Юго-Восточная Азия: тенденции и прогноз на 2022 г.

12.01.2022

В Азиатском Римланде в 2021 г. проходили активные процессы, напрямую связанные с мировой геополитикой. Поскольку Китай представляет собой новый и активно формирующийся полюс будущего мироустройства, многие события были прямо или косвенно связаны именно с этой страной. В отношениях с США четко обозначился декаплинг, т.е. разрыв экономических и политических связей. Претензии на суверенитет в Южно-Китайском море, а также ставка на объединение с Тайванем (который Пекин считает своей территорией), подстегивали США и их сателлитов в регионе усилить взаимодействие и открыто формировать антикитайскую коалицию. 24 сентября 2021 г. была проведена первая очная встреча Четырехстороннего диалога по безопасности (США, Япония, Индия и Австралия) в Вашингтоне, а также сформирован новый альянс (Австралия, Великобритания, США) - оба они направлены против Китая. «Четверка» была создана относительно давно – еще в 2007 году, – но до недавнего времени особой активности с ее стороны не наблюдалось. Лишь в 2020 году объединение было возрождено и запланированы новые встречи и соглашения.

Некоторые СМИ называют Quad не иначе, как «азиатский НАТО», хотя это довольно натянутая характеристика. Очевидно, что главным локомотивом объединения являются США, которые умело эксплуатируют страхи других участников перед Китаем. Но если к «Четверке» прибавить соглашение AUKUS, то наряду с присутствием Пентагона в Индо-Тихоокеанском регионе и рядом двухсторонних соглашений, это выглядит как дополнительная опора для усиления позиций атлантизма. И в таком формате «Четверка» подрывает безопасность в регионе и доверие между входящими в него странами.

В январе 2021 г. авианосная ударная группа ВМС США «Теодор Рузвельт» вошла в Южно-Китайское море для проведения рутинных операций, включая морские учения и скоординированную тактическую подготовку между надводными и воздушными подразделениями.

А новый закон Китая о береговой охране, который вступил в силу 1 февраля, западные эксперты и представители стран, которые имеют территориальные споры с Пекином, обозначили как тревожную эскалацию споров в Южно-Китайском море.

В середине 2021 года обострилась военная напряженность в Тихоокеанском регионе вокруг Тайваня, Гонконга и Южно-Китайского моря. США стали инициатором ряда учений в регионе. Были проведены маневры «Тихоокеанское железо» на Гуаме и Северных Марианских островах с демонстрацией внушительной воздушной, наземной и морской мощи. Также в Австралии прошли двухгодичные совместные учения под названием «Талисман Сабер», в которых участвовали 17000 военнослужащих из США и стран‑союзников.

К концу года стало очевидно, что Вашингтон пытается подстрекать своих союзников и партнеров в регионе - Австралию, Новую Зеландию, Японию и Южную Корею к выработке общей стратегии противодействия Китаю.

Китай

Во внутренней политике Китая произошли два важных события - это саммит КПК и пленум ЦК КПК.

6 июля 2021 г. состоялся саммит Коммунистической партии Китая. Во время открытого саммита КПК 6 июля председатель КНР Си Цзиньпин заявил о необходимости противостоять политике силы и односторонних действий в мире, бороться с гегемонизмом и злоупотреблением политической властью. «На фоне того, что мир вступил в период большой турбулентности и перемен, человечество сталкивается с различными рисками. Китайско-российское тесное взаимодействие показывает пример для подражания, является образцом формирования нового типа международных отношений. Мы это высоко ценим», – заявил Си Цзиньпин.

С 8 по 11 ноября 2021 года в Пекине состоялся 6-й пленум Центрального Комитета Коммунистической партии Китая 19-го созыва.

Согласно коммюнике пленума, партия определила роль товарища Си Цзиньпина как руководящего ядра ЦК КПК и всей партии, утвердила руководящую роль идей Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху.

Во внешней политике, в первую очередь, следует отметить декаплинг (от английского decoupling – разделение) с США, который усиливается по причине изменений в китайской экономической модели, а также в силу разного восприятия КНР и США мирового порядка. Пока США отменяют дополнительные тарифы на китайские товары, цены на промышленные, произведенные в Китае товары находятся в среднем ценовом диапазоне, но также могут значительно упасть, тем самым замедляя инфляцию. Однако США все еще остаются сверхдержавой, поэтому не могут отменять тарифы в одностороннем порядке.

