Праздник святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены
Русские Кадетские Объединения в Русском Зарубежье в течение десятилетий всегда торжественно отмечали день Святого Равноапостольного Царя Константина и матери его Царицы Елены, бывший корпусным праздником Крымского кадетского корпуса и шефским праздником Первого Русского Великого Князя Константина Константиновича кадетского корпуса в Югославии. Все русские кадетские корпуса имели свои корпусные праздники.
Кадетское Объединение в Аргентине отмечало этот день тоже как свой праздник с 1950 года, ибо оно было основано в конце 1949 года. Тогда в этом Объединении еще состояли многие русские императорские кадеты, в том числе и ветераны Японской, Первой Мировой и Гражданской войн. В Аргентину в те годы приехало после Второй Мировой войны несколько тысяч (предположительно от 7.000 до 9.000) русских эмигрантов из Западной Европы. До Второй Мировой войны, в конце двадцатых и в начале тридцатых годов в Аргентину прибыло предположительно около тысячи русских эмигрантов. Среди этих волн русских эмигрантов прибывших в Аргентину было почти триста русских императорских и заребежных кадет. В 2004 году Кадетскому Объединению в Аргентине удалось установить имена225 русских кадет, живших и похороненных в Аргентине, главным образом в результате многомесячной проверки всех кладбищь Большого Буэнос-Айреса.
Вначале в Кадетском Объединении в Аргентине преобладали кадеты Крымскогокадетского корпуса. Этот корпус был основан главнокомандующим Русской Армии генералом П. Н. Врангелем в Крыму, во время Гражданской войны. Также были кадеты воспитывавшиеся в Киевском, Донском, Хабаровском и Первом Русском кадетских корпусах.
Аргентинское Объединение отмечало день Святых Константина и Елены в ближашее воскресенье после 3-го июня, по новому стилю. Между 1993 и 2007 годами оно отмечало этот день молебном, с поминовением усопших в этом году кадет, в Храме Святого Сергия Радонежкого,в буэнос-айреском пригороде Вижя Бажестер. После молебна в Храме, Правление Объединения оранизовывало в зале Приходской Школы парадный обед для членов Объединения, их семей и приглашенных друзей.
Перед обедом, председатель Объединения произносил краткую речь в ознаменование этого дня. Ниже приводится,с некоторыми сокращениями, текст слова председателя Объединения на праздничном акте Кадетского Объединения в Аргентине 6 июня 2004 года.
Первый православный царь
Сегодня наше Кадетское Объединение в Аргентине отмечает день Святого Равноапостольного Царя Константина и матери его Царицы Елены. Одновременно этот праздник отмечают и остальные Кадетские Объединения и кадеты-одиночки в Русском Зарубежье. По своему глубокому замыслу, подобные праздники учреждены, главным образом, для того, чтобы возобновлять в памяти те или иные определенные принципы, убеждения и концепции, тесно связанные с отмечающейся датой. Значит, суть таких торжеств не заключается только в одном лищь воспоминании «давно минувших дел», а в напоминании определенной программы, не только продолжающей быть актуальной, но также являющейся инструкцией и для будущего. Ибо, если история является учительницей жизни, как говорили древние римляне, очевидно, что современные воспоминания прошлого на самом деле направлены и на будущее.
В данном случае, кроме всего прочего, можно провести некоторую параллель между временами Святых Царей Константина и Елены и нашей современностью. Тогда, как и сегодня, цивилизованный мир находился на распутье. Римская Империя, приблизительно с середины 3-го века после Р. Х., вступила в окончательный кризис, вызванный не только устремлением варваров на территорию тогдашней цивилизации, но также, главным образом, и глубоким нравственным разложением самой этой цивилизации. Интересно, что именно с этого момента в Империи начинается период царствования военных императоров, уроженцев тогдашней Иллирии, чья территория совпадала приблизительно с территорией бывшей Югославии. Самым известным из них был император Диоклетиан, чей дворец в городе Сплите сохранился частично до сих пор. Он предпринимал титанические усилия, чтобы преодолеть надвигающийся коллапс Империи, прибегая для этого, в первую очередь, к глубоким политическим и административным перестройкам. Однако, перестройки всегда являются бесплоднымэрзацем подлинного возрождения.
