Третий путь Беларуси. Дубль №4
Беларусь остро нуждается в новом цивилизационном проекте, равноудалённом как от нынешнего курса белорусских властей, так и от деструктивных поползновений прозападной оппозиции
Нынешний кризис в Беларуси очень сильно отличается от всех предшествующих: во-первых, он самый серьёзный с 2011 года, во-вторых, носит системный характер. Плюс: Россия, как и прежде, не спешит протягивать руку помощи. По всем известным причинам. Очевидно, что белорусской «стабильности» пришёл конец, ибо доминирующая экономическая модель в этой стране себя полностью изжила. Возможности же для её реформирования минимальны, так как переизбранный в очередной раз президент Беларуси и его ближайшее окружение совершенно утратили связь с реальностью, что подтверждается не только пассажами из инаугурационной речи Лукашенко, но и первыми «смелыми» шагами по «модернизации» республики, вроде проведения с 1 июля 2016 года деноминации белорусского рубля и сокращения кадров в «лишних» спецслужбах.
Белорусские власти сами виноваты в происходящем, так как в идеологическом противостоянии выбрали пассивно-оборонительную тактику, что было глупо, ибо у всех соседей существуют свои не менее серьёзные внутренние проблемы.
Несмотря на все ставшие уже традиционными президентские призывы «не ссорить нашу страну с партнерами на международной арене и не трактовать потепление отношений с Россией или Евросоюзом как "разворот" белорусской внешней политики», ожидание подачек Запада и «сложности» в нынешних российско-украинских отношениях закрыли страницу «многовекторности» белорусской внешней политики. Причём, судя по всему, окончательно.
Без всякого сомнения, постоянно ухудшающаяся ситуация в экономике вынудит официальный Минск предпринять более решительные шаги по модернизации «подконтрольной территории», однако, следует учитывать, что тамошняя власть постоянно опаздывает как в принятии необходимых стратегических решений, так и в сроках их выполнения. Подробнее об этом в [1, I], [2, III], [3, II].
Поэтому весьма вероятный крах Беларуси будет быстрым и для достаточно многих внезапным. Учитывая необычайную стратегическую важность страны, произойдет столь серьёзная геополитическая дестабилизация всего региона, что недавние украинские события покажутся цветочками.
Ситуация будет усугубляться из-за деструктивного влияния ряда соседних стран, особенно Польши и Литвы, не только приютивших противников Лукашенко, но и фактически объявивших республике малую «холодную войну»: на территории Польши действуют ведущие подрывную деятельность оппозиционные СМИ, фонды и прочие структуры, Литва же готовит неких белорусских «специалистов» с прицелом на белорусскую «перестройку». Экономисты либеральных взглядов уже проникли в верхний и средний эшелоны белорусской власти - кадры для проведения преобразований в стиле реформ Гайдара и «шоковой терапии» Бальцеровича уже имеются.
Белорусские власти в значительной степени сами виноваты в происходящем, так как в идеологическом противостоянии выбрали пассивно-оборонительную тактику, что само по себе было глупо, ибо абсолютно у всех ближайших соседей страны существуют свои не менее серьёзные внутренние проблемы. По этим «слабым местам» было бы не грех и «стукнуть», что иногда делает Россия. Так, в Эстонии до сих пор имеет место притеснение русскоязычных «неграждан», включая белорусской национальности, в Латвии к этому прибавляются сложности и с латгальским меньшинством, Вильнюс не может найти взаимопонимания с литовскими поляками, а Варшава - с силезцами из Катовиц. Однако Минск даже не попытался воспользоваться этими и некоторыми другими возможностями - отсутствие активного противодействия с его стороны и породило чувство безнаказанности и вседозволенности у соседей.