В том случае, если администрация Байдена отменит дополнительные тарифы без каких-либо условий для Китая, то можно считать, что Байден сдался Китаю. Поэтому американское правительство требует от Китая увеличения закупки товаров у США и выполнения первой фазы торгового соглашения.

В противном случае, нынешняя администрация Байдена будет намерена продолжить политику Трампа. Другими словами, США угрожают Китаю. Если Китай не увеличит закупки товаров в США в соответствии с соглашением, США продолжат развязывать торговую войну, начавшуюся в 2015 году. Однако, если Китай увеличит закупки товаров из США в соответствии с соглашением, США отменит уже введенные тарифы на некоторые китайские товары.

Также США используют тактику «распускания слухов» против Китая. Неоднократно и публично распространялась информация о том, что Китай ограничил производство и экспорт материалов, выпуская некачественное оборудование и медицинские изделия. Это усилило недоверие к производственной цепочке Китая во многих странах по всему миру, что привело к «декитаизации производственной цепочки».

Китай обвиняется и в «гегемонии» цепочки поставок китайских медицинских товаров и автомобильной промышленности, что, как утверждается, причиняет вред здоровью. 9 апреля 2021 г. экономический советник Белого дома Ларри Кудлоу призвал все американские компании покинуть Китай и вернуться в США, предложив «пополнение счетов» компаний за возврат на родину.

США начали создание партнерского альянса под названием «Сеть экономического процветания», о котором говорили еще при Трампе. Он содействует реорганизации китайских цепочек поставок по ключевым областям, к примеру, таким как инфраструктура и т. д., с целью тотального избавления от китайской зависимости. При поддержке США Япония выделила 2,3 миллиарда американских долларов и 108 триллионов иен (приблизительно 989 миллиардов американских долларов) для финансирования компаний, которые переводят производственные линии из Китая обратно в Японию или же в другие страны.

В прошедшем 2021 году прошло ровно 20 лет со дня подписания «Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой», который был подписан 16 июля 2001 года Владимиром Путиным и Цзян Цзэминем в Москве.  До сих пор сотрудничество с Китаем играет ключевую роль во внешней политике России. Многие отечественные аналитики и политические деятели представляют Китай в качестве важного геополитического союзника.

Во время онлайн-встречи глав двух государств Владимир Путин отметил важность совместного сотрудничества: «В условиях усиливающейся геополитической турбулентности, слома договоренностей в сфере контроля над вооружениями, повышения конфликтного потенциала в различных уголках мира российско-китайская координация играет стабилизирующую роль в мировых делах. В том числе по таким острым вопросам международной повестки дня, как урегулирование ситуации на Корейском полуострове, в Сирии, Афганистане, возобновлении совместного плана действий по иранской ядерной программе».

Хотя в товарообороте между КНР и Россией особый рост не наблюдается. И это несмотря на значительное количество совместных российско-китайских проектов в области энергетической безопасности; сотрудничество по инициативе «Один пояс, один путь»; в рамках ШОС; совместную борьбу с терроризмом и пр.

В непосредственной близости Китай продолжал реализовывать инфраструктурные проекты. Например, в Лаосе было завершено строительство высокоскоростной железной дороги протяженностью 420 км, которую вел Китай. Работа над проектом началась в 2016 году с целью установления связи между южным китайский город Куньмин со столицей Лаоса Вьентьяном. Все это реализуется в рамках более широкого видения Пекином проекта возможной паназиатской железной дороги, которая протянется на юг до Сингапура. Являясь центральным проектом инициативы «Пояс и путь», трасса также является частью стратегического видения Лаоса, направленного на то, чтобы перейти от страны, не имеющей выхода к морю, к стране, «связанной с сушей», и преодолеть отставание в развитии, которое было продиктовано тем, что Лаос сам по себе - это внутреннее горное государство.

На фоне растущей задолженности возникает зависимость от Китая, но Вьентьян намерен наверстать упущенное за десятилетия быстрого развития региона. Другой проект – строительство сухого порта Таналенг (TDP) и логистического парка Вьентьян (VLP) – является примером того, как можно снизить чрезмерную зависимость Лаоса от Китая. Они были одобрены резолюцией Экономической и социальной комиссии Организации Объединенных Наций для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО ООН) еще в 2013 году, проект финансируется в основном частными спонсорами и направлен на то, чтобы связать Лаос с морскими торговыми путями. 

