сакральное в двух направлениях – низ и верх
Ὕψιστος Всывышний ивр. Эль-Элион עליון
«I had the feeling that all my life I had been aspiring to qualify as a Hypsistarian» Гете
Ахим фон Арним (Марино Кабога)
Кляйст Пентеселея – гештальт амазонки
Вагнер
Новалис
Fremdlinge
Д’Аннунцио
героический романтизм
Мертвый город
Джоконда
Франческа да Римини
Федра
Романтический Sublīmis
Часть 5 – 2. Продолжение романтизма. Новая драма. Театр души. Экзистенциальный герой
Новая драма
Ибсен
Стриндберг
Гамсун
Метерлинк
Nous vivons dans le sublime
Там внутри Intérieur
Экзистенциальность
Станиславский и театр души
Чехов
К Dasein’у
Экзистенциальный театр: человек как присутствие
Экзистенциальный героизм
Часть 6. Реальный человек. Homo realis
Реализм и романтизм – две реакции на классицизм
Романтизм критика справа – к новому sublīmis
Реализм критика слева – заваливание классицистской – искусственной – вертикали. Продолжение Просвещения (Дидро)
Снос классицизма
Театр как отражение жизни = полное извращение базовой идеи театра
Реализм в театре уничтожение театра
Убожество материалистического «гуманизма»
Человек деромантизированный
Горький на дне. Дно это плоскость, а не нижнее измерение
Брехт
Советский театр
Герой как носитель чистой имманентности, то есть не-герой, в нем нет ничего божественного, ничего не от мира сего
Часть 7. Театр трагического нигилизма. Исчезновение героя. Не-субъект
Футуризм
Итальянские: Маринетти (кроль Пирушка), Канджиуло, Боччони, Балла
Русские: Маяковский, крученых, Бурлюк, Хлебников
Дадаизм
Гуго Балль, Тцара
Пьеса раннего Эволы
Сюрреализм
А. Бретон
Ф. Супо
Л. Арагон
Р. Деснос
Ж. Грак
Арто театр и его дубль. Театр жестокости
Арто читает Генона
«Театр, как и чума,— это кризис, который ведет к смерти или выздоровлению. Чума является высшим злом, потому что она свидетельствует об остром кризисе, после которого приходит или смерть, или предельное очищение.»
Сартр: экзистенциалистский театр
Мухи
Тошнота
Бытие и ничто
Камю
Калигула (как Гелиогабал Арто)
Чума (как Чума и театр Арто)
Театр абсурда
Эонеско
Лысая певица
Носорог
Путешествие среди мертвых
Блага
Пьесы Благи: Мастер Маноле, Волнение вод, Залмоксис, Ноев ковчег
Чоран
Беккет
В ожидании Гадо
Действие без слов 1
Далее
Гротовский
Калянкевич
ГЛАВНОЕ:
Отчаянный поиск сакрального
Нигилистическая возвышенность
Ужас от победы рока
Нигилистический человек
Герой побежденный роком
Трагический крик в ночи
Часть 8. Постмодерн: доместикация нигилизма
Театр и постмодерн
Тадеуш Кантор
Ромео Кастеллуччи
Питер Уилсон
Ян Фабр
Димтири Папаиану
Полное забвение о бытии
Полное изгнание sublīmis
Либеральная демократия как приговор театру
Инфернальные имагинации
Тотальная дегуманизация.
Исчезновение героя
Победа рока
Новая нигилистическая антропология
Коммерциализация ничто
Часть 9. Объектно ориентированный театр. Радикальная дегуманизация. Это и есть согласие
Театр объектов – ООО
Заключение. История театра это история дегуманизации
От высшего «Я» Генона к банализации нигилизма
Лекция 2. Воскрешение Героя. Возможна ли новая театральная антропология?