Но не всё благополучно с белорусским вопросом и в «российском лагере». В этом смысле весьма показателен пример Михаила Делягина: на прошедшем 28 октября в Минске круглом столе «Задание на пятилетку» председатель президиума Института проблем глобализации не скупился на восторженные эпитеты в адрес как «белорусского общества и государства», так и белорусской «политики неподчинения народа интересам глобального бизнеса и спекулянтов». Другие белорусские проблемы, кроме невысокой средней зарплаты в 400 долларов, этим российским экономистом, публицистом и политологом озвучены не были [4]. Думается, отнюдь не по причине «московского» лукавства - дабы «не обижать» хозяев форума.
Также незаметно, что из эпопеи с Януковичем в России были сделаны правильные выводы: идти-то к цели лучше не одной колонной, а несколькими и разными, ибо в пути может что-то и случиться... Казаки Улаховича и либеральные демократы Гайдукевича, коммунисты и общественники «Белой Руси» и подобные им - это, по сути, разные вариации на тему одного и тоже же - родом из советского прошлого. Их ценность в ситуации грядущего краха весьма невелика. Малого того, в случае чего некоторые из них обязательно переметнутся к «бело-красным». А чего-то принципиально иного, с более высоким модернизационным потенциалом у Москвы нет.
Подытожим. В обозримом будущем перед Минском маячат две крайние безрадостные перспективы: либо «вторая Латвия» с обязательным демонтажем почти всей промышленности и эмиграцией значительной части трудоспособного населения - здесь с оценкой Делягина согласиться можно [4], либо автономия в составе Российской Федерации c неминуем «сползанием» показателей общественно-экономического развития на уровень Псковской и Новгородской областей. Это неизбежно - экономические системы в обеих странах слишком уж разные. Здесь принцип «одна страна - две системы» работать не будет: РФ - не Китай, а Беларусь - не Гонконг.
Таким образом, Беларусь остро нуждается в новом цивилизационном проекте, при реализации которого удалось бы преодолеть нынешнее «зависание» без чрезмерных жертв, лишений и разрушений. Так сказать, «Третий путь» Беларуси - равноудалённый как от официального курса белорусских властей, так и от деструктивных поползновений прозападной оппозиции. Сама эта идея не нова, ибо в Беларуси уже были три подобных «прожекта». Об их несостоятельности можно прочитать в [3, III].
Основные положения для этого «Третьего пути» следующие.
1. Беларуси нужна новая национальная символика.
Очевидно, что нынешняя национальная символика республики как и остальные элементы белорусской модели, мягко говоря, утратили актуальность. В первую очередь на смысловом уровне - Земной шар на гербе был уместен, когда Белоруссия являлась частью сверхдержавы СССР. Даже современная Россия от подобного элемента отказалась. Далее - обрамление герба в виде золотых колосьев, переплетенных цветками клевера и льна также выглядят странновато: главными сельхозкультурами республики являются картофель и сахарная свёкла.
Национальный орнамент на флаге вполне приемлем, как и нижняя зелёная часть полотнища - символ белорусских лесов и полей. Зато по верхней красной части флага есть много вопросов. В его описаниях в одной куче были смешаны пролитая «кровь белорусов в попытке добиться независимости» [5] c победоносными штандартами «грюнвальдской победы белорусских полков над крестоносцами, цвет знамен дивизий Красной Армии и белорусских партизанских бригад, освобождавших Беларусь от фашистских оккупантов и их прислужников» [6]. О сомнительности того, что красный цвет даже в сочетании с белым является национальным цветом Беларуси написано в [7].
Там же обоснована неприемлемость использования белорусами герба Погоня, «приватизированного» Литвой. В [3, I] акцентируется внимание на важнейшем элементе упомянутого герба - католическом лотарингском кресте. Если как символ антифашистского движения «Свободная Франция» он выглядит вполне прилично, то как важнейшая часть герба страны, где около 80% процентов населения причисляют себя к православным - категорически нет. Там же предлагалось в качестве новой символики использовать геральдику Полоцкого и Турово-Пинских княжеств, на которую ни Литва, ни Польша «претендовать» не могут.