Сам Диоклетиан, по-видимому, чувствовал недостаточность этих своих перестроек, а посему он и обрушился со страшными гонениями на христиан, видя в них угрозу для старой языческой римской религии, каковая была фундаментом Римской Республики. Однако, римская религия давно уже изжила сама себя, растворившись в нескончаемом потоке разнообразных языческих верований, нахлынувших и затопивших полностью Рим, так что спасти государство с её помощью было невозможно. Христианство же было надеждой для преображения общества и государства.
Диоклетиан разделил административно Империю на две половины, каждую со своим императором, с титулом августа, а затем каждую половину еще раз разделил пополам, поставив во главе вторых половин подсобных императоров с титулом кесаря. Кесарем, в западной части Римской Империи. стал Констанций Хлор, отец Константина Великого, со столицей в рейнском городе Треверис, сегодня Трир. В 305 году Диоклетиан и его август-коллега Максимилиан подали в отставку и удалились на покой (Диоклетиан в город Сплит). Из заменили Галерий и Констанций Хлор. В 306 году Констанций Хлор умер, и его место заступил его сын Константин, родившийся в городе Нише, на юге Сербии.
Вскоре стало очевидным, что от этих перестроек положение в Империи отнюдь не улучшилось. Константин Великий поначалу занялся благоустройством своей германской территории, следы каковой деятельности в области архитектуры, сохранились и по сей день в Трире. Однако, он вскоре убедился, что подлинное спасение не в политических манипуляциях, а в нахождении новых широких и прямых путей в будущее.
Первым таким путем был возврат к единоначалию, сиречь кподлинной монархии, и к восстановлению единства в империи. Если императорская власть до этого и была абсолютной в области управления, всё же она не зиждилась на принципе верховной власти. Учрежденная со времен Августа империя не была настоящей монархией, а пожизненной диктатурой. Константин Великий добивается единства верховной власти в Империи, ликвидируя для этого перестройки Диоклетиана. Он вводит золотую монету, «солидум», как средство денежного обращения в Империи, просуществовавшую затем более семи веков.
Главным поворотом Константина в имперской политике было обращение его взора к единственным здоровым элементам в его государстве. Этой сокровищницей благих начал в тогдашнем обществе, как и в нашем сегодняшнем, было Христианское учение. Однако, оно отнюдь не преобладало в тогдашнем обществе. Христиане представляли лишь около десяти процентов всего населения Империи. Хотя, в городах христиан было относительно больше, чем в деревне. Также и в вооруженных силах в процентном отношении их было больше, чем во всей Империи. Их было еще больше среди лучших элементов общества и армии. Но, самое главное, христианские принципы и концепции были лучше и положительнее всех остальных убеждений, имевшихся в тогдашнем обществе.
Неписаная конституция Римского Государства с начала его существования основывала свою легитимность на согласии государственных структур и государственной символики с народными верованиями. Однако, несокрушимое развитие Христианства, несмотря на все гонения, выбивало эту легитимность из-под ног Римского Государства. Кроме того, если и был «консенсус» для превращения императорской диктатуры в монархию, то такой «консенсус» для слияния фигур монарха и «божества» для значительной части населения был абсолютно невозможен. Подлинная историческая заслуга Константина Великого заключается в том, что он ясно увидел необходимость разделения между этими двумя категориями: монарха и «божества», с упрочением первой категории и с ликвидацией второй. В таком разделении, затем подтвержденном отказом императора Феодосия Великого от титула верховного жреца, можно видеть корень православной конституционной доктрины симфонии при отделении Церкви от гоударства, окончательно оформленной Святым Юстинианом Великим через двести лет, в 530 году.
Константин Великий имел видение Креста Господня с надписью «Сим победиши». Он мгновенно переменил символику своего войска, выдвигая перед ним новое Знамяс изображением Креста. С этим победным Знаменем он побеждает, и с тех пор оно становится Знаменем Христолюбивого Воинства Римской, Византийской и Российской империй. Больше того, именно это Знамя создает само Христолюбивое Воинство, как таковое. Вскоре это понятие фиксируется навсегда Святым Иоанном Златоустом в Христианской Литургии, во время которой возносятся моления за «Филохристу страту» (Христолюбимое воинство). Рядом Царских Указов, Константин Великий провозглашает и устанавливает основные христианские конституционные принципы.
