Вучич победил. Что дальше?

25.04.2016

Как и предполагалось, действующий премьер-министр Александр Вучич со своей Прогрессивной партией смог взять большинство голосов на прошедших парламентских выборах. По предварительным подсчетам он взял около 50%.

За ним следуют: коалиция, сформированная вокруг Социалистической партии Сербии во главе с Ивицей Дачичем - 12,10%, Сербская радикальная партия Воислава Шешеля - 7,94%, оппозиционная коалиция "За справедливую Сербию - Демократическая партия" - 6,13%.

Эти партии преодолели 5% барьер и будут представлены в новом парламенте. Остальные 16 партий, которые были представлены в списках, похоже, не пройдут в новый состав законодательного органа Сербии. Это означает, что у Вучича будет практически вся полнота власти и он начнет ставить своих людей на ключевые посты.

После объявления официальных результатом в течение 10 дней новоизбранные депутаты получат мандаты. Первое заседание обновленного парламента должно пройти не позднее 30 дней после опубликования окончательных результатов выборов. Для процесса формирования правительства отводится не более 90 дней с момента первого заседания Скупщины. Конституция предусматривает возможность роспуска парламента, если не удастся сформировать правительство в течение этого срока.

Возможно несколько наиболее вероятных сценариев развития сербского политического пространства до 2020 г.

1. Происходит логическое завершение реформ, инициированных Александром Вучичем при поддержке ЕС и других западных институтов. Белград согласует с Брюсселем план интеграции с Европейским Союзом и подпишет все необходимые документы. В обмен на обещание экономической помощи будут проведены структурные изменения в исполнительной, законодательной и судебной ветках власти Сербии. В первую очередь, будут демонтированы силовые структуры. Кроме того, экономический и социальный сектор будут адаптированы к европейским нормам, что означает рост безработицы, увеличение тарифов и ухудшение уровня жизни сербских граждан.

Информационная политика будет вестись в соответствии с программами толерантности ЕС. Гей-парады будут проводиться чаще, а сербские СМИ будут популяризировать культуру извращений.

Вероятно, что Сербия также продолжит курс на сближение с НАТО. Косово получит больше автономии с вероятностью дальнейшего признания суверенитета со стороны Белграда.

2. Несмотря на то, что большинство парламентских мест будут принадлежать Прогрессивной партии, а также подконтрольным Вучичу политическим объединениям, в Сербии начнется политический кризис. Это будет связано с неспособностью справиться с существующими проблемами и новыми вызовами, включая поток мигрантов и ухудшение социально-экономического положения. Рост популярности евроскептиков в соседних странах будет способствовать давлению со стороны граждан на проведение более адекватной политики. При данном сценарии наиболее желательным видится помощь со стороны европейских евроскептиков в создании партнерской коалиции в сербском парламенте и помощь в блокировании про-ЕС реформ в Сербии.

3. В Сербии будет формироваться альтернативный политический ландшафт. Такой сценарий вполне возможен, если нынешние оппозиционные движения смогут объединиться и начнут заниматься активной политикой на местном и региональном уровне. Успехи могут способствовать созданию новой партии, которая сможет войти в новый парламент в 2020 г. или ранее, при условии проведения очередных внеочередных выборов.

В двух последних вариантах Россия может проявить активное участие при появлении окон возможностей (а также создавать такие окна). Так как последние десять лет, несмотря на заявления о дружбе и братстве между Россией и Сербией Белград делал поступательный крен в сторону ЕС и НАТО, роль Москвы в отстаивании своих интересов на Балканах должна быть более открытой и стратегической. Кроме того, должна быть пересмотрена кадрово-дипломатическая работа со стороны России. Несмотря на то, что в Сербии реализуется ряд проектов и программ как по государственной, так и по общественной линии, в сербской теме остается задействовано большое количество лиц либеральной ориентации, которые либо дискредитируют, либо саботируют действия Москвы в этом направлении.