Война за инновации

01.12.2014

21 декабря 2013 года, небольшая японская фирма «Schaft», работающая в области роботехники, заняла первое место на конкурсе «DARPA Robotics Challenge» (конкурс роботехники, проводящийся агенством по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США). Несмотря на ограниченное финансирование, робот команды «Schaft» стал единственным участником конкурса, который сумел успешно выполнить все задания и обойти роботов, представленных такими компаниями, как «Boston Dynamics». Робототехническая система «Boston Dynamics», которая участвовала в конкурсе, была разработана по $10,8-миллионному контракту с агенством «DARPA». В 2013 году, компания «Google» приобрела «Schaft» и 6 других робототехнических компаний в рамках новой масштабной инициативы в области робототехники. 

В мае 2011 года, «D-Wave Systems», компания-стартап, созданная в университете Британской Колумбии в Канаде, объявила о создании первого в мире квантового компъютера. Сегодня испытания демострируют способность нового поколения компъютеров «D-Wave Two» решать некоторые вычислительные задачи в 3600 раз быстрее обычных компъютеров. Полную систему «D-Wave Two» можно приобрести за $10-15 миллионов.

На Международной выставке производителей технологий 2014 года(2014 International Manufacturing Technology Show) в Чикаго, компания «Local Motors», которая использует новейшие производственные технологии и принцип открытого сотрудничества для быстрой разработки инновационной продукции, представила первый в мире автомобиль, полностью созданный на 3-D принтере. В течении 44 часов, прямо в выставочном зале, представители компании «Local Motors» «распечатали» и собрали целый автомобиль, продемонстрировав способность цифрового производства быстро и экономично создавать сложные системы. 

Инновационный «джинн» выпущен из бутылки. Сегодня темп развития новейших технологических инноваций диктуется мировыми коммерческими рынками. Представляем Информированность в области технологий (Technology Domain Awareness  - TDA) - инновационную концепцию, разработанную в оборонной отрасли, которая заключается в использовании детального знания области технологических достижений и разработок (пространства, в котором пересекаются научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в гражданской и оборонной сферах) для применения новейших высокотехнологических коммерческих разработок в военных целях. Этой теме посвящен цикл из трех статей, в первой из которых мы рассмотрели факторы и цели, лежащие в основе концепции «TDA». «TDA» разработана с целью создания эффективной инновационной базы в оборонной сфере, которая станет связующим звеном между индустрией научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в коммерческих целях и нуждами оборонной промышленности. Во второй статье мы рассмотрим реализацию концепции«TDA».

Крупные капиталовложения в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, рыночная стимуляция и эффективный обмен информацией между производителями и потребителями технологий поддерживают глобальный инновационный двигатель, который работает независимо от традиционных оборонных рынков. Инновационный рынок работает не по принципу выбора «победителей» поставщиками технологий, скорее сам рынок определяет технологии и компъютерные аппликации, которые выживут и преуспеют. В данном контексте, технологическое превосходство приносит успех тем организациям, которые обладают стратегической гибкостью, позволяющей предложить как можно больший выбор технологий и быстреевоспользоваться теми технологиями, которые приносят наибольшую прибыль. Такая модель конкурирования оставляет большое пространство для будущих конфликтов, в которых опора на максимальное количество предоставляемых технологических возможностей становится также важна, как и само производство.

В войне за новейшие мировые технологии, победителями станут те армии, которые смогут лучше всего адаптироваться к стремительным, зачастую внезапным, изменениям в сфере технологий. Министерство Обороны должно создать внутренние механизмы, позволяющие успешно использовать динамику коммерческих рынков в целях получения и сохранения инициативы в области военных технологий. Для достижения данной цели, Фрэнк Кендалл, заместитель министра обороны США по приобретению, технологиям и логистике, недавно объявил о запуске третьей версии инициативы Министерства Обороны США «Better Buying Power (BBP 3.0)» (Более эфективная стратегия закупок), которая направлена на обеспечение доминирования в военной сфере посредством технического превосходства и инноваций. Важнейшие аспекты «BBP 3.0» включают в себя удаление препятствий для использования коммерческих технологий, наращивание использования прототипов и экспериментирования, а также совершенствование механизмов поиска новых технологий и расширения на мировых рынках.   

Для достижения амбициозных целей «BBP 3.0», Министерству Обороны необходимы бизнес-процессы в области инноваций, которые: (1) обеспечат продукцией и технологиями для краткосрочного применения в области разработки прототипов; (2) идентифицируют возможности для стратегического совместного инвестирования в проекты, над которыми Министерство Обороны сможет работать совместно с представителями академических кругов и мировыми центрами научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок; (3) оптимизируют долгосрочные приоритеты и инвестирование в области оборонных технологий. Мы называем этот бизнес-процесс концепцией Информированность в области технологий (Technology Domain Awareness - TDA). «TDA» представляет собой информационную структуру, которая объединяет заинтересованных представителей Министерства Обороны, академических кругов и индустрии, предоставляет необходимые данные для принятия решений в области оборонных технологий, а также предоставляет экономичные варианты решения задач в оборонной сфере. 