Следует изжить довольно укоренившийся в массовом сознании белорусов негативный стереотип, что «холопство в составе Речи Посполитой или полу-холопство в Великом княжестве Литовском» - это и есть белорусский Золотой Век.
2. Ускоренная модернизация как важнейший элемент национальной идеи.
Варшаве следует напоминать, что Польша получила город Белосток в «обмен» на отданный Украине Львов, и если в польской столице так хотят бороться с наследием сталинизма, то всё следует вернуть в изначальное состояние…
Белорусская «стабильность», которая многими долгое время расценивалось как достижение, на поверку оказалась путём в никуда. Здесь вариантов для выбора правильного стратегического направления преобразований не так уж и много: «чисто» либеральный путь заведёт страну в Латвию, опыт реформ в Польше и Литве имеют весьма ограниченную ценность для республики [1, II], чешский вариант также не пройдёт из-за сильно изменившихся с начала 90-х внешних условий [1, I]. Очевидно, что для нормальной белорусской «перестройки» подойдут «гибридные» реформы - одновременное проведение рыночных преобразований с реформированием и развитием государственного сектора. Что вполне возможно: в [2, III] обращается внимание на реформирование послевоенной Японии генералом Макартуром, которое сторонники либерализма называют не иначе, как «условно демократическими», в [1, I] указывается на весьма эффективные южнокорейские реформы Пак Чон Хи.
3. Собирание земель белорусских: просим вернуть Белосток!
В результате событий XX века современная Беларусь утратила многие исконные белорусские земли - Латвия, Литва и Польша немало на этом поживились. Поднятие сейчас этого щекотливого вопроса означает не призыв к милитаризации страны и решению территориального вопроса силовыми методами, а его перевод в идеологическую плоскость - как контраргумент против развязавших «холодную войну» соседей. Официальной Варшаве периодически следует напоминать, что Польша получила город Белосток в «обмен» на отданный Украине Львов, и если в польской столице так хотят бороться с наследием сталинизма, то всё следует вернуть в изначальное состояние…
4. Переформатирование белорусской диаспоры как инструмент преодоления деполитизации страны.
То, что в Беларуси есть закон «О белорусах зарубежья», который должным образом не работает - не новость. И что «бело-красная» оппозиция вовсю старается использовать диаспору в странах ЕС в своих целях - тоже. Зато о российской стороне того же сказать нельзя, ибо потенциал многочисленной белорусской диаспоры в РФ используется слабовато. Например, для преодоления деполитизации белорусского общества: ведь не секрет, что в борьбе с оппозицией Лукашенко столь переусердствовал, что сейчас сам вынужден выдумывать себе оппонентов. Под недремлющим оком белорусского КГБ никакой разумной альтернативы ведущего в пропасть официального курса белорусских властей возникнуть не может - это возможно только за границей.
5. Культурное возрождение.
И с культурой в земле белорусской не всё благополучно: «Наш Минкульт ведёт политику геноцида белорусской кинорежиссуры» [8], «смотреть у нас нечего - и это не новость. Стиль устарел, и кадры разбегаются кто в Москву, кто в Варшаву - факт», «к независимому кино не готовы в большинстве своем ни те, кто сверху, ни те, кто снизу» [9] - таково мнение деятелей этой самой культуры. К этому можно добавить, что даже российско-белорусские культурные проекты как и прочие совместные проекты двух стран мало что добавляют в позитив: «остаться на плаву» позволяют, развиться дальше - нет. Нужна новая модель развития культуры, например, как уменьшенная копия современной российской.
6. «Параллельная» Беларусь.
К моменту «Х», когда нынешние белорусские «верхи» в условиях надвигающегося хаоса уже мало что смогут, а «низы», подогреваемые «Белсатами» и «Партизанами», будут активно проявлять недовольство, будет актуальным вопрос о наличии общественного движения, способного взять ответственность за будущее страны.