Индия

В 2021 г. Индия пыталась, как и ранее, маневрировать между крупными геополитическими центрами, в то же время пытаясь нарастить собственное влияние. Проблемы с коронавирусом сдерживали развитие индийской экономики.

В то же время победа талибов (запрещены в РФ) в Афганистане вынудила изменить Нью-Дели свои планы в отношении Центральной Азии и сдерживания Пакистана. Из Афганистана, который ранее использовался как площадка для распространения свое влияния, в том числе на пакистанские Белуджистан и пуштунский пояс, были эвакуированы все дипломатические сотрудники Индии и члены их семей.

В феврале 2021 г. был временно урегулирован территориальный спор с Китаем в горном районе Ладакх, где накануне произошел вооруженный конфликт. Однако обе стороны продолжали наращивать военное присутствие на границе. Осенью в секторе Таванг, штат Аруначал-Прадеш произошла стычка между пограничными патрулями. 12 января 2022 г. произошел очередной раунд переговоров между командующими армейскими корпусами ВС Индии и Народно-освободительной армии Китая. Вероятно, напряженность будет продолжаться и весь 2022 г.

В рамках Индо-Тихоокеанской стратегии США продолжали втягивать Индию в зону своего влияния. В сентябре 2021 г. ВВС США и Индии подписали новое соглашение о сотрудничестве по разработке беспилотных летательных аппаратов. Целью сотрудничества является «проектирование, разработка, демонстрация, тестирование и оценка технологий, включая физическое оборудование, такое как небольшие беспилотные летательные аппараты, авионику, мощность полезной нагрузки, двигательную установку и системы запуска, посредством прототипирования, которые отвечают эксплуатационным требованиям ВВС Индии и США». Планируемая сумма затрат на этот проект – 22 миллиона долларов, которые будут разделены 50% на 50%. В Пентагоне уже назвали соглашение «крупнейшими в истории» отношений двух стран.

Келли Сейболт, заместитель заместителя министра ВВС США по международным делам, сказал, что «Соединенные Штаты и Индия разделяют общее видение свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона. Это соглашение о совместном развитии еще больше укрепляет статус Индии как крупного партнера в области обороны и основывается на нашем существующем прочном сотрудничестве в области обороны».

Новый договор был подписан под эгидой Американо-Индийской инициативы в области оборонных технологий и торговли, или DDTI. Эта работа началась в 2012 году и была любимым проектом тогдашнего заместителя министра обороны Эша Картера. Когда Картер стал министром в 2015 году, он активизировал усилия. Эллен Лорд, которая руководила закупками Пентагона для администрации Трампа, также была главным сторонником более тесных связей в области развития с Индией.

Согласно данным SIPRI, Индия была вторым по величине импортером военной техники и систем вооружений в 2020 году, и на ее долю приходилось около 9,5% всех мировых закупок оружия. В 2018 году поставки из США занимали в этой доле 12%.

Чтобы изменить это соотношение, при Дональде Трампе для Индии даже сделали исключение по поводу сотрудничества с Россией. В том же году представители Министерства Индии заявили, что откажутся от российских систем ПВО «Печора» и вложат один миллиард долларов в американский аналог NASAMS-II.

А в сентябре 2018 года у США с Индией было подписано специальное соглашение в области военного сотрудничества – The Communications Compatibility and Security Agreement (COMCASA). Оно предполагало обмен данными, интенсификацию в проведении совместных учений, а также поставку в Индию со стороны США особых типов вооружений. Безусловно, соглашение также было направлено на установление монополии со стороны США. В декабре 2018 года при содействии США Индия открыла Морской объединенный информационный центр.

Уже очевидно, что данное соглашение в области разработок ВВС двух стран ставило под удар российско-индийские связи в области военных технологий и поставок оружия. Индия могла бы обосновывать это необходимостью перехода на отечественную продукцию.  

