Че Гевара и Консервативная Революция
14 июня исполнилось 90 лет со дня рождения Эрнесто Че Гевары. Интернет отреагировал удивительно странно: большинство запостило что-нибудь в его память, а его ненавистники свелись к двум категориям: либералы и неонацисты, по обыкновению впадающие в истерику при одном упоминании о команданте.
Однако разберемся: где место Че Гевары на шкале правого или левого? Не является ли эта фигура знаковой в аспекте их диалектического синтеза, в аспекте Консервативной Революции? В последние годы опубликован ряд сведений о том, что и испанский каудильо Франко, и аргентинский вождь Перон имели связи с Че и Фиделем. С точки зрения банальной идеологии это должно было быть немыслимым, но на практике именно так и было. В чем же разгадка? В чем состоит тот социально-экономический вектор Консервативной Революции, в который внес свой вклад и Че Гевара?
Ответ можно найти у Иммануила Валлерстайна: речь идет о выступлении против коммерциализации земли и против пролетаризации труда, этих двух китов капиталистической мир-системы. Любая политическая сила, которая подрывает эти два кита, открывает путь к освобождению. Таков был Арбенс в Гватемале, в правление которого начинал свою политическую карьеру Че Гевара, когда он национализировал американскую фруктовую ТНК.
Способны ли на борьбу с коммерциализацией земли и пролетаризацией труда настоящие левые движения? Нет. Они сами оторваны от земли, сами глобалистичны, они лишь приветствуют перемещение орд мигрантов из одной страны в другую, в то время как в рамках парадигмы Консервативной Революции речь должна идти о прикреплении крестьян и труда к земле. В этом плане то, что делал Че Гевара, и то, что делал позже субкоманданте Маркос, есть акт глубоко консервативный.
Подлинную революцию – либеральную революцию по насаждению пролетаризации труда и коммерциализации земли – в новейшую эпоху осуществляет МВФ. Соответственно, все восстания против этого, будь то снизу или, как в Малайзии при Махатхире Мохаммаде, сверху, являются по существу своему контрреволюцией, или, точнее, «противоположностью революции», по де Местру. И в этом еще один урок Че Гевары – испанского и ирландского аристократа и дворянина по происхождению (чем он всегда гордился и что неспособны понять левые), защитника народа по призванию.
Урок важный, но не последний. Последний – это, наверное, его слова о том, что жизнь человека, жизнь народа дороже любых денег. Это то, что так ненавистно мировым финансистам. Эту заповедь не выполняют большинство правителей современного мира, которые ради профицита бюджета охотно жертвуют жизнями даже собственного народа, не говоря уже о чужих. Но в этот мир иногда врываются люди, которые опрокидывают столы менял и напоминают о том, что есть иное измерение, иная реальность и иная этика.
Hasta siempre, Comandante.