Миланский эдикт предписывает: «Каждый имеет право свободно избрать и почитать то, что ему угодно; это нами постановлено с тою целью, чтобы не казалось, что нами нанесен какой либо ущерб какому бы то ни было культу или религии.Кроме сего, относительно христиан, мы постановляем, чтобы те места в которых прежде они обычно имели собрания... если они окажутся купленными в предыдущее время какими-либо лицами, или у казны, или у кого другого, – эти лица немедленно и без колебаний возвратили бы их христианам безденежно и без требования какой либо платы.»
Миланскоий эдикт провозглашает, впервые в истории человечества, основные человеческие права, ибо первейшим человеческим правом является право на свободу вероисповедания и совести. Это подтверждается и тем, что Миланский эдикт был затем дополнен в этом смысле рядом других Царских Указов. Например, через несколько лет, император Константин запретил метить калённым железом лица осуждённых, ибо «на всех человеческих лицах отражается небесная красота». Он также ясно и кратко определил основную православную норму: «В вопросах веры, каждый должен следовать велениям своего сердца.»
Однако, было бы неправильно думать, что в результате воздвижения этой новой символики уже совершилось преобразование Империи, из языческой в христианскую. Исторические процессы никогда не бывают мгновенными. Они всегда являются весьма длительными, и лишь отдельные вспышки на тех или иных поворотах этих процессов бывают мгновенными. Константин Великий в 313 году даровал Христианской Церкви и христианам лишь свободунаравне с другими верованиями. Но процессы дальнейшего вырождения языческих элементов в тогдашней цивилизации продолжались еще долго. Коренная перемена заключалась в том, что процессы возрождения получили свободу для своего развития. Так, тогда началась открытая борьба междупроцессами вырождения ипроцессами возрождения,или, вернее, процессами преображения. Для окончательного триумфа христианского преображения тогдашнего Римского Государства понадобилось еще около 80 лет. Лишь в 391 году испанский император Феодосий Великий официально провозгласил в Константинополе Римскую Империю христианским государством.
За эти 80 лет произошло очень много знаменательных событий в истории человечества. Силы Ада, всегда умеющие поддерживать непрерывную цепь провокацийв истории человечества, на прекращение открытых гонений на Христианство ответили новым видом провокаций: ересями и расколами. В борьбе с ересью арианства, снова ярко выделился Святой Константин. Еще даже не будучи крещёным, осенённый Свыше, он созвал в 325 году Первый Вселенский Собор в Никее, который он лично открыл, хотя затем официально и не присутствовал на нем. На этот Собор были приглашены также епископы из соседних стран. Значит, это был вселенский Собор. Профессор А. В. Карташев считает, что это было первое проявление глобальной «вселенскости» в истории Человечества.
Несмотря на первоначальное арифметическое превосходство сторонников Ария на Соборе, Святой Константин помог вождям Православия одержать победу над ересью Ария, утверждением первой части Символа Веры, в котором определяется единосущность Сына Божия с Богом Отцом. Так был утверждаен принцип соборности, согласно которому Истина требует соборного единодушного согласия, ибо она преобладает над временными арифметическими подсчетами голосов. Никейский Собор также утвердил принципы Христианского календаря, являющегося синтезом ветхозаветного лунного календаря с римским Юлианским солнечным календарем. Затем Святой Константин заверил подписи Святых отцов Первого Вселенского Собора, полагая этим начало роли православных царей, как нотариусов Христианской Церкви. С этого момента, все церковные соборные постановления одновременно санкционировались и как государственные постановления.
Согласно нашему великому русскому мыслителю Льву Тихомирову, Константин Великий хорошо понял, что на месте Древнего Рима невозможно установить в полном расцвете новый христианский дух. Так он решил построить Новый Рим, в будущем Константинополь, или по-славянски Царьград, который с 330 года становится столицей Римской Империи, а также и кафедрой Вселенского Патриарха, в чью юрисдикцию в 988 году вошла и наша Русь.
Сам Константин Великий, канонизированный Христианской Церковью, как «равноапостольный», стал прообразом православных царей, в том числе и русских. Патриарх Иоасаф IIКонстантинопольский, в соборной грамоте 1562 года, разрешает русскому царю Ивану Грозному «быти и зватися царем законно и благочестиво; царем и государем православных христиан всей вселенной от востока до запада и до океана: да будешь ты между царямикак равноапостольный и славный Константин».
Кадетское письмо № 104. Буэнос-Айрес, июнь 2018 года. XXIII год издания.