Однако к концу году Россия осуществила демарш на индийском направлении. Визит президента России Владимира Путина в Индию 6 декабря и параллельные переговоры в формате «2+2» (министры иностранных дел и министры обороны двух государств) привели к продлению ряда старых договоров и подписанию новых соглашений. Хотя в последние годы сотрудничество между Москвой и Нью-Дели замедлилось, новый пакет указывает на готовность двух сторон наверстывать упущенное, при этом значительно расширяя старые рамки.

Как было указано в совместном заявлении по результатам встречи, «стороны положительно оценили многогранные российско-индийские отношения, которые охватывают различные области сотрудничества, включая политику и стратегическое планирование, экономику, энергетику, военную сферу и безопасность, науку и технологии, культуру и гуманитарное взаимодействие».

Из важных договоренностей необходимо отметить переход на взаиморасчеты в национальной валюте, что является логическим продолжением политики ухода России от долларовой зависимости.

Индия пригласила Россию и в оборонный сектор. Ранее задержки в подписании контрактов между сторонами интерпретировались как потеря интереса со стороны Нью-Дели в российских вооружениях и боязнь санкций со стороны США. Но в новом блоке соглашений тема военно-технического сотрудничества также присутствует. Что показательно, несмотря на индийскую программу производства отечественной оборонной продукции, в этом секторе нашлось место и для российских компаний. Опыт сотрудничества Индии и Израиля ранее показал, что такое вхождение во внутренний рынок Индии вполне возможно.

При этом Кремль ставит задачу в будущем найти удобный и приемлемый формат для активного взаимодействия тройки Россия-Индия-Китай. Было бы хорошо органично подключить к ней и Пакистан, тем более, что отношения между Исламабадом и Нью-Дели улучшаются: накануне обе стороны начали выдавать друг другу визы для дипломатических сотрудников и пошли на военную деэскалацию.

Хотя еще существуют опасения насчет нахождения Индии под влиянием США, особенно в отношении Индо-Тихоокеанской стратегии, Москве действовать на опережение и самим предлагать новые форматы для взаимодействия. Дополнительно необходим и мониторинг действий Вашингтона на этот счет. Пока нет явных признаков, что будет оказано сильное влияние на Нью-Дели, но в рамках общего антикитайского курса США они будут стараться удерживать своих партнеров через различные преференции и дипломатические уловки.

Пакистан

В 2021 г. Пакистан активизировал внешнюю политику. После смены режима в Афганистане Пакистан предпринял значительные усилия для нормализации обстановки и чиновники провели переговоры с талибами. Военные, включая межведомственную разведку Пакистана, также были подключены к процессу. Для Пакистана важно установить дружественные связи с талибами как легитимной силы, чтобы иметь возможность влиять на пуштунскую политику внутри своей страны. Поскольку пакистанский Талибан выступает как автономная организация и является запрещенной в Пакистане, Исламабаду необходимо иметь гарантии и надежные рычаги контроля над своими приграничными территориями, населенные пуштунами.

В конце года в Исламабаде прошло заседание Организации Исламского Сотрудничества, где основным вопросом также было афганское урегулирование.

Но самый важный прорыв был сделан на российском направлении.

В начале апреля 2021 г. Сергей Лавров посетил с визитом Исламабад, где обсуждался широкий спектр сотрудничества между двумя странами, начиная от военно-технического и заканчивая урегулированием ситуации в соседнем Афганистане. Очевидно, что эта поездка и ускорила подписание договора о строительстве газопровода (другой темой в энергетической сфере стал мирный атом). Также пакистанскому руководству было передано послание президента России Владимира Путина о готовности «начать с чистого листа» в двусторонних отношениях.

28 мая в Москве было подписано двустороннее соглашение о строительстве газопровода «Пакистанский поток». Со стороны России документ подписывал министр энергетики России Николай Шульгинов, а со стороны Пакистана – посол Шафкат Али-Хан. 

Этот договор готовился с 2015 года под первоначальным названием газопровод «Северг-Юг» и он имеет важное геополитическое значение для обеих стран.

Протяженность нового газопровода будет составлять 1100 километров. Пропускная способность составит 12,3 миллиарда кубических метров в год. Предполагаемая стоимость – 2,5 миллиардов долларов. Газопровод свяжет терминалы по приему сжиженного газа в портах Карачи и Гвадар на юге Пакистана с электростанциями и промышленными объектами на севере страны. Изначально предполагалось, что Россия будет владеть пакетом в 51% акций и будет управлять им 25 лет. Но западные санкции расстроили эти планы. Теперь часть российских компаний будет составлять 26%. Но российская сторона будет иметь право решающего голоса при выборе подрядчиков, по вопросам проектирования, инженерных работ, поставок и строительства.