Введение. Театр постмодерна как тотальная парадигма. Слабая антропология
Фундаментальность Постмодерна
Неверное сводить постмодернизм к временному стилю. Постмодерн это все то, что приходит после Нового времени
Постмодерн парадигма аналогичная Новому времени, а не просто стиль
В Постмодерне доходит до логического конца слабая онтология и слабая антропология
Да Постмодерну
Если согласиться с этим вектором, который прогрессисты называют «развитием», а традиционалисты «деградацией», то впереди окончательная ликвидация театральной антропологии и переход к ООО-театру и театральной пост-антропологии
Людей замещают предметы, экраны, мутанты и роботы
Театр ИИ
Нет Постмодерну
Что такое нет Постмодернизму?
Об этом и поговорим
Часть 1. Неслучайность антропологического историала театра. Театральная эсхатология
Вектор театрального историала
От героя к року
От субъекта к объекту
От sublimis к плоскости (экран, ризома, двухмерность)
Вектор нисхождения, но
Колебания и вспышки театра
Героическое пробивается в Возрождении, романтизме и даже в трагическом нигилизме
При этом на всяком новом этапе наступление рока все более масштабно
Достижение центра полуночи
Постмодерн и ООО-театр – граница
Здесь самое полное обобщение рока
Эсхатология театра
кризис самой манифестации, реальности (Г.Джемаль)
ОТ «Театра мира» Камилло и Шекспира (Театр мира. - М.: Изд-во книжного магазина "Циолковский", 2019) к «Театру конца мира».
Часть 2. Непризнание антропологической катастрофы театра и ее масштабность
Масштаб катастрофы предопределяет масштаб альтернативы
Невозможность относительного движения назад
Глупо скромно проситься сделать шаг назад или задержаться на предыдущем этапе
Позиция трагического нигилизма или даже материалистического реализма (советского толка) на глазах становится столь же невозможными как и возврат как чистому героизму или доминации субъекта
Ничто не свободно от постмодерна: сделать что-то не постмодернистское в театре сегодня невозможно – все будет либо постмодернизмом (осознанным иди нет) либо идиотским провинциализмом Болливуд не альтернатива Голливуду
Неопределенные горизонты
Консерватизм в театре невозможен
Необходим театр Нового Начала
Часть 3. Антропологический символизм театрального феминизма
Патриархат Модерна
Борьба левых мужчин против правых мужчин
Правые мужчины как носители драматического начала (героизм)
Мужские актеры
Появление женщин на сцене
Статус актрис – гетеры, говорящие женщины
Победа левых мужчин
Феминизм как патриархальный симулякр (проекция слабых мужчин на что-то еще более слабое)
Женщины театра и кто они
Первая фаза: женщины послушны левым мужчинам
Вторая фаза: женщины не послушны левым мужчинам
Возможность правого феминизма
Клитемнестра/Медея/Алкеста/Ифегения/Пентеселея
Женский sublimis
Третья фаза: обнаружение женского как такового
Surprise
Феминизм и ООО
Женское и Абсолютное Иное (Ganz Andere)
Нелепость тезиса о женщине=природе
Фе[но]менология
Театр и Логос Кибелы
Часть 4. Хайдеггер и театр Другого Начала
Чем мог бы быть театр Нового Начала?
Там где риск, там спасение
Анализ сокрытия бытия
Ничто как послание
Театр Зельбст и театр дас Мана
Часть 5. Онтология Радикального Субъекта
Боюсь теперь придется говорить не о театре
Философия Радикального Субъекта
Консерватизм и Консервативная Революция
Сильная антропология – слабая антропология – героическая нигил-антропология – ООО
Театр как место явления эпифании призван стать местом финальной эпифании
Мужчина и Небо
Кто скрывается в сердце Ночи?
Невозможная Реальность
Постсакральная воля
Часть 6. Возвращение Аполлона: эсхатологический театр
Театр конца времен
Последнее пророчество Дельфийского оракула
Парусия
Зухур и Ахер заман