В одной лодке: как ЕС и Ливия пытаются решить вопрос нелегальной миграции

18.08.2017

По данным правительства Италии, в июле число мигрантов, прибывших на Апеннинский полуостров, сократилось почти в два раза по сравнению с прошлым месяцем. Этого результата удалось достичь благодаря повышению эффективности ливийской береговой охраны, которая по инициативе Италии получила финансирование от ЕС. При этом Рим решил пойти дальше и намеревается направлять свои корабли в территориальные воды Ливии. RT разбирался, удастся ли ЕС решить вопрос мигрантов и почему ливийские власти не всегда рады европейской помощи.

Ставка на Триполи

Как сообщает The Guardian, итальянские власти отрапортовали, что совместно с представителями ливийской стороны им удалось сократить вдвое количество нелегальных мигрантов, прибывающих морским путём из Ливии. Как правило, это не ливийцы, а выходцы из стран Чёрной Африки. В июле 2017 года число мигрантов, высадившихся в Италии, сократилось с 23 524 (в июне) до 11 459. Для сравнения, в июле прошлого года в страну въехало 23 522 мигранта. В августе 2017-го снижение числа мигрантов, прибывающих из Ливии, продолжилось, сократившись на 76% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

По мнению The Guardian, это результат более агрессивной политики как самой Италии, так и ливийских властей, которые приобрели на деньги Евросоюза патрульные катера и начали жёстко пресекать действия перевозчиков мигрантов. Автором этого плана стал итальянский министр внутренних дел Марко Миннити.

На фоне неудачных попыток Евросоюза хоть как-то решить проблему с потоком мигрантов из Ливии он предложил вложить деньги не в международные операции в Средиземноморье, а в ливийскую береговую охрану.

«Ставка делалась на то, что ливийская береговая охрана очень жёстко начала работать. Италия, используя финансирование Европейского союза, обучала эту береговую охрану, поскольку была наиболее заинтересована как страна, сильнее всего страдавшая от потока мигрантов», — объяснил RT стратегию итальянцев по борьбе с наплывом мигрантов декан факультета управления и политики МГИМО (У) Генри Сардарян.

Кодекс для «морского такси»

Сами итальянцы также ужесточили политику в области миграции. Они выставили ультиматум многочисленным международным неправительственным организациям, занимающимся спасением мигрантов в Средиземном море. НПО попросили подписать кодекс поведения на море, который позволял бы итальянским военным сопровождать их. В противном случае Италия пообещала закрыть свои порты для судов с мигрантами. Такие требования были вызваны обвинениями в адрес «морских спасателей» в том, что на самом деле они сотрудничают с незаконными перевозчиками мигрантов, выполняя функции «морского такси» в Европу.

На этой неделе итальянские власти продемонстрировали НПО, отказавшимся от подписания кодекса, что их угрозы небеспочвенны. В понедельник, 7 августа 2017 года судно Golfo Azzuro, принадлежащее испанской неправительственной организации ProActiva, занимающейся спасением беженцев на водах, не пустили в порты Италии и Мальты. Причиной стало неподписание этой организацией итальянского кодекса. Порты других средиземноморских стран ЕС также отказались принимать спасателей мигрантов.

На этом злоключения ProActiva не закончились. В этот же день другое их судно — Open Arms — предупредительными выстрелами в воздух отогнали от берегов Ливии местные патрульные катера.

«Мы сыты по горло этими организациями, — прокомментировал в эфире CNN инцидент представитель ливийских военно-морских сил бригадир Кассем. — Они увеличивают количество мигрантов и обогащают контрабандистов. При этом они критикуют нас, что мы не соблюдаем права человека».

В результате уже на следующий день ProActiva была вынуждена присоединиться к итальянскому кодексу поведения на море.

«В самой Италии сейчас идёт бурное обсуждение миграционного кризиса, и правящей Демократической партии невероятно важно показать хорошие результаты борьбы с этим кризисом мигрантов», — отмечает Сардарян.

В 2018 году в стране состоятся парламентские выборы, и решение миграционного вопроса станет одним из важнейших критериев, которые могут повлиять на исход голосования.

Камень преткновения

Ливийцы с радостью приняли от ЕС деньги на оснащение береговой охраны и на оборудование центров по размещению мигрантов в Ливии: на решение этой задачи ЕС в 2017 году выделил около $80 млн. Однако дальнейшие действия Италии не вызвали у ливийской стороны горячего энтузиазма.

В начале августа 2017 года Рим решил отправить свои патрульные корабли в территориальные воды Ливии, чтобы пресекать действия перевозчиков мигрантов на дальних подступах. Премьер-министр созданного ООН коалиционного правительства в Триполи Фаиз Сарадж согласился на эту меру, но повергся резкой критике своих министров. Один из четырёх вице-президентов, входящих в состав формально управляющего страной Президентского совета (этот орган выполняет президентские функции) назвал согласие Сараджа на итальянскую миссию незаконным.