В Пакистане еще есть два потенциальных проекта – это газопровод из Ирана, который еще не построен, а также широко разрекламированный, но никогда не начинавшийся реализовываться трубопровод Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ). Последний проект был заморожен из-за нестабильной ситуации в Афганистане. Следовательно, «Пакистанский поток» является наиболее перспективным в плане ожидания скорой отдачи сразу после завершения его строительства.

Для России участие в проекте дает сразу ряд прямых и косвенных преимуществ. Во-первых, само участие России в проекте направлено на получение определенных дивидендов. Во-вторых, участие России следует рассматривать и со стороны имиджевой политики. В-третьих, Россия сбалансирует чрезмерное присутствие Китая в Пакистане, поскольку Пекин на протяжении многих лет являлся основным донором и участником подобных инфраструктурных проектов. В-четвертых, Россия лучше изучит возможности Китайско-Пакистанского экономического коридора на предмет участия в нем и использования как южных морских ворот ЕАЭС (глубоководный порт Гвадар). Газопровод «Пакистанский поток» будет пролегать фактически по тому же маршруту. В-пятых, учитывая запасы природного газа в самом Пакистане (провинция Белуджистан), Россия, показав себя надежным партнером с необходимыми техническими знаниями, через некоторое время сможет участвовать и в разработке национальных газовых месторождений. В-шестых, присутствие России автоматически будет способствовать участию в других двусторонних проектах – при динамично развивающейся экономике и демографическом росте Пакистана это расширяет опции для торговли, промышленности и бизнеса. В-седьмых, наше присутствие укрепляет тенденцию на многополярность, особенно в ситуации, когда Индия идет на поводу у США и вступает в различные подозрительные и дестабилизирующие проекты типа Quad (о чем говорил министр иностранных дел России Сергей Лавров).

Улучшение и расширение контактов с этой страной для России имеет важное значение по причине ее геостратегической позиции. И в рамках нынешней евразийской интеграции, включая сопряжение с китайской инициативой «Один пояс, один путь», и в рамках континентальной интеграции в будущем. 

В 2022 г. есть шансы на дальнейшее развитие пакистано-российских отношений. Также будет продолжаться сотрудничество с Китаем и другими основными партнерами Пакистана - Турцией и Саудовской Аравией.

Япония

Япония в 2021 г. продолжила углублять сотрудничество с США в сфере обороны и экономики. Было достигнуто соглашение о том, что расходы на содержание американских баз будут частично покрыты из бюджета Японии. В целом

В середине июля 2021 г. Министерство обороны Японии издало «Белую книгу», которая вызвала пристальное внимание чиновников и экспертов из соседних стран, а также США. В данном документе есть ряд особенностей, которые указывают на динамику изменений в военно-политическом планировании этого государства, указывают, что наряду с подстрекательством Вашингтона и ангажировании в региональные проекты, такие как Четырехсторонний диалог по безопасности, Япония остается верным сателлитом США, акцентируя идентичные проблемы.

По введению «Белой книги», создается впечатление, что у Японии сейчас две основных угрозы – это Китай и Северная Корея.

Министерство обороны Японии впервые удалило Тайвань с карты Китая. В предыдущие годы в «Белой книге» Тайвань и Китай были объединены в одной главе и на одной карте, что вызвало критику со стороны тайваньцев, проживающих в Японии. Однако в последней версии подчеркивается различие между ними, что указывает на изменение политики министра обороны Японии Нобуо Киши.

В документе подчеркнуто, что «стабилизация ситуации вокруг Тайваня важна для безопасности Японии и стабильности международного сообщества». В документе добавлено: «Поэтому необходимо, чтобы мы уделяли пристальное внимание ситуации в преддверии кризиса больше, чем когда-либо прежде».

Что касается проблемных секторов, то Япония озабочена следующими направлениями:

- обороной удаленных островов;

- организацией эффективного ответа на возможные ракетные атаки;

- возможностью действий в космосе;

- обеспечением безопасности киберсистем;

- развитием способностей электромагнитного спектра;

- реакцией на катастрофы и стихийные бедствия крупного масштаба (включая эпидемию коронавируса).