Взаимодействие. В 2004 году войска США в Ираке столкнулись с активными действиями иракских повстанцев, направленными на изменение тактики, используемой ими при ракетных и минометных обстрелах американских позиций. Эти изменения позволяли повстанцам избегать обнаружения радарами «Firefinder», которые использовались коалицией вокруг военных инсталляций и внутри самих объектов. Во время одного из обстрелов, 22 декабря 2004 года, недалеко от города Мосул, были убиты 22 члена персонала военной базы американских и коалиционных войск, еще 66 были ранены. За все время конфликта в Ираке, коалиция еще ни разу не несла таких ощутимых потерь за один день. Реагируя на запросы, поступающие с полей боевых действий, Отдел исследований, разработок и инженерного обеспечения при армии США (Army Research Development and Engineering Command) послал команду Специалистов по оказанию научно-технологической помощи в полевых условиях (Field Assistance in Science and Technology - «FAST») в Ирак для детального изучения проблемы на месте. Анализ команды «FAST», в свою очередь, запустил механизм оперативной разработки решений в Военной научно-исследовательской лаборатории (Army Research Laboratory - «ARL»). Не обладая достаточными финансовыми ресурсами для создания и внедрения прототипа средства противодействия, «ARL» обратилась в Центр поддержки технических операций при армии США (Army Technical Operations Support Activity) с целью получения необходимой финансовой и оперативной помощи. Взаимодействие специалистов на месте, научно-исследовательской лаборатории и агенства по обеспечению привело к созданию Автоматизированной Транзиентной Акустической MASINT Системы (Unattended Transient Acoustic MASINT System), системы геолокации огневых точек противника, которая была разработана и введена в эксплуатацию менее, чем за 90 дней.

Приведенный выше пример показывает, что инновации в области технологий требуют создания системы, в которой все составляющие должны быть успешно взаимосвязаны. Деталями такой системы являются люди, запросы, технологии, способы применения, капитал и множество разнообразных видов ресурсов, начиная с транспорта и заканчивая специализированной инфраструктурой. Такие социально значимые сети как «LinkedIn», «Kickstarter»или «Alibaba», а также платформы для открытого сотрудничества, такие как «Innocentive» или «Local Motors», наглядно демонстрируют влияние расширенного взаимодействия на процессы повышения эффективности бизнеса и инновации производства. В оборонной сфере, такие программы как инициатива Сил быстрого оснащения армии «Co-Create», также подтверждают эффективность самоформирующихся групп, объедененных интересом к решению задач военного характера.

Имеющиеся в наличии механизмы, которые позволяют поддерживать необходимый уровень сотрудничества между заинтересованными представителями Министерства Обороны и их коллегами из научных кругов и индустрии, включают в себя как реальные события в мире, так и дополнительные онлайн-сервисы. Такие мероприятия из реальной жизни, как ежегодные учения «Trident Specter», проводящиеся Военно-морской Специальной Группой 2 (Naval Special Warfare Group 2), предоставляют возможность для совместного решения возникающих оперативных задач с помощью различных технологических наработок, полученных в экспериментальных условиях. Расширение взаимодействия в оборонной индустрии также требует наличия социальных сетей с возможностью подключения к интернету, которые могут работать как внутри «брандмауэра» Министерства Обороны, так и снаружи. Такие механизмы должны выходить за пределы традиционных групп, связанных с Министерством Обороны, и налаживать постоянное и разнообразное сотрудничество с индустрией инноваций в оборонной сфере. Подобное сотрудничество, однако, в конечном итоге должно базироваться на правильном подходе и эффективных механизмах стимулирования научных кругов и индустрии. Информирование о финанасовых и других выгодах сотрудничества с Министерством Обороны, упрощенный процесс участия в проектах, и наличие механизмов для совместного инвестирования государством и частным сектором жизненно важны для принципа «TDA»

Информирование. Как и в любой другой комплексно-структурированной организации, в Министерстве Обороны зачастую возникают сложности с интеграцией  результатов производственных инноваций в корпоративные процессы, которые позволили бы использовать эти результаты в необходимых объемах. Низкий темп перехода технологий, созданных в центрах научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок,к формальному самообеспечению ограничивает окупаемость инновационных инвестиций Министерства Обороны. Чтобы увеличить прибыль на инвестиции, необходимы усилия по синхронизации прототипов с номенклатурой оборонной продукции, которая регулируется военными службами, Командованием специальных операций США и другими отделами при Министерстве Обороны. Такой подход подразумевает своевременный и надежный обмен информацией между теми, кто занимается разработкой прототипов и теми, кто устанавливает требования к продукту, ведет процессы приобретения и занимается бюджетными вопросами. 

