Сейчас мы с Дугиным запускаем проект "Новая Школа МХАТ"

Фото Игорь Редкинг
Фото Игорь Редкинг
08.09.2020

Профессор  Александр Дугин - крупнейший современный мыслитель - целый час на радио Аврора говорит о современном театре, о МХАТ.

Это очень важно и интересно. В этом нет согласованного пиара наших  творческих и образовательных проектов, я даже не знал об  эфире. Это открытость и искренность большого философа.

Прошу всех кому интересен сегодняшний МХАТ, наши планы, амбиции, мечты обратить внимание на этот разговор. Сутевые вещи  Дугин объясняет.

Кроме предмета разговора надо понимать и то, кто говорит.

Сама жизнь Дугина наполнена таким количеством знаковых событий, сюжетных поворотов, какое редко встретишь даже в самых захватывающих фильмах.

Он стоял у истоков новой русской государственности, являясь членом “Южинского кружка” (подпольного литературного и оккультного клуба), основателем которого был писатель Юрий Мамлеев.

После крушения Советского Союза стал популярным публицистом, а в начале девяностых вместе с Эдуардом Лимоновым и Егором Летовым стоял у истоков партии НБП.

К середине десятилетия он уже признавался наиболее влиятельным мыслителем посткоммунистической эпохи - он печатается во Франции, дискутирует с европейскими философами, находит сторонников и поклонников не только в России, но и по всему миру. Удивительно, какие глубокие метаморфозы могут случаться с человеческой мыслью – после шальных и разрушительных 90-х Дугин стал одним из главных идеологов традиционализма.

На почве консервативных идей мы и встретились, «сошлись» с АГД.  Я и 90-е, и тем более позже не стоял на либеральных позициях, но все-таки существовал в парадигме современного искусства. А оно Бога и традицию рассматривает только сквозь призму постмодернистской иронии.

Но даже в общем русле Традиции Дугин беспрецедентно неповторим. Разброс концептульных и тематических блоков в книгах Дугина поражает. Философ осмысляет глубоко и подробно идеи традиционализма, религиоведения, политологии, философии науки, культурологии, геополитики и много чего еще. Разнообразие рассматриваемых объектов и дисциплин лишь подчёркивает единство метода, который является осью всей его философии. Мысль его движется от общих метафизических принципов бытия ко всё более частным и прикладным аспектам, вплоть до анализа текущей политики и современной поп-культуры.

Это не этапы философского созревания, а, напротив, траектория движения от общего к частному, от фундаментального к прикладному.

Идеи неоевразийства, сформулированные Дугиным, представляют собой развитие концепций русского евразийства (Трубецкой, Ильин,  Бромберг и др.), славянофилов (Достоевский и Леонтьев)  в сочетании с геополитическими концепциями, тезисами Генона о превосходстве цивилизаций Востока над современной цивилизацией Запада.

Он фактически создал русскую школу геополитики, его работа «Основы Геополитики» была переведена на многие языки и вывела автора на международный уровень.

Позже углублённые исследования и практика Православия видоизменили представления Дугина относительно классических формулировок европейского традиционализма. Так на свет появился сборник «Русская Вещь».

Все это, конечно, не могло не вызвать ненависти у либералов. То, как они его ненавидят, как вешают на него ярлык "русского фашиста" - просто пособие для изучения повадок либералов. Причем как в России, так и на Западе. Книги Дугина, например, запрещены на Амазоне! Протоколы Сионских мудрецов или Майн Кампф купить там можно, а Дугина нет. То, как грохают (вместе с Царьградом) его сайты и ютуб-каналы - показатель того, чего действительно на Западе боятся, с чем действительно борются. Не только с "Северным потоком"...

При этом, замечу, найти в его идеях сочувствие фашизму также тяжело, как сакральное искусство на Лав-параде.

Ну да, были какие то заигрывания у НБП с национал-социалистической символикой. Но это подростковые глупости, по-моему. Я Лимонову об этом прямо говорил. В том числе и тогда, когда он в начале 2000-х звал меня оформить и срежиссировать съезд НБП.

А вот философские идеи Дугина - это настоящее сокровище, это одно из главных интеллектуальных достояний страны.

МХАТ гордится тем, что Дугин прочитал у нас несколько курсов в прошлом сезоне. Один из них - “Парадигмы”, где разговор шёл о фундаментальных понятиях и основах философии. Второй курс - “Онтология и антропология театра” - был посвящен сути театрального феномена, театра как цивилизационного явления.

Сейчас мы с Дугиным запускаем проект "Новая Школа МХАТ". Обсуждаем театральные проекты связанные с Метерлинком и греческим античным театром. Много планов. Много интереса со стороны самых разных людей и структур. Поэтому важно определяться в терминах, в принципах, в ценностях, в целях. Именно этому, по моему мнению,  посвящена, передача на Радио Аврора.

Вот ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=s_MfFQztUzo

Дугин в этом разговоре с самых первых минут берет самую высокую планку. На вопрос ведущего "Вы хотите с помощью театра поменять общество?"

Дугин парирует: "Нет, я хочу с помощью общества поменять театр. Театр – это не прикладная вещь!"

Потом Дугин очень интересно рассказывает о мхатовском опыте прошлогоднем. И нам это особенно интересно...

Дугин признается, что собственно театром он особенно не интересовался. Он просто двигался в ходе курса по логике, углублялся. Сама логика театра подсказывала идеи и открытия. Связь между театром и теорией и созерцанием – это один корень, одна основа, одна этимология и сутевая платформа. И вот в ходе изложение этого курса – "Антология и Антропология театра", Дугин сделал поразившее его, судя по всему, открытие. Он признается: "Все мои предшествующие знания – по антропологии, социологии, политологии, культуре – сложились в мозаику, в общую картину. Театр – это все вместе – и музыка, и  живопись, и литература, и поведение. Театральная маска дала миру понятие личности".

Дугин осознал идею театра как идею мира, как экзистенцию, сопряженную с архетипами, как метафору всего мира. Он признается, что часто, читая эти лекции, сам недоумевал. Вот, оказывается, что такое театр!

Теперь, в новом сезоне, работая над методом, создавая и Школу, и спектакли, можно ставить серьезные цели. Дугин определяет цели так:

- Воссоздание истинного антропологического и антологического достоинства театра.

- Подготовка личностей, способных к театру

- Практическое осознание того, что Театр – это лаборатория всех остальных смыслов, что нация начинается с Театра.

Очень интересны для меня и рассуждения Дугина о Серебряном веке, о времени, когда МХАТ создавался.

"Серебряный век приговорил Российскую империю. И слева и справа... У царизма не было своего театра. Поэтому театр его и убил." Очень сильная мысль.

И наконец:  "Сейчас именно от театра зависит, что будет с Россией дальше. У власти нет воображения, нет проектов. И если театр приговорит власть, то она падет. Постмодернисткий театр уже приговорил сегодняшнюю власть... При этом власть безразлична к эстетике.
Поэтому начинать спасать и Россию, и государства надо с театра."

Получается, важным делом занимаемся мы, практики и зрители современного театра...