Во внутренней политике не было особых изменений. 31 октября 2021 года в Японии прошли выборы в парламент. Согласно процедуре произошло назначение премьер-министра. Пост сохранил действующий премьер-министр Фумио Кисида, так как возглавляемая им партия сохранила большинство мест в парламенте. 

Мьянма

1 февраля 2021 г. в результате государственного переворота в Мьянме было свергнуто гражданское правительство во главе с Национальной лигой за демократию (НЛД), возглавляемой Аунг Сан Су Чжи и Вин Мьинт. Военные страны, «татмадау», установили в государстве диктатуру.  Новое военное правительство пообещало через год или два провести всеобщие выборы и после них передать власть победителю. 

Депутаты НЛД, сохранившие свою свободу, к апрелю 2021 г. сформировали комитет, представляющий Союзный парламент, параллельный орган власти, который правительство военных объявила незаконным объединением, а его членов обвинила в государственной измене. Аунг Сан Су Чжи была арестована и предана суду.  

В июне 2021 г. старший генерал Мин Аун Хлайн возглавил делегацию из Мьянмы в Россию, которая приняла участие в Московской конференции по международной безопасности. 

Мин Аун Хлайн и ранее неоднократно приезжал в Россию, однако в качестве первого лица государства – впервые. Мин Аун Хлайн является последовательным сторонником развития отношений с нашей страной, в частности – в военной и военно-технической сферах. В начале 2000-х годов он разработал программу обучения военных Мьянмы в РФ (за эти годы в российских вузах учились более 7 тысяч офицеров). При нем Мьянма стала закупать учебно-боевые самолеты Як-130, многоцелевые истребители Су-30СМ, бронетанковую технику и др.

Данный приезд совпал с очередным давлением международного сообщества на Мьянму: в пятницу 18 июня Генеральная Ассамблея ООН осудила действия военных в Мьянме. 119 стран выступили в поддержку предложения восстановить демократический переход в стране, Беларусь выступила против, а 36 стран (среди которых Россия и Китай) воздержались.

Для самой России сотрудничество с Мьянмой выгодно не только с позиции поставок военной техники и обучения здесь военных из азиатской страны. Политическая поддержка (или нейтралитет) со стороны Москвы подчеркивает генеральную линию внешней политики – невмешательство во внутренние дела других государств и уважение суверенитета, – в то же время отказывая Западу в их концепции «защиты демократических ценностей». Роль некоего балансира, уравновешивающего китайское влияние, также вполне устраивает Москву. А в контексте глобальной геополитики достаточно взглянуть на карту, чтобы понять, какое стратегическое значение имеет государство площадью 678 тысяч км. кв., находящееся в центре Юго-восточной Азии с выходом в Индийский океан.

Регионально-глобальные проекты

9 января 2021 г. на сайте Государственного Совета КНР было опубликовано сообщение о том, что Китай будет расширять сеть свободной торговли по всему миру. По словам министра торговли Ван Вэньтао, Китай активизирует усилия по увеличению своей сети зон свободной торговли с партнерами по всему миру, чтобы расширить «круг друзей», одновременно устраняя дополнительные тарифы на товары и облегчая привлечение инвестиций и доступ на рынки для торговли услугами.

Ван сказал агентству Синьхуа в недавнем интервью, что эти усилия будут способствовать открытости на более высоком уровне. Он добавил, что страна будет содействовать переговорам по соглашению о свободной торговле между Китаем, Японией и Республикой Корея, переговорам с Советом сотрудничества Китая и стран Персидского залива, а также китайско-норвежскими и китайско-израильским соглашениями о свободной торговле (ССТ). Кроме того, будет рассматриваться возможность присоединения к всеобъемлющему и прогрессивному соглашению о Транстихоокеанском партнерстве.

Официальные данные показывают, что Китай подписал ССТ с 26 странами и регионами, причем на долю ССТ приходится 35 процентов от общего объема внешней торговли страны.

