Стратегия ведения информационной войны
Любая война, в том числе и информационная, кроме основных направлений должна иметь и определенную стратегию распространения, в противном случае невозможно будет контролировать процесс атаки и выстраивать оборону, маневрируя в потоках информации противника.#
Доктор технических наук, аналитика Института проблем информационной безопасности Московского государственного университета имени Ломоносова Сергей Расторгуев в своей книге «Информационная война» приводит следующую схему:
Данная схема доступно отражает все стратегии ведения информационных войн, независимо от их видов и назначения. На ее основе автор выделяет и алгоритм поведения средств массовой информации в условиях ведения информационной войны:
«1) расслабить общество - внушать через средства массовой информации, что врагов нет, при этом обсуждать отдельные исторические периоды и интересы отдельных народностей (цель: общество как целое должно исчезнуть в качестве объекта сознания общества);
2) заставить общество слушать только противника, не обращая внимания на какие-то иные мысли или ощущения, например, акцентировать средства массовой информации исключительно на какой-то одной парадигме общественного развития, например западной, исключив любой другой опыт: Китай, Японию, мусульманский мир (цель: процесс нагружения общественного сознания и действие формирующих сил ослабляются);
3) заставить общество не размышлять над тем, что говорит противник, для этого исключить из средств массовой информации серьезные аналитические исследования проблем (цель: способствовать торможению непрерывного потока мыслей);
4) сосредоточить внимание общества на каком-то предмете помимо входного информационного потока, например внутренние катаклизмы, войны, акты террора (цель: подсистема защиты, ответственная за обработку входной информации, оказывается не в состоянии выполнять свою функцию и как бы расстраивается);
5) постоянно внушать, что само общество становится лучше и лучше, что все окружающие относятся к нему лучше и лучше (цель: подобное внушение ослабляет историческую память и чувство самоотождествленности, которыми характеризуется нормальное состояние общества);
6) средства массовой информации одновременно должны убеждать членов общества, что возникшее состояние - это не совсем то, что должно быть (цель: создание пассивного состояния сознания, в котором сохраняется возможность зависимости от информационного воздействия противника)».
Стратегию ведения информационной войны рассматривает и доктор политических наук, профессор Дипломатической академии МИД России Игорь Панарин. В своей книге «Первая мировая информационная война. Развал СССР» он истолковывает данный процесс следующим образом: «Стратегия ведения информационной войны путем целенаправленного воздействия на общественное мнение предполагает знание настроений всех социальных, конфессиональных и этических групп, знание реального положения вещей. Отсюда, с одной стороны, информационно-психологическое воздействие по всем возможным каналам, а с другой - тщательное изучение общественного мнения, т. е. выявление реакции - отношение элиты и населения к информационно-психологическим воздействиям, для того, чтобы можно было вносить коррективы в параметры воздействия».
Итак, информационная война - это управление информационными потоками, направленными на разрушение или подмену идеалов и ценностей, обеспечивающих принятие нужных решений, осуществляемых через СМИ и другие средства массовой коммуникации. Ее целями являются контроль собственного информационного пространства, осуществление атаки на информационное поле противника, защита от возможных атак оппонентов.
Обобщая представленные сведения, можно сказать, что стратегия ведения информационных войн обязательно включает в себя процесс изучения общественного мнения, социальной и политической среды, сложившейся вокруг человека или целого государства. Кроме того, после проведения всех необходимых исследований, нужно контролировать сам процесс поступления информации в общество, направлять ее в наиболее уязвимые места в обороне противника.
Далее, говоря о современных средствах ведения информационной войны, нужно учитывать те сферы, на которых будет оказано воздействие. Оно может быть: физическое, информационное, программно-техническое и радиоэлектронное. Физическое воздействие заключается в уничтожении источника угрозы. В данную группу средств ведения информационной войны входят: системы противорадиолокационных ракеты, генераторы электромагнитного излучения, графитовые бомбы и биологические средства (микробы, вирусы).
Информационные методы воздействия включают в себя использование информации и информационных технологий как основного средства воздействия на противника. К этим средствам можно отнести СМИ, всемирную информационную сеть «Интернет», неправительственные коммерческие организации (НКО) и различные фонды, связанные с информированием и обучением граждан.#
Программно-технический метод воздействия заключается в использовании против врага всего спектра компьютерных программ и технологий. Реализация программно-технических методов воздействия включает в себя следующие средства: аппаратные закладки, компьютерные вирусы, логические бомбы, а также специальные средства проникновения в информационные сети - программы-взломщики.
Радиоэлектронные методы воздействия представляют собой комплекс помех и радиоэлектронных излучений, разрушающих радиолокационные вышки противника, перехватывая и затрудняя ему передачу информации. К этим средствам относятся радиолокационные станции, средства перехвата и т. д.
В общем виде существует два вида информационных атак: прямая и косвенная. Прямая информационная атака заключается в непосредственном вмешательстве в информационное поле противника и внедрение в его среду ложной информации. Косвенная - в создании ложной информации, которую противник будет принимать за истину. При этом никакого внутреннего вмешательства в информационное поле противника не происходит.
Основными средствами применения информационного воздействия являются:
- нанесение ущерба отдельным физическим элементам информационной инфраструктуры (разрушение сетей электропитания, создание помех, использование специальных программ, стимулирующих вывод из строя аппаратных средств, а также биологических и химических средств разрушения элементарной базы);
- уничтожение или повреждение информационных, программных и технических ресурсов противника, преодоление систем защиты, внедрение вирусов, программных закладок и логических бомб;
- воздействие на программное обеспечение и базы данных информационных систем и систем управления с целью их искажения или модификации;
- угроза или проведение террористических актов в информационном пространстве (раскрытие и угроза обнародования или обнародование конфиденциальной информации об элементах национальной информационной инфраструктуры, общественно значимых и военных кодов шифрования, принципов работы систем шифрования, успешного опыта ведения информационного терроризма и др.);
- захват каналов СМИ с целью распространения дезинформации, слухов, демонстрации силы и доведения своих требований;
- уничтожение и подавление линий связи, искусственная перегрузка узлов коммутации;
- воздействие на операторов информационных и телекоммуникационных систем с использованием мультимедийных и программных средств для ввода информации в подсознание или ухудшения здоровья человека;
- воздействие на компьютерное оборудование боевой техники и вооружений с целью вывода их из строя.