Имеем право: Права человека по-русски

Вредная идеология

Концепт «прав человека» сам по себе является западническим и либеральным, то есть несет в себе свойственное западному обществу эпохи Просвещения понимание человека, права и свободы. Человек осмысляется как атомарный индивидуум, свободный от давления любой социальной общности и гнета коллективной идентичности,а также религиозных норм; свобода как негативная «свобода от», запрещающая установление любой позитивной цели общественного развития, кроме собственно процесса освобождения. Право осознается как универсальная категория, абстрагированная от конкретно от бытия той или иной конкретного общества. Под знаменем прав и свобод человека происходило разрушение традиционных священных европейских империй и сословного общества, а также наглый захват и колонизация европейцами остального мира.

Всякий раз, когда Запад говорит о правах и свободах человека, речь идет о навязывании абсолютно расисткой и антирелигиозной этноцентристской картины мира всем остальным народам и цивилизациям. Транслируя идеологию прав человека Запад укрепляют свою гегемонию. Сама эта идеология является основанием для вмешательства западных стран в дела других государств по всему миру.

Консервативное понимание прав человека

Поскольку идеология прав человека была навязана России после падения советского строя и нашла свое отражение в структуре нового российского права, после прихода к власти Владимира Путина новое консервативное руководство попыталось перетолковать в консервативном ключе либеральные догмы.

С консервативной точки зрения человек не является абстрактным индивидуумом, но представителем конкретного государства и общества. Он напрямую связан с конкретной религиозной традицией, конкретным народом и отечеством. Русский православный человек в свою очередь по-другому, чем человек западный понимает идеи свободы и права.

Свобода мыслится в первую очередь как «свобода для» чего-то. Это позитивное понимание свободы. Право осмысляется в неразрывной связи с конкретной исторической традицией России или иных стран. Именно поэтому, Россия предпочитает говорить о правах конкретных социальных групп: христиане на Ближнем востоке, русские в Прибалтике и на Украине, православные на Украине и т.п.

Если в либеральном понимании права человека не связаны с политической свободой общества, к которому он принадлежит, и следовательно с суверенитетом государства, то в для консерватора свобода личности невозможна без свободы общества и государственного суверенитета. Право на идентичность, на самостоятельный путь развития, на государственный суверенитет в такой топике получают особое значение. Для России основополагающим правом человека становится право жить в свободной суверенной от западного диктата стране. 

Православное понимание прав человека

Наиболее последовательное выражение консервативный подход по отношению к правам человека выражен в соответсвующих документах Русской Православной Церкви.
Согласно принятым в 2000 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви» и «Основам учения Русской Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» 2008 года, а также  «Декларации о правах и достоинстве человека  X-го Всемирного Русского Народного Собора», принципиально важным является то, что права человека признаются человеческим установлением, но не божественным, а значит их толкование должно быть подчинено Божьим заповедям.

Так Церковь, признавая свободу человека, утверждает, что выбор в пользу греха лишает человека истинной свободы, делая его рабом своих страстей. Русская Православная Церковь утверждает, что наряду с правами человека существуют права коллективных субъектов, таких как, например, семья, община, государство. Православное понимание прав человека - антииндивидуалистичное и по сути противоположное либеральному Такое понимание прав человека лишает эту доктрину изначального богоборческого, антицерковного, антитрадиционного, антиантисоциального и антигосударственнического пафоса.

С точки зрения Церкви: «Слабость института прав человека — в том, что он, защищая свободу выбора (αὐτεξουσίον), все менее и менее учитывает нравственное измерение жизни и свободу от греха (ἐλευθερία). Общественное устройство должно ориентироваться на обе свободы, гармонизируя их реализацию в публичной сфере».

Согласно учению Русской Православной Церкви:

  • Права человека не могут быть выше ценностей духовного мира. Божественный закон лучше человеческого.
  • Разработку и применение концепции прав человека необходимо согласовывать с нормами морали, с нравственным началом, заложенным Богом в природу человека и опознаваемым в голосе совести.
  •  Церковь усматривает огромную опасность в законодательной и общественной поддержке различных пороков — например, половой распущенности и извращений, культа наживы и насилия. Равно недопустимо возведение в норму безнравственных и антигуманных действий по отношению к человеку, таких как аборт, эвтаназия, использование человеческих эмбрионов в медицине, эксперименты, меняющие природу человека, и тому подобного
  • Права человека не должны противоречить любви к Отечеству и к ближним
  • Церковь выступает против игнорирования духовных и культурных традиции стран и народов, то есть против свойственного идеологии прав человека универсализма и единообразного понимания феномена человека
  • Реализация прав человека не должна вести к деградации окружающей среды и истощению природных ресурсов
  • В реализации права на жизнь на первом месте должно стоять не само желание во что бы то ни стало сохранить земную жизнь, а стремление устроить ее так, чтобы человек мог в соработничестве с Богом созидать свою душу для вечности
  • Свобода совести понимается как свобода религиозного выбора, а не как индифферентность по отношению к религиозным традициям.
  • Свобода слова с христианской точки зрения, как и свобода творчества ограничивается нравственными рамками.
  • Русская Церковь поддерживает идеалы социальной справедливости в обществе и выступает против такого общества, в котором пользование материальными благами превращается в доминирующую или даже единственную цель существования социума