Создание сети зон свободной торговли с глобальным охватом соответствует цели Китая по созданию нового уровня открытости в глобальном масштабе, что и было подчеркнуто в предложениях партийного руководства по разработке 14-го пятилетнего плана (2021–2025 годы) Национального экономического и социального развития и долгосрочных целей до 2035 года.

Подписание большего количества ССТ поможет Китаю расширить и стабилизировать внешние рынки и достичь более высокого уровня открытости, особенно если страна активно вносит коррективы в соответствии с необходимыми требованиями, такими как принятие более строгих правил охраны окружающей среды и выравнивание условий игры для всех субъектов рынка.

Помимо облегчения торговли товарами и услугами, ССТ также предоставляют платформы для установления широко принятых и общепринятых правил в таких областях, как цифровая экономика и охрана окружающей среды.

Китай добился заметных успехов в продвижении многосторонней торговли в 2020 году, подписав и Региональное всеобъемлющее экономическое партнерство в середине ноября, а также завершив переговоры по инвестиционному договору между Китаем и ЕС в конце года.

1 января 2022 г. вступило в силу соглашение о крупнейшей в мире зоне свободной торговли - это Всестороннее региональное экономическое партнёрство (договор был подписан в ноябре 2020 года). Соглашение охватывает 10 государств-членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и 5 государств, с которыми у АСЕАН уже подписаны соглашения о свободной торговле. ВРЭП включает 3 развитых и 12 развивающихся государств.

Азиатско-Тихоокеанский регион в настоящее время является ведущим регионом экономического роста в мире, предлагая большие возможности для торговли и расширения. В некоторых странах считают, что их предприятия смогут вырваться вперед в гонке конкуренции, используя Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (CPTPP) – соглашение о свободной торговле между 11 странами Азиатско-Тихоокеанского региона: Австралией, Брунеем, Чили, Канадой, Японией, Малайзией, Мексикой, Новой Зеландией, Перу, Сингапуром и Вьетнамом.

По сути, CPTPP – это амбициозное и высококачественное соглашение о свободной торговле, охватывающее практически все аспекты торговли и инвестиций. Соглашение предусматривает обязательства по доступу на рынки в области торговли товарами и услугами, обязательства по поводу инвестиций, мобильности рабочей силы и государственных закупок. Соглашение также устанавливает четкие правила, которые помогают создать последовательную, прозрачную и справедливую среду для ведения бизнеса на рынках CPTPP, с выделенными главами, охватывающими ключевые вопросы, такие как технические барьеры в торговле, санитарные и фитосанитарные меры, таможенное администрирование, прозрачность и государственные предприятия.

Государство, которое хочет присоединиться, должно проинформировать правительство Новой Зеландии (депозитарий соглашения), которое затем проинформирует других членов. Затем Комиссия CPTPP решает, начинать или нет процесс присоединения. Если она решит начать этот процесс, будет сформирована рабочая группа. В течение 30 дней после первого заседания рабочей группы кандидат должен будет представить свои предложения по доступу на рынок: снижение тарифов; списки секторов услуг, из которых она предложила исключить членов CPTPP; и части государственных закупок, которые не будут открыты для предложений от других членов CPTPP. Затем начнется процесс переговоров. Как только все существующие участники будут удовлетворены, Комиссия официально пригласит кандидата стать членом.

В начале 2021 года Британия подала заявку на вступление в CPTPP. Однако до сих пор нет новостей, насколько Лондон продвинулся в своих устремлениях. Известно только, что переговоры были начаты в июне.

В январе 2021 года Южная Корея также заявила о желании подключиться к CPTPP. Для этого была начата процедура ревизии собственных норм и законов на предмет соответствия CPTPP. Таиланд тоже просигнализировал о своем интересе к партнерству.

А в сентябре 2021 года заявку подал Китай. Это произошло через несколько дней после подписания договора AUKUS. 

***

В 2022 г. регион останется зоной столкновения интересов мировых держав. Кашмир продолжит быть точкой конфликта (зона индийского контроля является наиболее проблематичной, поскольку Нью-Дели не допускает участия в урегулировании какой-либо третьей стороны), но без серьезных провокаций вряд ли возможна эскалация. Также не стоит ожидать китайского вторжения на Тайвань, как говорят американские политики и подконтрольные им СМИ. США и их партнеры продолжат рутинные военные учения и будут пытаться сформировать более внушительную антикитайскую коалицию.