Контролирующее восточную часть страны правительство в Тобруке, подчиняющееся фельдмаршалу Халифе Хафтару, выступило резко против инициативы Рима, а сам Хафтар пригрозил, что откроет огонь по итальянским кораблям, если они появятся у берегов Ливии.

«В данном случае Ливия выступает за то, чтобы никто не лез в их внутренние дела», — прокомментировал ситуацию в беседе с RT главный научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Анатолий Егорин.

По его мнению, основная причина противодействия ливийской стороны — защита своего национального суверенитета. Память о прошлом (Ливия ранее была итальянской колонией) заставляет ливийцев особенно остро воспринимать посягательства Рима на свою независимость.

«С Италией у них проблемы, — отметил эксперт. — С итальянцами много десятилетий были такие отношения, что ливийцы ничего не позволяли им делать на своей земле».

Как отметил в беседе с RT руководитель центра исламских исследований Института инновационного развития Кирилл Семёнов, это во многом ещё и денежный вопрос.

«От нелегальной миграции многие ливийские кланы получают очень неплохой доход, — утверждает эксперт. — Организация нелегальной миграции через территорию Ливии — это вторая, наверное, после нефти статья бюджета. Лоббисты кланов, которые на этом наживаются, а они есть и на западе, и на востоке Ливии, выступают против любого решения этого вопроса».

Транзитом через ад

Международные организации свидетельствуют, что африканцы снова превратились в живой товар. 5 августа 2017 года Der Spiegel, цитируя попавший в распоряжение издания доклад ЕС, сообщил, что задержанные в Ливии мигранты подвергаются бесчеловечному обращению и содержатся в антисанитарных условиях, несмотря на выделенные Евросоюзом миллионы долларов на финансирование миграционных центров. Мигрантов держат в заключении, пока их семьи не предоставят выкуп. Кроме того, миграционные центры продают и покупают друг у друга африканцев, а также используют их в качестве рабочей силы.

9 августа 2017 года международная неправительственная организация Oxfam опубликовала шокирующий доклад об обращении с африканскими мигрантами в Ливии. Исследование было проведено на основании интервью с беженцами, сумевшими добраться из Ливии на Сицилию.

«Изнасилование, пытки и рабский труд — это повседневные реалии для людей, которые застряли в Ливии, безуспешно пытаясь убежать от войны, преследований и бедности на Африканском континенте», — утверждает Oxfam.
Все опрошенные организацией женщины были неоднократно изнасилованы в Ливии, сексуальному насилию также подверглись и некоторые мужчины, 74% мигрантов заявили, что на их глазах убивали и пытали товарищей, 84% говорили, что их избивали и подвергали бесчеловечному обращению в Ливии, 80% лишали еды и воды.

«Когда меня поймали, они ударили меня винтовкой по голове, я потерял сознание, — рассказывает о своём пребывании в ливийском центре для мигрантов беженец из Сенегала. — Очнувшись, я подумал, что умер. Везде была кровь. Камера была полна людей. Полно трупов. Я видел, как солдаты сломали нос одному парню и потом избили его так жестоко, что он потерял зрение».

Очевидцы рассказывали, что тех мигрантов, которые не могли заплатить выкуп, заставляли работать на вооружённые группы, которые содержат центры заключения, или продавали в рабство.

Хотят откупиться

Участь мигрантов, которых «спасает» ливийская береговая охрана, беспокоит европейских правозащитников. Oxfam даже требует отказаться от проектов сотрудничества с Ливией в этом вопросе. Италия, напротив, воодушевлена их результатами.

«Когда мы заявили, что сделаем ливийскую береговую охрану вновь эффективной, это звучало, как мечта. В конце прошлой недели они спасли 1180 мигрантов, тогда как весь международный аппарат — только 130», — подчеркнул преимущества дружбы с ливийцами Марко Миннити.

Однако даже нынешнее снижение притока мигрантов всё равно не решает проблему полностью. К концу года количество мигрантов, прибывших в Италию из Ливии, по прогнозам составит около 140 000 человек. По словам Сардаряна, даже 11 тыс. человек в месяц — это слишком много для Италии.

«Это же надо переварить, это преступность, это люди, которые даже объясняться толком не могут, многие и не собираются работать, хотят жить на какие-то пособия», — отметил эксперт.

Поэтому министр внутренних дел Италии Марко Миннити предлагает не останавливаться на достигнутом и решать проблему усилиями всей Европы: во-первых, увеличить финансирование ливийской стороны, в частности, сил береговой охраны и центров для содержания беженцев, а во-вторых, создать специальную пятилетнюю программу европейских инвестиций в Ливию с тем, чтобы дать возможность людям, зарабатывающим на нелегальной миграции, переключиться на другие источники дохода.

«В логику нынешней бюрократической власти в Европейском союзе вполне вписалась бы такая модель, хотя мне лично она кажется ущербной, что они сами дают ливийцам возможности себя шантажировать: мы вам платим, чтобы вы к нам не пускали нелегальных мигрантов», — утверждает Сардарян.

Решить проблему поможет только воссоздание государственных структур в Ливии, где пока правят бал полевые командиры, уверен эксперт.

Источник: RT на русском