Повышение уровня окупаемости технологических инвестиций также подразумевает эффективное использование информационной составляющей вразработке прототипов - принцип, который бизнес-стратег Грег Галл (Greg Galle) называет «учебой на инвестициях» (Learning From Investment). Эта концепция является базовой для итеррационных циклов разработки и способствует инновации производства в сфере коммерческих высоких технологий, в которой обучение фактически равнозначно работе. «TDA» номинально предоставляет участникам инновационного процесса в оборонной сфере возможность самоорганизовываться и совместно работать над разработкой прототипов, но основной целью «TDA» является их использование как рычага для создания учебного контекста в технологическом экспериментировании. По мере того, как участники инновационного процесса совместно работают над специфическими задачами, стоящими перед ними в рамках конкретных проектов, параллельно идет накопление эмпирических знаний. Собранные таким образом знания, в дальнейшем могут быть использованы для оптимизации последующих разработок, а также более эффективной организации стратегических приоритетов и инвестиций в оборонной сфере. 

Обеспечение сбора, организации и распространения накопленных знаний требует создания новой модели данных, которая свяжет технологическую информацию с процессом принятия решений. Подобная модель используется при управлении сбором данных, как в военной, так и в гражданской сферах. Данные разрабатываются в соответствии с принципом базовых элементов информации (essential elements of information - EEI), который связан с деятельностью по сбору данных, оперативными мероприятиями и работой над правилами сбора и обработки данных. Один из многообещающих подходов, соответствующих требованиям концепции «TDA», заключается в использовании легко-адаптируемых онлайн-инструментов для обеспечения организации технологической информации вокруг деталей системы (т.е. людей, требований, способов применения, финансирования и других ресурсов), необходимых для инновации производства.   

Производство. Делая что-то, мы учимся. Согласно тому же принципу, инновациям предшествует производство. Г-н Кендалл недавно подчеркнул, что Министерству Обороны необходимо шире использовать производство прототипов и экспериментирование для сохранения преимущества Министерства Обороны в сфере военных технологий. В даном случае, производство прототипов играет роль моста между технологиями и их применением в военной сфере. Продукция и информация, полученные в процессе разработки прототипов и экспериментирования, являются жизненно важными для развития традиционной системы обеспечения в оборонной сфере в индустриальных масштабах. Однако, на пути даже самых многообещающих коммерческих и университетских организаций, занимающихся научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками стоят серьезные препятствия, не позволяющие им работать с Министерством Обороны. 

Поскольку экспериментирование в рамках проектов Министерства Обороны зависит от стабильного притока новых технологий, основной задачей концепции «TDA» остается использование информации и средств, которые ограничивают или устраняют препятствия для сотрудничества с поставщиками инновационных идей и технологий. Для этой цели могут быть использованы несколько уже имеющихся в наличии инструментов в системе Министерства Обороны. Среди них: (1) многоцелевые соглашения в соответствии с рекоммендациями к Секции 845 (Section 845 Other Transaction Agreements), которые используют упрощенные стандарты заключения коммерческих контрактов; (2) государственно-частные партнерства и сообщества практической деятельности, которые способствуют развитию сотрудничества между Министерством Обороны и представителями индустрии, а также стимулируют использование принципа совместного инвестирования; (3) совместное использование инфраструктуры, доступной для фирм, прошедших квалификационный отбор, с целью разработки прототипов для оборонной промышленности. Устранения препятствий на пути сотрудничества между представителями коммерческих организаций и государственными оборонными структурами еще недостаточно для того, чтобы заинтересовать коммерческий рынок в проектах, связанных с нуждами оборонной сферы. Необходимо идти навстречу частным фирмам-стартапам и большим компаниям в вопросах финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Именно в этом аспекте очень важен творческий подход к совместному инвестированию. Основываясь на успешной модели ЦРУ «In-Q-Tel», необходимо четко синхронизировать неразмывающее государственное финансирование с повышенной степенью риска с инвестициями венчурного капитала. Государственно-частное совместное инвестирование позволяет Министерству Обороны распределять риск, предоставляя ограниченное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок большему количеству различных проектов, а также уменьшать затраты за счет более широкого использования частного капитала.

 

Информированность в области технологий - «TDA».Мировой рынок научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок представляет собой как беспрецендентную угрозу, так и беспрецендентную возможность для Министерства Обороны. Технологические инновации в оборонной сфере, предоставляемые коммерческой индустрией и научно-исследовательским обществом, являются важным инструментом для снижения затрат на приобретение оборонных технологий и продукции, распределения рисков, связанных с технологиями, а также для ускорения инновационного процесса. Но те же самые технологии доступны и другим странам, организациям и частным лицам, чьи интересы идут вразрез с интересами США. Для сохранения военно-технологического преимущества США, Министерство Обороны должно, не дожидаясь угроз, настойчиво работать над созданием и внедрением бизнес-процессов и инструментов, оптимизированных для использования коммерческого рынка технологий в своих целях.

Концепция «TDA» заключается в создании новых, расширенных каналов для взаимодействия мировых, коммерческих и академических сообществ, занимающихся научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработоками в сфере оборонных инноваций. Используя обмен информацией и целевые программы, принцип «TDA» стимулирует процессы, необходимые для (1) разработки прототипов с использованием передовых технологий и экспериментирования, а также (2) приобретения и использования знаний, которые позволят США сохранить решающее военно-технологическое превосходство.