Медведь и Дракон - бок о бок
22.09.2017
Китайцы проявляют симпатию к России и к русским, а россияне проявляют симпатию к Китаю и китайцем. Об этом ясно свидетельствует опрос 664 китайцев и 808 россиян. Этот опрос проводился группой студентов для того, чтобы продемонстрировать крупным аналитическим центрам важность и смысл изучения взаимного восприятия дружественных стран в принципе, а Китая и России в особенности. Понимание мнений людей позволит политикам корректировать межправительственные инициативы. В частности, из опроса видно, что России и Китаю необходимо сделать две вещи. Во-первых, более широкий образовательный обмен должен информировать молодое поколение о стране и культуре друг друга. Во-вторых, необходимо облегчить передвижение и туризм между двумя странами. Спрос на это есть. Существенно, что первичные данные ясно показывают, что, вопреки установленному мнению СМИ, русские и китайцы видят друг друга как равных и близких друзей. Таким образом, давайте проанализируем результаты от начала до конца.
Было проведено исследование результатов двух опросов, один из которых спрашивал китайцев о России, а другой, наоборот, интересовался мнением русских о Китае. Опросы были разработаны таким образом, чтобы сначала заставить участника задуматься о том, что они знали о другой стране, прежде чем ответить на ключевые вопросы текущей политики. Респонденты сначала рассказывали, что они знают о средствах массовой информации, о культуре и туризме и только в конце видели вопросы и высказывали мнения относительно политики. Таким образом, мы стремились избежать случайно выхваченных ассоциативных ответов и психологических предрассудков, которые могли бы отрицательно повлиять на результаты. Опросники были опубликованы авторами этой статьи через социальные сети и передавались из "рук в руки", отвечающие давали свое мнение добровольно и анонимно. Для проведения опроса использовался бесплатный онлайн-ресурс «KwikSurveys». Он был открыт для респондентов с лета 2016 года до лета 2017 года. В результате получился грубый опрос, поскольку анонимный онлайн-метод означал, что мы не имели доступа к реальным профилям респондентов. Кроме того, не все респонденты ответили на все вопросы, т.к. их список был достаточно продолжительный. Таким образом, результаты являются отражением мнения, к сожалению, небольшого процента населения, однако корреляции настолько ясны, что мы уверены, что более крупные, лучше финансируемые исследовательские проекты достигнут тех же самых выводов. При этом очевидная критика методологии не имеет отношения к цели этого исследования - наша работа является лишь призывом к действию для дальнейшего, более систематического изучения.
Первый раздел был посвящен демографии. Респондентами российского опроса были 63% мужчин и 37% женщин. Средний возраст составлял 21-25 год (33% респондентов). Для китайского опроса картина была несколько иной. 52% респондентов были женщины и 48% мужчин. Средний возраст был таким же, составляли молодые люди от 21 до 25 лет (38% респондентов). То, что опросы охватили взгляды преимущественно молодого поколения, мы считаем важным и удачным, так как результаты могут считаться хорошим предсказателем публичного дискурса для следующего поколения.
Далее, опросник спросил мнение респондентов о СМИ. Представители обеих стран четко ответили, что они не читают и не смотрят СМИ соседней страны регулярно. (Какие, если есть, русские / китайские СМИ вы регулярно читаете или читали раньше? «Никакие» ответили 74% китайских респондентов и 83% респондентов из России). Интересно, что обе стороны заявили, что как китайские, так и российские СМИ являются относительно доступными, при этом китайцы дали рейтинг доступности 5,44 из десяти, а россияне 6,7 - соответственно. Отвечающие давали оценку из 10 по параметру доступности, а рейтинг – это средняя оценка всех ответов. Неудивительно, что обе стороны отметили, что западные / международные СМИ являются еще более доступными. Китайский отклик усреднил этот показатель до 6.16 доступности, а ответ России довел эту цифру до 8.03. Чтобы сохранить взаимное позитивное отношение, политики обоих государств должны закрыть этот пробел. Инициативы, такие как недавно анонсированная новостная сеть Катюша, приветствуют такие шаги в правильном направлении. Перевод и продвижение средств массовой информации, таких, как Спутник на китайский язык и CCTV на русском также являются положительными примерами. Однако в этом направлении еще предстоит проделать большую работу.
Таким образом, мы видим, что большее взаимное внимание к средствам массовой информации обеих сторон является инструментом образования и требуется для укрепления взаимного понимания.
Затем последовал культурный раздел. Он показал, что историческая связь, обоснованная тесным сотрудничеством наших стран во время торжества коммунизма, до сих пор имеет значительный след. Когда мы спрашивали китайских респондентов "Оцените от 1 до 10, насколько вы знакомы с названиями следующих фестивалей и праздников? Ответы в порядке возрастания до 10 наиболее знакомых праздников были: Масленица - 2,6, День национального единства 4-го ноября - 3,1, День Победы - 4.55 и 1 мая, как день солидарности трудящихся - 8.5. Российская сторона знала о китайских праздниках несколько меньше. Опять в порядке возрастания, Праздник середины осени был наименее известным, с цифрой 3,18, День основания Республики - 3,88, День Трудящихся - 6,1 и китайский Новый год - 6,22.
Вопросы о литературной и художественной классике не стоит упоминать, поскольку их результаты были почти одинаковыми и продемонстрировали острый недостаток взаимных знаний. Однако, ключевой культурный вопрос - «Заинтересованы ли вы в более тесном знакомстве с русской / китайской культурой?» дали отличные результаты. 76% китайцев интересуются русской культурой, а 74% отвечающих россиян также ответили положительно. Следующий вопрос по существу отражал государственную политику: «Считаете ли вы, что в Китае и России достаточно осведомленности или просвещения по поводу русской / китайской культуры?» Большинство – 89% китайских и 94% российских респондентов, ответили «Нет». Очевидно, что настало время осуществлять более широкие образовательные и обменные инициативы. Налицо и спрос, и имеющийся недостаток знаний.
С точки зрения туризма картина была такой же. 79% китайских респондентов не были в России, а 84% россиян не были в Китае. 92% и 89% соответственно хотели бы посетить страну друг друга. 92% и 77% хотели бы посетить столичные города. Что необходимо сделать? Туризм должен быть удешевлен и бюрократические преграды для путешествий – упрощены.
Наконец, мы подошли к краеугольному камню опроса. Опросник спросил китайцев, «Каково, на ваш взгляд, будущее китайско-российских отношений? 1 - очень недружелюбный, а 10 - близкие союзники" в котором средний балл составил дружественную оценку в 7,22. С русской стороны, тот же вопрос дал показатель в 7.18 баллов. Затем: «От 1 до 10, насколько позитивно вы оцениваете Россию? 10 из которых были самыми позитивными", где мы получили 7.14 у китайской стороны, а зеркальный вопрос для россиян в целом набрал 7,57. Наконец, вопрос «От 1 - китайское доминирование до 10, являющегося российским доминированием, как вы видите отношения между Россией и КНР?», поразительный результат в Китае показал 4,99. Русские ответили 5.03 по тому же вопросу.
Политические последствия этих результатов чрезвычайно важны. Молодое поколение стремится удовлетворить свое любопытство по отношению к своему соседу, веря в сильную, сбалансированную дружбу.
Народы соседствующих стран ожидают от своих лидеров сближение и продолжение нынешнего курса. Как показывают результаты опроса, принимаемые в настоящие время решение лидерами России и Китая очень популярны.
Авторы опроса: Ирина Леднева, Олег Яновский, Ольга Трепакова и Эмиль Певцов.
Авторы благодарны всем, кто ответил на вопросы исследования.